Дело № 2-2753/2019
УИД № 24RS0024-01-2019-002915-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Копыловой М.Н.,
при секретаре Курцевич И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Озолина И.Ю. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Озолин И.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к МБДОУ № 25 о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что в период с 01.09.2015 г. по 05.08.2019 г. работал у ответчика, при этом ответчик нарушал его трудовые права выплатой заработной платы в меньшем, чем предусмотрено законом размере за январь, март, май, июнь 2019г., просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 27175,36 руб.
В судебное заседание истец Озолин И.Ю. не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика - МБДОУ № 25 в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежаще.
Представитель третьего лица – Администрация г. Канска, Управления образования администрации г.Канска, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель третьего лица – Министерство финансов Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки не известил.
Суд, с учетом имеющихся ходатайств, положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям и в следующем объеме.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 25.12.2018 N 481-ФЗ на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2019 года 11280 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 11280 руб. (с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 18048 руб.
В силу ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Согласно требованиям ст.96, 149 ТК РФ, при работе в ночное время, т.е. в период с 22 часов до 6 часов, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 152 Трудового кодекса РФ, предусматривает, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Как установлено в судебном заседании, Озолин И.Ю. принята на работу МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № «Успех» на должность сторожа 01.09.2015г., ему установлен оклад в размере 2552 руб., северный коэффициент 30%, районный коэффициент 30%, надбавка за работу в ночное время 35%. Уволен 05.08.2019г. по сокращению штата.
В ходе рассмотрения дела было выявлено нарушение его трудовых прав, выразившееся в выплате заработной платы за январь, март, май 2019 года ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические, и особые условия труда, исходя из следующего расчета:
Январь 2019:
Норма часов 136, отработано истцом по должности 185 часов, из них 72 час. праздничные, 82 час. в ночное время, 49 часов сверхурочно.
2552 руб. (оклад):136=18,76 руб.(стоимость часа работы)
Расчет сверхурочной работы:
18,76руб. *2 час.*1,5=56,28 руб.
18,76 руб. *47 час. *2=1763,44 руб.
Расчет за работу в ночное время:
82 час. * 18,76 руб.*35%=538,41 руб.
Расчет за работу в праздничные дни:
72 час. *18,76 руб. =1350,72 руб.
(11280 руб. (за норму рабочего времени)+1819,72 руб. (доплата за сверхурочную работу)+538,41 руб. за ночные часы,+1350,72 руб. за праздничные дни)* 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка)= 23982,16руб. должно быть начислено – 19519,15 руб. начислено = 4463,01 руб. недоначислено.
Март 2019:
Норма часов 159, отработано истцом по должности 168 часов, из них 17 час. праздничные, 80 час. в ночное время, 9 часов сверхурочно.
2552 руб. (оклад):159=16,05 руб.(стоимость часа работы)
Расчет сверхурочной работы:
16,05руб. *2 час.*1,5=48,15 руб.
16,05 руб. *7 час. *2=224,70 руб.
Расчет за работу в ночное время:
80 час. * 16,05 руб.*35%=449,40 руб.
Расчет за работу в праздничные дни:
17 час. *16,05руб. =272,85 руб.
(11280 руб. (за норму рабочего времени)+272,85 руб. (доплата за сверхурочную работу)+ 449,40 руб. за ночные часы,+ 272,85 руб. за праздничные дни)* 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка)= 19640,16 руб. должно быть начислено – 18279,13 руб. начислено = 1361,03 руб. недоначислено.
Май 2019:
Норма часов 143, отработано истцом по должности 185 часов, из них 17 час. праздничные, 82 час. в ночное время, 42 часа сверхурочно.
2552 руб. (оклад):143=17,87 руб.(стоимость часа работы)
Расчет сверхурочной работы:
17,87руб. *2 час.*1,5=37,24 руб.
17,87 руб. *40 час. *2=1429,60 руб.
Расчет за работу в ночное время:
82 час. * 17,87 руб.*35%=512,87 руб.
Расчет за работу в праздничные дни:
17 час. *17,87руб. =303,79 руб.
(11280 руб. (за норму рабочего времени)+1466,84 руб. (доплата за сверхурочную работу)+ 512,87 руб. за ночные часы,+ 303,79 руб. за праздничные дни)* 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка)= 21701,60 руб. должно быть начислено – 19247,26 руб. начислено = 2454,34 руб. недоначислено.
Июнь 2019:
Норма часов 151, отработано истцом по должности 168 часов, из них 17 час. праздничные, 80 час. в ночное время, 17 часа сверхурочно.
2552 руб. (оклад):151=16,90 руб.(стоимость часа работы)
Расчет сверхурочной работы:
16,90руб. *2 час.*1,5=50,70 руб.
16,90 руб. *15 час. *2=507 руб.
Расчет за работу в ночное время:
80 час. * 16,90 руб.*35%=473,20 руб.
Расчет за работу в праздничные дни:
17 час. *16,90руб. =287,30руб.
(11280 руб. (за норму рабочего времени)+557,70 руб. (доплата за сверхурочную работу)+ 473,20 руб. за ночные часы,+ 287,30 руб. за праздничные дни)* 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка)= 20157,12 руб. должно быть начислено – 22055,63 руб. начислено с учетом перерасчета за июнь = 00 руб. недоначислено.
Всего ответчиком недоначислено: 8278,38 руб.
Расчет недоначислснной заработной платы подтверждается расчетными листами, табелями учета рабочего времени и не оспорен ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению и с работодателя в лице Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № «Успех» в пользу Озолина И.Ю. подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 8278,38 руб.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Озолина И.Ю. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № «Успех» о взыскании недоначисленной заработной платы – удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № «Успех» в пользу Озолина И.Ю. недоначисленную заработную плату за январь, март, май 2019г., в размере 8278,38 руб.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № «Успех» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Судья М.Н. Копылова