Судья Кострыкина И.В. №12-248/2020 года
№7-618/2020 года
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 09 октября 2020 года
Судья Астраханского областного суда Хаирова Д.Р.,
при помощнике судьи Смахтиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия г.Астрахани «Астрводоканал» на постановление государственного инспектора по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 02 марта 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Астрахани от 15 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия г.Астрахани «Астрводоканал»,
установил:
постановлением государственного инспектора по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Бычкова Д.В. № от 02 марта 2020 года юридическое лицо МУП г.Астрахани «Астрводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, МУП г.Астрахани г.Астрахани «Астрводоканал» обратилось в суд с жалобой, в которой считает постановление незаконным и просит его отменить.
Решением судьи Советского районного суда г. Астрахани от 15 июля 2020 года постановление государственного инспектора по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 02 марта 2020 года оставлено без изменения, жалоба МУП г.Астрахани «Астрводоканал» - без удовлетворения.
В жалобе МУП г.Астрахани «Астрводоканал» ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда и изменении постановления административного органа в части назначенного наказания. Учитывая, что неоформление ими документа, в котором отражены мероприятия по снижению негативного воздействия в период неблагоприятных метеорологических условий не создают угрозы причинения вреда государству и третьим лицам, просят заменить административный штраф на предупреждение.
Представитель межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителей МУП г.Астрахани «Астрводоканал» Радованович М.Н., Павлову О.В., поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу положений статьи 1 указанного Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическими требованиями (требования в области охраны окружающей среды, природоохранные) признаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 названного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 46 Федерального закона).
Постановлением Правительства Астраханской области от 29 мая 2019 года №182-П внесены изменения в постановление Правительства Астраханской от 11 апреля 2008 года № 150-П «О Порядке проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Астраханской области».
Пунктами 3,4 Порядка предусмотрено, что регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Астраханской области, путем проведения мероприятий, указанных в плане мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий - план мероприятий).
План мероприятий утверждается руководителем юридического лица (иным должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица), индивидуальным предпринимателем и согласовывается со службой в порядке, определенном правовым актом службы. В план мероприятий включаются положения, определяющие схему оповещения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе способ оповещения, сведения и иные данные должностных лиц, ответственных за организацию работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный в периоды неблагоприятных метеорологических условий (должность, телефон, адрес электронной почты).
Согласно пункту 2.9 «Положения о службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области», утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 13 июня 2006 года № 190-П, служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, к полномочиям которого в области охраны атмосферного воздуха отнесено согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Из материалов дела следует, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям на основании приказа Управления от 10 января 2020 года № 16 в период с 15 января 2020 года по 11 февраля 2020 года проводилась внеплановая выездная проверка в отношении МУП г. Астрахани «Астрводоканал», основным видом деятельности которого является водоснабжение и водоотведение населения, бюджетных организаций и промышленных предприятий города.
Согласно информации Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области № 04/937 от 27 января 2020 года, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для объекта негативного воздействия ЮОСК МУП г.Астрахани «Астрводоканал» по адресу: <адрес> в период с 05 февраля 2019 года по настоящее время не согласовывались, что является нарушением части 1 статьи 34, статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 19.30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения МУП г.Астрахани «Астрводоканал» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина МУП г.Астрахани «Астрводоканал» в совершении административного правонарушения подтверждается приказом «О проведении плановой выездной проверки» и уведомлением от 10 января 2020 года; актом осмотра, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30 января 2020 года; журналом учета НМУ; письмом от службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области; свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице; уставом юридического лица; протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.
Признавая МУП г.Астрахани «Астрводоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, который сделан на основе правильной оценки всех представленных доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется. С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В данном случае из материалов дела об административном правонарушении такая совокупность обстоятельств не усматривалась, судом указанные обстоятельства исследовались. При этом нарушение условий специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Принимая во внимание изложенное, основания для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи отсутствуют.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов судьи районного суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые оценены судьей при рассмотрении жалобы и получили надлежащую правовую оценку, оснований не соглашаться с которой не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления судьей районного суда, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 02 марта 2020 года, решение судьи Советского районного суда г. Астрахани от 15 июля 2020 года оставить без изменения, жалобу муниципального унитарного предприятия г.Астрахани «Астрводоканал» - без удовлетворения.
Судья Д.Р. Хаирова