Судья Курчак А.Н. № 33-2490-2024УИД 51RS0021-01-2024-000530-32

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 5 июля 2024 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск 3 июля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего Киселевой Е.А.
судей Исаевой Ю.А.
при секретаре Власовой Л.И.Урманчеевой А.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                       № 2-521/2024 по иску Шлопак Т. Н. к войсковой части *, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота», филиалу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» о взыскании заработной платы

по апелляционной жалобе филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» на решение Североморского районного суда Мурманской области от 8 апреля                  2024 г.

Заслушав доклад председательствующего Киселевой Е.А., выслушав объяснения представителя ответчика федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» и Министерства обороны РФ по доверенностям - Крмаджяна В.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Шлопак Т.Н. обратилась в суд с иском к войсковой части *, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее - ФКУ «ОСК Северного флота»), филиалу федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» (далее - филиал ФКУ «ОСК Северного флота» - «2 ФЭС») о взыскании заработной платы.

В обоснование заявленных требований Шлопак Т.Н. указала, что по настоящее время работает в войсковой части * с 13 мая 2015 г. как по основному месту работы в должности *** и с 30 мая 2017 г. по совместительству в должности ***.

В период с 1 января 2023 г. ей начислялась и выплачивалась заработная плата без учета дополнительных стимулирующих выплат, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, в размере меньше минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Полагала, что указанное дополнительное материальное стимулирование подлежит выплате сверх установленного минимального размера оплаты труда, поскольку не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда и осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда, и не может учитываться при определении доплаты до минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Уточнив исковые требования, согласившись с представленным ответчиком расчетом задолженности, истец просила суд взыскать с войсковой части * через лицевые счета филиала ФКУ «ОСК Северного флота» - «2 ФЭС» невыплаченную заработную плату за период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. по основному месту работы в размере *** рублей 59 копеек и по совместительству в размере *** рублей 34 копейки.

Определением судьи от 12 марта 2024 г. к участию в деле в качестве в качестве третьих лиц привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.

Судом постановлено решение, которым исковые требования Шлопак Т.Н. удовлетворены, с войсковой части * через лицевой счет финансового учреждения ФКУ «ОСК Северного флота» в лице филиала ФКУ «ОСК Северного флота» - «2 ФЭС», открытый в органах федерального казначейства, в пользу Шлопак Т.Н. взысканы недоплаченные денежные средства за период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. в размере *** рублей 59 копеек (без учета удержаний НДФЛ) по основному месту работы и в размере *** рублей 34 копейки (без учета удержаний НДФЛ) по внутреннему совместительству.

В апелляционной жалобе представитель филиала ФКУ «ОСК Северного флота» - «2 ФЭС» Пугачев С.В., ссылаясь на нарушение судом ном материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы указывает, что нормы трудового законодательства не содержат положений об исключении из состава заработной платы при сравнении с МРОТ выплат стимулирующего характера, которые не входят в систему оплаты труда, но входят в состав заработной платы.

Ссылается на письмо Минтруда России от 23 сентября 2020 г.                           № 14-0/10/В-8231, в котором сформулированы выводы о составе заработной платы работника при сравнении с МРОТ.

Указывает, что приведенная позиция подтверждается письмами директора Департамента социальных гарантий от 29 декабря 2020 г.                      № 182/5/9436, от 22 февраля 2024 г. № 182/5/1851, заключением ДСГ Североморскому районному суду Мурманской области от 22 февраля                    2024 г. № 182/5/1851 и по настоящее время остается неизменной.

Отмечает, что, учитывая специфику деятельности воинских частей, особенности осуществления трудовых функций гражданским персоналом, а также принципы трудового права по обеспечению дифференциации в оплате труда, включение установленных в Минобороны России компенсационных и стимулирующих выплат в должностные оклады (тарифные ставки), не представляется возможным.

Ссылаясь на то, что в спорные месяцы заработная плата истца без районного коэффициента и северной надбавки установлена работодателем в размере не ниже гарантированного минимального размера оплаты труда, считает ошибочным вывод суда о том, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда, гарантированный размер оплаты труда истца соблюден.

Приводит довод о том, что премия по приказу № 1010 выплачивается за счет средств экономии фонда оплаты труда, при этом сумма экономии бюджетных средств для работников в местностях с особыми климатическими условиями направляется в повышенном размере с учетом повышающих районных коэффициентов, что свидетельствует, по мнению подателя жалобы, о природе данной выплаты как приравненной к заработной плате, однако при доведении заработной платы до МРОТ учитывается только часть премии без районного коэффициента.

Считает, что судом первой инстанции неправильно истолкованы положения статей 129, 133, 349 Трудового кодекса Российской Федерации.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Шлопак Т.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Шлопак Т.Н, представитель ответчика в/ч *, представитель ФКУ «ОСК» - 2ФЭС, представитель Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2).

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Частью 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Согласно статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шлопак Т.Н. с 13 мая 2015 г. работает в войсковой части *, на основании трудового договора № 90 от 13 мая 2015 г. с учетом дополнительных соглашений к нему от 5 октября 2022 г. и от 20 октября 2023 г. в должности *** (основное место работы) и трудового договора № 309 от 30 мая 2017 г. с учетом дополнительных соглашений к нему от 5 октября                               2022 г. и от 20 октября 2023 г. в должности *** (по совместительству).

Работодатель истца – войсковая часть * находится на финансовом обеспечении ФКУ «ОСК СФ» - филиала «2 ФЭС».

Разделом VI коллективного договора войсковой части * на 2019-2022 гг. (действие которого продлено до 19.12.2023 дополнительным соглашением №1 от 28.11.2022), предусмотрено, что оплата труда работников войсковой части * производится на основании норм и требований, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации, и в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545.

Фонд оплаты труда включает в себя размеры установленных должностных окладов (тарифных ставок), а также компенсационных выплат, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях», и стимулирующих выплат, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 29 декабря 2007 г. № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях», который формируется и используется в соответствии с требованиями Приложения № 3 к приказу Министра обороны Российской федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (п. 6.1 коллективного договора).

Из пункта 6.2.1 коллективного договора следует, что дополнительная стимулирующая выплата предусмотрена гражданскому персоналу, полностью отработавшему месячную норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), заработная плата которого ниже минимального размера оплаты труда, без учета районного коэффициента и полярной надбавки, установленного с 1 января 2018 г., в пределах, доведенных на оплату труда гражданского персонала лимитов бюджетных обязательств за счет средств экономии оплаты труда, в соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон РФ от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда», указанием Департамента социальной гарантии Министерства обороны РФ от 16 февраля 2018 г. № 12/5/1126.

Пунктами 6.6.3, 6.6.4 коллективного договора предусмотрено установление доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в пределах экономии фонда заработной платы.

Указанным разделом VI коллективного договора предусмотрены выплаты работникам ежемесячной надбавки компенсационного и стимулирующего характера, единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545.

Пунктом 6.6 коллективного договора установлено, что работникам выплачиваются ежемесячные надбавки компенсационного характера в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545: за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием, а также за работу с шифрами; за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Проанализировав расчетные листки, условия коллективного договора, заключенных с истцом трудовых договоров, судом установлено, что истцу выплачивается должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 545 от 18 сентября 2019 г. «О системе оплаты труда гражданского персонала работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», районный коэффициент и процентная надбавка в связи с работой в районах Крайнего Севера, а также дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

Согласно дополнительным соглашениям от 5 октября 2022 г. к трудовому договору № 90 от 13 мая 2015 г. (по основному месту работы) истцу установлен должностной оклад *** рубля, к трудовому договору      № 309 от 30 мая 2017 г. (по совместительству) истцу установлен должностной оклад *** рублей (п.4.1.1).

Условиями трудовых договоров установлено, что работнику осуществляются компенсационного и стимулирующего выплаты, предусмотренные нормативными актами и коллективным договором.

На основании дополнительного соглашения от 20 октября 2023 г. к трудовому договору от 13 мая 2015 г., с 1 октября 2023 г. должностной оклад истцу установлен в размере *** рублей.

Дополнительным соглашением от 20 октября 2023 г. к трудовому договору№ 309 от 30 мая 2017 г. (по совместительству) с 1 октября 2023 г. истцу установлен должностной оклад в размере *** рублей.

В 2023 году заработная плата Шлопак Т.Н. начислялась с учетом районного коэффициента 1,5 и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80%.

В спорный период помимо иных предусмотренных трудовым договором и законом выплат, работодателем истцу выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

Начисление заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 45511 производится в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 и включает в себя следующие выплаты: а) должностные оклады (тарифные ставки); б) выплаты компенсационного характера (работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием; в) выплаты стимулирующего характера (за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы; сложность, напряженность и специальный режим работы), а также выплаты премии лицам гражданского персонала по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010.

Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения работниками должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (пункт 5.7 раздела Порядок и условия выплаты премии лицам гражданского персонала по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010 Положения).

Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, закона, подлежащего применению, оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив представленные расчеты, применив последствия пропуска срока давности по заявлению ответчика, который пропущен истцом по требованиям за январь 2023 г., и установив, что заработная плата за период с 1 февраля 2023 г. по 31 декабря 2023 г. выплачена не в полном размере, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Шлопак Т.Н. исковых требований за указанный период.

С указанным выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием судебная коллегия соглашается, находит его соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (части 1, 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.

Так, минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составлял: с 1 января 2022 г. – 13 890 рублей (Федеральный закон от 06.12.2021 №406-ФЗ); с 01 июня 2022 г. – 15 279 рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 973), с 1 января 2023 г. – 16 242 рубля (Федеральный закон от 19 декабря 2022 г.                                   № 522-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Соответствующая правовая позиция выражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П.

Как указано в части второй статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

В целях реализации в системе Вооруженных Сил Российской Федерации указанного постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 (действует с 1 октября 2019 г.), установлены для гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации размеры должностных окладов (тарифных ставок), а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с приложением № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (пункт 21 раздела 3).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Порядок № 1010).

Согласно пункту 2 данного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах, доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка).

В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного названным выше приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября                2019 г. № 545, при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда.

Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов на соответствующий финансовый год.

Как правильно указано судом первой инстанции, дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, в связи с чем дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.

Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат и направлено на усиление материальной заинтересованности, повышение ответственности и улучшение результатов труда работников.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование, являясь формой оплаты труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате, осуществляемый сверх гарантированной системой оплаты труда месячной заработной платы работника.

Согласно представленным справкам-расчетам по заработной плате с расчетом МРОТ, ФКУ «ОСК Северного флота» - «2 ФЭС» в составе МРОТ учитываются: оклад за фактически отработанное время + выслуга лет (40%) + ежемесячная премия + ЕДВ + оплачен МРОТ, впоследствии на указанную сумму начисляется полярная надбавка и районный коэффициент + премия 1010 + премия за год.

Из указанного следует, что в период с 1 февраля 2023 г. по                                31 декабря 2023 г. истцу работодателем выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010                           «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». При этом выплаченное дополнительное материальное стимулирование учитывалось при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.

При таких обстоятельствах, учитывая, что премия на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 относится к категории выплат стимулирующего характера, направлена на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников, указанная выплата, вопреки доводам жалобы, не подлежит учету при расчете доплаты до минимального размера оплаты труда.

Доводы подателя жалобы, касающиеся выплат стимулирующего характера, которые, по его мнению, не входят в систему оплаты труда, но входят в состав заработной платы, а также ссылки на письмо Минтруда России и несогласие с выводами суда о том, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г.                       № 1010, не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Суд правильно указал, что премия на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 относится к категории выплат стимулирующего характера, направлена на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников, в связи с чем указанная выплата не подлежит учету при расчете доплаты до минимального размера оплаты труда.

Доводы жалобы о том, что ответчик учитывал в составе минимального размера оплаты труда дополнительное материальное стимулирование, основываясь на письме Министерства обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 182/5/9436 «О заработной плате гражданскому персоналу воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации», разъяснениях Министерства труда Российской Федерации, изложенных в письме от 23 сентября 2020 г. № 14-0/10/в-8231, разъяснениях Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, в которых указано на необходимость учитывать все стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) вне зависимости от источника их финансового обеспечения (формирования) при соблюдении законодательства Российской Федерации о минимальном размере оплаты труда, основанием для отмены решения суда первой инстанции являться не могут, поскольку данные разъяснения не являются нормативно-правовым актом и имеют лишь рекомендательный характер и не должны нарушать права работника на получение заработной платы.

При изложенных обстоятельствах требования Шлопак Т.Н. о взыскании невыплаченной заработной платы в размере разницы между фактически начисленной заработной платой (без учета выплаченного дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г.                   № 1010) и установленным минимальным размером оплаты труда, верно признаны судом обоснованными.

Согласно представленным ФКУ «ОСК Северного флота – «2 ФЭС» расчетам за период с 1 февраля 2023 г. по 31 декабря 2023 г. сумма невыплаченной Шлопак Т.Н. заработной платы (по основному месту работы) составляет ***;

заработной платы (по совместительству) составляет ***.

Данный расчет судом проверен, является арифметически правильным, истец в своих уточнениях требований с ним согласился, настаивая на удовлетворении требований и просил из удовлетворить исходя из представленных ответчиком расчетов.

С учетом изложенного приведенные в апелляционной жалобе доводы не ставят под сомнение правильность выводов суда и не могут являться основанием к отмене оспариваемого судебного акта.

В целом доводы апелляционной жалобы содержат изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку заявителя действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, вместе с тем данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятом по делу судебном постановлении.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, не допустил нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таком положении решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░                 8 ░░░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» - «2 ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-2490/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шлопак Татьяна Николаевна
Ответчики
федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «2 финансово-экономическая служба»
Войсковая часть 45511
Другие
Министерство обороны Российской Федерации
Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Киселева Евгения Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
05.06.2024Передача дела судье
03.07.2024Судебное заседание
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2024Передано в экспедицию
03.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее