ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-4459/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Кононова Ю.С.
(2-1246/2024) УИД 91RS0024-01-2023-005747-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 мая 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи | Морозко О.Р. |
судей | Курской А.Г.,Подлесной И.А. |
при секретаре | ФИО7 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент социальной политики Администрации <адрес> Республики Крым, о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации за возмещение вреда, причиненного здоровью, понуждении совершить определенные действия, взыскании денежных средств,
по апелляционному представлению и.о. заместителя прокурора <адрес> Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, в лице своего представителя, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просил признать за ФИО1 право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, рассчитанной из заработка за период участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым установить к выплате ФИО1 с февраля 2023 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 63 909,70 рублей с последующей индексацией; взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО1 задолженность (недоплату) по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 672 362,77 рублей.
В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что истец является инвали<адрес> группы, вследствие полученного увечья при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с утратой профессиональной трудоспособности 80%. С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, вследствие радиационного воздействия, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС, исходя из твердой денежной суммы на основании Федерального закона №. Представитель истца полагает, что ФИО1 имеет право на определение размера компенсации возмещения вреда здоровья, исходя из среднего заработка с учетом степени утраты трудоспособности, данным правом истец ранее не пользовался. По мнению истца, компенсацию за возмещение вреда здоровью ответчик должен был рассчитать из заработной платы с учетом степени утраты трудоспособности, однако в 2015 году ответчик рассчитал компенсацию из твердой денежной суммы, как инвалиду 2 группы. Истец считает, что имеет право на расчет компенсации из денежного довольствия (условного заработка) за период любой из командировок 1987 года, поскольку оспариваемая ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью истца была незаконно назначена, как впервые получившему право на выплату компенсации возмещения вреда здоровью и впервые обратившемуся, тогда как истец стал получателем компенсационных ежемесячных сумм в связи с получением увечья с февраля 1992 года, то есть до введения в Российской Федерации нового правового регулирования, по которому возмещение вреда здоровью назначается в твердой денежной сумме исходя из группы инвалидности. Истцу не разъяснялось право выбора вариантов расчета ежемесячной выплаты, что привело к незаконному снижению объема возмещения вреда и оплате сумм возмещения вреда здоровью в меньшем размере, в связи с чем и обратился в суд с данным иском.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной политики Администрации <адрес> Республики Крым.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с указанным решением, и.о. заместителя прокурора <адрес> подал апелляционное представление, в котором просил отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Прокурор полагает, что решение суда принято без учета особенностей правового положения ФИО1, признанного гражданином Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ, и влечет нарушение принципа социальной справедливости в отношении истца, который оказался лишен возможности получения выплат на наиболее выгодных для него условиях, тогда как такие условия имеются у большинства граждан РФ, а также имелись и у самого ФИО1 в период его проживания на территории Украины.
Законом СССР №2146-1 закреплялось право инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с Чернобыльской катастрофой, на получение пенсии по инвалидности в размере фактического возмещения ущерба, которая по желанию граждан подлежала исчислению из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения. Аналогичное требование закреплялось и в первоначальной редакции Закона РФ №1244-1, которая действовала до принятия Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ, которым возмещение указанного вреда установлено в форме выплаты ежемесячной денежной компенсации в твердых денежных суммах в зависимости от группы инвалидности. При этом гражданам Российской Федерации, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы и обратившимся за назначением компенсаций до 2001 года, до внесения данных изменений являвшимся получателями компенсаций, предоставлялось право самостоятельно выбрать наиболее выгодный для них порядок расчета компенсации - в виде твердой денежной суммы или исходя из заработка.
Указывает, что законодательством Украины для граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы в числе прочих выплат предусматривалась дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, размер данной пенсии исчислялся из среднего заработка, полученного за работу в зоне отчуждения, то есть граждане Украины, в том числе ФИО1 в период его проживания на территории Украины, получали дополнительную пенсию, которая по своей природе эквивалентна компенсациям, установленным российским законодательством, при этом она исчислялась из среднего заработка.
Прокурор обращает внимание, что согласно положениям Федерального конституционного закона №6-ФКЗ размеры пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, выплачиваемых этим категориям граждан по состоянию на 21.02.2014. При изменении порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а в условиях их предоставления не могут быть ухудшены. Действующим федеральным законодательством не предусмотрены правовые основания для изменения порядка исчисления денежных выплат в счет возмещения вреда здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, которые истец получал по состоянию на 21.02.2014. Автор представления полагает, что в условиях неопределенного правового регулирования, судом по формальным основаниям принята позиция правоприменительных органов, при этом, не учтена актуальная судебная практика, в соответствии с которой индивидуальные правовые ситуации, связанные с необходимостью восстановления социальных прав граждан, проживавших на территории Республики Крым и г. Севастополя, признанных гражданами Российской Федерации, могут быть разрешены посредством обращения в суд.
Прокурор в судебном заседании поддержала апелляционное представление и просила его удовлетворить.
Истец в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждено соответствующим почтовым уведомлением.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, что подтверждено соответствующим почтовым уведомлением.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие истца.
Заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился в командировке по ликвидации аварии на ЧАЭС, заработная плата за этот период составляла 1225,84 руб. (л.д. 75).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освидетельствован для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, нуждаемости в дополнительных видах помощи, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования по ВТЭК серии ВТЭ10 №. Истцу установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности – заболевание связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, заключение об условиях и характере труда - нетрудоспособен (л.д. 14-16, 76-77).
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена пенсия по инвалидности ЧАЭС в размере 2 290 руб., состоящая из: основной пенсии в размере 979,20 руб. (80% от заработка 1224 руб.), надбавки в сумме 979,20 руб., повышения в сумме 332 руб. (л.д. 73).
ДД.ММ.ГГГГ истцу бессрочно установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности – заболевание связано с исполнением служебных обязанностей по ЛПА на ЧАЭС (л.д. 78).
Протоколом комиссии по назначению пенсии ФИО1 прекращена выплата пенсии в связи с переходом на пенсию по линии МВД, указано, что пенсия выплачена по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88).
Распоряжением Ялтинского ГУ ПФУ в АРК от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по инвалидности ЧАЭС в связи с переходом с пенсии по линии МВД. Пенсия состоит из 80% заработка, дополнительной пенсии по инвалидности 2 группы вследствие Чернобыльской катастрофы, повышения (л.д. 89-90).
Решением Ялтинского городского суда АР Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого приобщена к материалам дела в составе копии пенсионного дела истца, на Управление Пенсионного фонда Украины в <адрес> АР Крым возложена обязанность осуществить перерасчет и выплату ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ и бессрочно государственную пенсию в размере 8 минимальных пенсий по возрасту и ежемесячную дополнительную пенсию за вред, причиненный здоровью, в размере 75% минимальной пенсии по возрасту, исходя из размера минимальной пенсии по возрасту, установленного ч. 1 ст. 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и размеров прожиточного минимума для лиц, которые утратили трудоспособность, определенных законами на момент выплаты. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и обращено к исполнению.
Главным управлением Пенсионного фонда Украины в АР Крым истцу и пенсионному органу <адрес> дан ответ №/М-23, которым разъяснено, что согласно ст. 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» №796-XII от 28.02.1991 исчисление пенсии в размере возмещения ущерба может производиться по желанию гражданина из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения в 1986-1990 гг., в размере возмещения фактического ущерба, который определяется в соответствии с законодательством. Кабинетом Министров Украины 23.11.2011 принято постановление №1210 «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы», которым с 01.01.2012 утвержден Порядок исчисления пенсий лицам, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы. Пунктом 12 Постановления №1210 установлено, что в случае, когда размер пенсионных выплат (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи, сумм индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме пенсий за особые заслуги перед Украиной) не достигает у инвалидов-участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которым установлена причинная связи инвалидности с Чернобыльской катастрофой, 2 группы – 255 процентов прожиточного минимума для лиц, которые утратили трудоспособность, выплачивается ежемесячная государственная адресная помощь к пенсии в сумме, которая не достигает до указанных размеров. Указано, что общий размер пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ составил 2 136,90 грн. (838 грн. х 255%) (л.д. 93-94).
Распоряжением УПФУ в <адрес> АРК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена пенсия в общем размере 2 279,70 грн., из которых: государственная пенсия по инвалидности – 1 430,40 грн., повышение инвалиду армии – 357,60 грн., дополнительная пенсия за ущерб причиненный здоровью вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС (инвалид 2 группы) – 357,60 грн., доплаты – 50 грн. и 84,10 грн. (л.д. 98).
В материалах пенсионного дела (лист 135) имеется вклейка, в которой указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии ФИО1 составлял 2 419,95 грн., в связи с чем размер пенсии в рублях составил 18 391,62 руб. (2 419,95х3,8х2), в копии пенсионного дела, предоставленной в материалы дела, данная страница отсутствует, в связи с чем она приобщена судебной коллегией в судебном заседании.
Ответом ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 сообщено, что Управление не является правопреемником Управления Пенсионного фонда Украины в <адрес> АРК, в связи с чем не имеет возможности предоставлять данные из архива для начисления пенсии. Также сообщено, что истец состоит на учете в Управлении как получатель страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ, общий страховой стаж учтен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и составляет 37 лет 5 месяцев 8 дней. С ДД.ММ.ГГГГ размер страховой пенсии по старости истца, перерасчитанной в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, составил 22 249,50 руб., в том числе: базовый размер пенсии – 3 935 руб., страховая пенсия с учетом индексации 11,4% - 7 505,15 руб., пенсия по инвалидности – 10 809,35 руб. С ДД.ММ.ГГГГ размер страховой пенсии по старости истца, перерасчитанной в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, составил – 25 177,56 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 26 370,15 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 27 109,79 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 28 499,29 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 29 784,76 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 31 634,88 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 32 111,40 руб. (л.д. 13).
По запросу суда в материалы дела предоставлен ответ Департамента социальной политики Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в 2021 году в рамках перехода на предоставление отдельных мер социальной поддержки по принципу «единого окна» с использованием информационных технологий и ресурсов Департамент передал в ведение Пенсионного фонда России меры социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации: ежемесячная денежная компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности), ежемесячная денежная компенсация на питание детей, ежемесячная компенсация семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежегодная компенсация семьям, потерявшим кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, единовременная компенсация семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, ежегодная компенсация за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, единовременная компенсация за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, оплата дополнительного оплачиваемого отпуска, единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительными оплачиваемыми отпусками гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие техногенных катастроф и ядерных испытаний, ежегодная компенсация на оздоровление. Предоставлена справка о назначенных мерах социальной поддержки и начисленных суммах, в частности, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного его здоровью по ЛК «ЧАЭС» - инвалиды вследствие радиационного воздействия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64-72).
Отказывая в удовлетворении требований истца суд руководствовался тем, что назначенные и выплаченные ежемесячные компенсационные выплаты в связи с повреждением здоровья вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС были установлены истцу в размерах, которые соответствовали действовавшему по состоянию на 01.01.2015 законодательству, ввиду чего оснований для осуществления перерасчета компенсационной выплаты не имеется.
Судебная коллегия в целом соглашается с указанным выводом, исходя из следующего.
Законом СССР от 12 мая 1991 года № 2146-1 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы» установлено, что отношения, связанные с социальной защитой граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним другими актами законодательства СССР, а также законодательными актами республик.
Граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чернобыльской катастрофы, льготное медицинское обслуживание, получение компенсаций и льгот за проживание и работу на загрязненной радиоактивными веществами территории, в условиях действия неблагоприятных факторов, вызванных этой катастрофой (ст. 3).
В статье 4 Закона № 2146-1 было закреплено, что настоящим Законом устанавливаются основные виды и размеры денежных компенсаций и льгот, предоставляемые гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы. Размеры денежных и иных компенсаций и льгот, не установленные в настоящем Законе, определяются Правительством СССР, если не оговорено иное. Союзные республики, территории которых подверглись радиоактивному загрязнению в результате указанной аварии, могут устанавливать дополнительные компенсации и льготы за счет республиканского бюджета и других средств.
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона №2146-1 лица, указанные в пункте 2 статьи 12 настоящего Закона, имеют право на компенсации и льготы, предусмотренные пунктами 2, 3, 6 - 8, 13, 15 - 19, 21 - 28 статьи 13 настоящего Закона, а также на возмещение ущерба, причиненного в результате заболевания или увечья, возникших в связи с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, приведших к стойкой утрате трудоспособности (без установления инвалидности), определяемого в порядке, предусмотренном законодательством для случаев возмещения такого ущерба, причиненного рабочим и служащим при исполнении ими своих трудовых обязанностей;
В Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в целях защиты прав и интересов граждан РСФСР, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы 15 мая 1991 года был принят Закон № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1).
В статье 1 названого закона было прямо указано, что настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов граждан РСФСР, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Наряду с другими мерами социальной защиты указанной категории граждан было предоставлено право на возмещение вреда здоровью в размере, который сначала исчислялся из среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, определяемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (пункт 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), а после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (т.е. после 15 февраля 2001 года) - устанавливался в твердых суммах, дифференцированных в зависимости от группы инвалидности.
При этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить ежемесячные денежные выплаты в ранее определенном размере (но не превышающем 10 000 рублей) либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в первоначальной редакции).
Таким образом, право на ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере, исчисляемом из среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, определяемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, имели только те лица, которым такое возмещение было назначено по Закону Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 15 февраля 2001 года.
На момент установления истцу пенсии по инвалидности и последующих изменений ее размера до 18.03.2014 на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
В соответствии со статьей 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» пенсии лицам, отнесенным к категории 1, 2, 3, 4 устанавливаются в виде: а) государственной пенсии; б) дополнительной пенсии за ущерб, причиненный здоровью, которая назначается после возникновения права на государственную пенсию.
Статьей 50 вышеуказанного закона было предусмотрено, что лицам, отнесенным к категории 1, назначается ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненным здоровью, в размерах:
- инвалидам I группы - 100 процентов минимальной пенсии по возрасту;
- инвалидам II группы - 75 процентов минимальной пенсии по возрасту;
- инвалидам III группы, а также лицам, перенесшим лучевую болезнь любой степени и заболевание которых связано с воздействием радиоактивного облучения,- 50 процентов минимальной пенсии по возрасту.
В соответствии со статьей 51 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы»:
- лицам, отнесенным к категории 2, ежемесячная дополнительная пенсия за ущерб, причиненный здоровью, назначается в размере 30 процентов минимальной пенсии по возрасту.
- лицам, отнесенным к категории 3, дополнительная пенсия за ущерб, причиненный здоровью, назначается в размере 25 процентов минимальной пенсии по возрасту.
- лицам, отнесенным к категории 4, дополнительная пенсия за ущерб, причиненный здоровью, назначается в размере 15 процентов минимальной пенсии по возрасту.
Статьей 14 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» для установления льгот и компенсаций определены четыре категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы.
В частности, инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших от Чернобыльской катастрофы, в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, больные вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью, а также лица, заболевание которых связано с последствиями Чернобыльской катастрофы, были отнесены к категории 1.
В соответствии со статьей 54 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы могли назначаться по желанию гражданина из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения в 1986 - 1987 годах, в размере возмещения фактических убытков, который определяется согласно законодательству, но не ниже размеров, предусмотренных Законом Украины «О пенсионном обеспечении». При этом пенсия по инвалидности участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые в 1986 году непосредственно на станции принимали участие в работах, связанных с устранением самой аварии, не может быть ниже: по I группе инвалидности - семи минимальных заработных плат, по II группе инвалидности - пяти минимальных заработных плат, по III группе инвалидности - трех минимальных заработных плат.
Статьей 57 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» было предусмотрено, что исчисление среднемесячного заработка производится в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении».
При этом по желанию обратившегося за пенсией среднемесячный фактический заработок для исчисления пенсии мог браться за любые 12 месяцев подряд работы на территориях радиоактивного загрязнения. В случаях, когда лицо, обратившееся за пенсией, проработало на территориях радиоактивного загрязнения менее 12 месяцев, среднемесячный заработок определялся путем разделения общей суммы заработка за календарные месяцы работы на количество этих месяцев, а в случаях, когда лицо проработало на указанных территориях менее месяца, пенсия могла исчисляться из заработка за этот календарный месяц с добавлением к заработку на основной работе. Для лиц, которые работали в зоне отчуждения меньше месяца и заболели лучевой болезнью, пенсия могла исчисляться из заработка за фактически отработанное время.
Из приведенных норм следует, что законодательство Украины не предусматривало исчисления компенсации возмещения вреда здоровью из среднего заработка. За вред, причиненный здоровью, назначалась дополнительная пенсия в процентном отношении к минимальной пенсии по возрасту.
Исходя из содержания, имеющегося в материалах пенсионного дела истца, судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения определением суда апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, являющемуся инвалидом второй группы, была назначена ежемесячная дополнительная пенсия согласно статье 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» в размере 75% от минимальной пенсии по возрасту.
В соответствии с Порядком исчисления пенсии лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, утвержденным Постановлением Кабинета министров Украины от 23 ноября 2011 года №1210, заработная плата учитывалась для исчисления основной пенсии (пункты 1-12), тогда как ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, выплачивалась с 1 июля 2012 года в процентном отношении к прожиточному минимуму, в частности, инвалидам II группы, относящимся к первой категории, - 40%, для других инвалидов II группы, в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, – 20%, иным лицам, относящимся ко второй категории, - 15%.
В редакции Порядка от 25 марта 2014 года ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, установлена в твердой денежной сумме. В частности, инвалидам II группы, относящимся к первой категории, - 379,6 гривен. Для других инвалидов II группы, в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, - 227,76 гривен, иным лицам, относящимся ко второй категории, - 170,82 гривен.
Таким образом, на момент принятия Республики Крым в состав Российской Федерации ФИО1 С.А. являлся получателем государственной пенсии по инвалидности и дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью по ст. 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года №796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы», в размере 40% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. При этом, в силу п. 12 Порядка от 23 ноября 2011 года №1210 в случае, когда совокупный размер пенсионных выплат не достигал 255% прожиточного минимума для инвалидов ІІ группы, им подлежала выплате ежемесячная государственная адресная помощь к пенсии в сумме, недостающей до указанного размера. Поскольку совокупный размер пенсионных выплат истца, в том числе размер государственной пенсии по инвалидности, дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью и иных доплат не достигал 255% от прожиточного минимума в Украине, совокупная пенсионная выплата истца составляла 255% от прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.
Следует отметить, что ФИО1 не проживал на территории РСФСР и Российской Федерации на момент установления ему пенсии по инвалидности и дополнительной пенсии, как и на момент принятия Закона Российской Федерации №1244-1 и Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, пенсии на основании указанных законов ему не назначались, в связи с чем истец не относится к категории лиц, которым было дано право выбора порядка исчисления размера пенсии в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ.
Как установлено в ч. 3 ст. 11 Закона № 6-ФКЗ размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода.
В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 04.04.2014 № 1960-6/14 "О некоторых вопросах выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, пенсий и иных социальных выплат" перерасчет пенсий осуществлялся с использованием коэффициента перерасчета с украинской гривны на российский рубль – 3,8.
В соответствии с Указом Президента РФ от 31.03.2014 № 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в дополнение к назначенной им пенсии устанавливалась ежемесячная выплату (далее - выплата к пенсии): с 1 апреля 2014 г. - в размере 25 процентов от назначенной пенсии, с 1 мая 2014 г. - в размере 50 процентов, с 1 июня 2014 г. - в размере 75 процентов, с 1 июля 2014 г. - в размере 100 процентов от назначенной пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 208-ФЗ) с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона № 208-ФЗ при назначении, перерасчете и выплате пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат учитывается льготный статус граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно либо на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно.
Как установлено ч. 4 ст. 3 Закона № 208-ФЗ, если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В течение переходного периода в 2014 г. для граждан, проживавших на территории Республики Крым, было закреплено, что установленная в п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона № 1244-1 ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью фактически соответствует (так как устанавливалась взамен) дополнительной пенсии за ущерб, причиненный здоровью, которая устанавливалась на основании ст.ст. 49-50 Закона Украины № 796-XII.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем пенсии по законодательству Российской Федерации и денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, установленной исходя из твердой денежной суммы на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действующей на момент обращения.
В соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно ст. 12 Закона Украины от 22.12.2011 №4282-VI «О государственном бюджете Украины на 2012 год» для лиц, которые утратили трудоспособность, установлены следующие размеры прожиточных минимумов: с 1 января – 822 грн., с 1 апреля – 838 грн., с июля – 844 грн., с 1 октября – 856 грн., с 1 декабря – 884 грн.
В силу ст. 7 Закона Украины от 06.12.2012 №5515-VI «О государственном бюджете Украины на 2013 год» в 2013 году для лиц, которые утратили трудоспособность, прожиточный минимум установлен: с 1 января 894 грн., с 1 декабря – 949 грн.
Таким образом, исходя из материалов пенсионного дела, на момент последнего перерасчета пенсии по законодательству Украины истец получал государственную пенсию в размере 1 518,40 грн. (949 грн. (размер прожиточного минимума) х 160%), дополнительную пенсию за ущерб, причиненный здоровью в размере 379,60 грн. (949 грн. (прожиточный минимум) х 40%), дополнительную пенсию за вред здоровью военнослужащему в размере 379,60 грн. (949 грн. (прожиточный минимум) х 40%), которые в общей сумме не достигали 255% прожиточного минимума, установленного с ДД.ММ.ГГГГ (2 419,95 грн.), ввиду чего истцу выплачивалась компенсация (адресная помощь) в размере 142,35 грн., являющаяся разницей между размером 255% прожиточного минимума и фактическим размером получаемых выплат, в связи с чем совокупный размер выплаты согласно вышеуказанной вклейке о размере пенсии составил 2 419,95 грн. (949 грн. х 255%).
Ввиду изложенного и с применением приведенного правового регулирования, размер пенсии истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 18 391,62 рублей (2 419,95х3,8х2).
Исходя из данного размера пенсии истца и подлежал разрешению вопрос о размере подлежащих назначению истцу соответствующих выплат на основании законодательства Российской Федерации.
При этом, выплачивавшийся истцу размер ежемесячной дополнительной пенсии за ущерб, причиненный здоровью, составлял 379,60 грн. (949 грн. (прожиточный минимум) х 40%), что в переводе на рубли с применением повышения составило 2 884,96 рублей (379,60х3,8х2), тогда как в соответствии с законодательством Российской Федерации размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, составил с ДД.ММ.ГГГГ 8 169,13 рублей, ввиду чего, во исполнение приведенного правового регулирования, с ДД.ММ.ГГГГ указанная ежемесячная денежная компенсация была назначена истцу и выплачивалась в предусмотренном законодательством Российской Федерации более высоком размере.
Поскольку дополнительная пенсия за вред здоровью была назначена и выплачивалась истцу в процентном отношении к минимальной пенсии по возрасту в соответствии со ст. 49 Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796-ХII «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» иного порядка назначения и выплаты такой пенсии законодательство Украины не устанавливало (в частности от заработка, полученного в период нахождения в зоне ЧАЭС), с учетом того, что в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», таким лицам государством сохранено право на получение соответствующих выплат, что и было реализовано истцом путем обращения в Департамент социальной политики администрации <адрес> и получением им назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации ЕДК (ежемесячной денежной компенсации) в более высоком размере, чем полагалось по законодательству Украины в сохраненном размере, установленный размер и порядок расчета спорной ежемесячной денежной компенсации не нарушил прав истца.
В свою очередь, после передачи полномочий по назначению и выплате указанной социальной выплаты Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым обоснованно продолжило выплачивать ее в установленном законодательством Российской Федерации размере с учетом производимых индексаций, ввиду чего судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заявленные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежали, поскольку право истца ответчиком нарушено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционное представление и.о. заместителя прокурора <адрес> без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий | О.Р. Морозко |
Судьи | А.Г. Курская И.А. Подлесная |