Дело № 2-240/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2018 года с. Троицкое
Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Сосницкой Е.В.,
при секретаре Рубцовой М.Н.,
с участием:
представителя истца помощника прокурора Нанайского района Иванова П.А.,
представителя ответчика врио главы Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края Верещагиной Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нанайского района Хабаровского края, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Найхинского сельского поселения об обязании обустроить муниципальное кладбище в соответствии с СанПин 2.1.2882-11,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нанайского района Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Найхинского сельского поселения об обязании обустроить муниципальное кладбище в соответствии с СанПин 2.1.2882-11. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка Администрации Найхинского сельского поселения на предмет соблюдения администрацией поселения единых санитарных и экологических требований к выбору и содержанию мест погребения.
В ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с постановлением администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от 07.07.2017 №878 в постоянное бессрочное пользование администрации Найхинского поселения предоставлен земельный участок под кадастровым номером № (примерно <адрес>), под кладбище. На администрацию Найхинского сельского поселения возложено бремя содержания указанного объекта, и следовательно муниципальное образование выступает в качестве юридического лица, занимающегося вопросами эксплуатации муниципального кладбища в условиях отсутствия специализированной организации.
Муниципальное кладбище не отвечает требованиям СанПин 2.1.2882-11, а именно: в нарушение п.п. 6.3, 6.4 СанПин 2.1.2882-11, в условиях отсутствия централизованной системы водоснабжения на кладбище не организовано хозяйственно-питьевое водоснабжение в том числе, по средствам обустройства шахтных колодцев для полива, кроме того отсутствует общественный туалет выгребного типа. Проектом кладбища, в качестве альтернативы шахтного колодца для полива, предусмотрено наличие в административно-хозяйственной части кладбища резервуара для хранения воды в летнее время года. В ходе осмотра указанный резервуар отсутствовал.
В нарушение п.п. 6.6, 6.7 СанПин 2.1.2882-11, участок муниципального кладбища не оборудован площадкой для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование). Указанные мероприятия также предусмотрены проектом кладбища, вместе с тем, по причине отсутствия площадки для сбора мусора в границах кладбища не установленными лицами навалом складирован мусор, порубочные остатки.
Ссылаясь на данное обстоятельство, прокурор просил обязать ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать выполнение следующих работ на муниципальном кладбище, а именно:
- обустроить систему хозяйственно - питьевого водоснабжения, а так же построить общественный туалет выгребного типа в соответствии с требованиями п.п.6.3, 6.4 Сан Пин 2.1.228-11;
- обустроить на территории кладбища площадку для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) в соответствии с требованиями п.п.6.6, 6.7 СанПин 2.1.2882-11.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Нанайского района Иванов П.А. уточнил исковые требования в части, а именно просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок до 01 февраля 2019 года, а не в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика врио главы Найхинского сельского поселения Верещагина Р.А. с исковыми требования согласна в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется, исходя из предполагаемого количества захоронений на нем, и может превышать сорок гектаров.
В силу ч. 1 ст. 17 Закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Закона).
В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона).
В силу ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Согласно 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости (п. 6.2).
Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды (п. 6.3).
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (п. 6.4).
На участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (п. 6.6).
В силу 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
По делу установлено, что прокуратурой Нанайского района была проведена проверка исполнения администрацией Найхинского сельского поселения требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании кладбища на земельном участке под кадастровым номером № (<адрес>
Между тем, как видно из материалов дела, по результатам проверочных мероприятий от 29.03.2018 установлено, что муниципальное кладбище не отвечает требованиям СанПин 2.1.2882-11.
Согласно акту осмотра установлен факт отсутствия дренажа и обваловки территории кладбища. В границах кладбища установлен факт складирования навалом лесорубочных остатков, мусора (остатки венков, лент, иных отходов). На территории нет места складирования отходов, а именно отсутствует огороженная площадка для мусоросборников с твердым покрытием. Отсутствуют контейнера для сбора мусора. Не оборудована административно -хозяйственная зона, предусмотренная проектом. Нет общественного туалета выгребного типа и резервуара для водоснабжения кладбища.
При таких обстоятельствах, учитывая положения вышеназванных норм, суд считает, что имеются основания для возложения на администрацию Найхинского сельского поселения обязанности обустроить систему хозяйственно - питьевого водоснабжения, а так же построить общественный туалет выгребного типа в соответствии с требованиями п.п.6.3, 6.4 Сан Пин 2.1.228-11 и обустроить на территории кладбища площадку для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) в соответствии с требованиями п.п.6.6, 6.7 СанПин 2.1.2882-11.
Учитывая изложенное, а также полное признание иска ответчиком, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нанайского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Найхинского сельского поселения об обязании обустроить муниципальное кладбище в соответствии с СанПин 2.1.2882-11 - удовлетворить.
Обязать Администрацию Найхинского сельского поселения в срок до 01 февраля 2019 года на муниципальном кладбище, которое расположено на земельном участке под кадастровым номером № (<адрес>):
-обустроить систему хозяйственно -питьевого водоснабжения, а также построить общественный туалет выгребного типа в соответствие с требованиями п.п.6.3, 6.4 СанПин 2.1.2882-11;
- обустроить на территории кладбища площадку для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием( асфальтирование, бетонирование) в соответствии с требованиями п.п.6.6, 6.7 СанПин 2.1.2882-11.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Нанайский районный суд Хабаровского края.
Мотивированное решение изготовлено: 17.08.2018.
Судья Сосницкая Е.В.