Дело №2а-262/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кваркено 13 мая 2021 года
Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тарасенко А.Г.
при секретаре Шмелевой Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора Кваркенского района
Рамзаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Кваркенского района Оренбургской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Коминтерновский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
прокурор обратился в суд с названным иском к указанному ответчику.
Указал, что решением Совета депутатов МО Коминтерновский сельсовет №1 от 30.12.2020 принят бюджет указанного МО на 2021 год и период 2022-2023 годов. В нарушение закона в местном СМИ в 2020-2021 годах решение Совета депутатов МО Коминтерновский сельсовет №113А от 23.03.2020 «Об утверждения отчета исполнения бюджета за 2019 год» не публиковалось. Не опубликование правовых актов в сфере бюджетных правоотношений ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц, затрагивает их права и законные интересы, влечет их неисполнение. Прокурор 29.01.2021 в адрес главы МО Коминтерновский сельсовет внес представление об устранении указанного нарушения. Доныне нарушение не устранено. Такое бездействие ответчика создает предпосылки для коррупционных проявлений, так как нарушается принцип прозрачности сведений о бюджете МО, что нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.
Просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не опубликовании годового отчета об исполнении бюджета МО Коминтерновский сельсовет за 2019 год в газете «Степной маяк»; обязать ответчика в течение 2 месяцев с даты вступления решения в законную силу опубликовать в газете «Степной маяк» годовой отчет об исполнении местного бюджета за 2019 год.
Сославшись на мотивы иска, старший помощник прокурора Кваркенского района Рамзаева О.А. в судебном заседании поддержала заявленные по делу требования, просила эти требования удовлетворить. Пояснила, что ответчик и на сегодняшний день добровольно требования прокурора не исполнил.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим способом своевременно, уважительности причин неявки не представил, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд в силу смысла ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в соответствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Прокурор 11 февраля 2021 года направил должностному лицу ответчика представление, в котором потребовал устранить нарушения бюджетного законодательства и законодательства о местном самоуправлении. Такие нарушения заключаются, в числе прочего в том, что отчет об исполнении бюджета МО Коминтерновский сельсовет за прошедший период не публиковался.
Должностное лицо ответчика представило ответ от 15 февраля 2021 года на вышеуказанное представление прокурора. Из ответа следует, что представление фактически не исполнено.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение такого бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об его исполнении.
В соответствии с правилами ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 ч. 1 этой статьи.
П. 9 ч. 1 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что уставом муниципального образования должны определяться: порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу общих правил ст. 47 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Согласно абзацу 1 ч. 1 ст. 52 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
В соответствии с частями 2, 3, 6 ст. 52 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом РФ. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
П. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с этим Кодексом.
В силу общих правил ст. 5 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года. Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке. Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.
Согласно правилам ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, в том числе, полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; эффективности использования бюджетных средств; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов.
Ст. 36 БК РФ определено, что принцип прозрачности (открытости) означает, в числе прочего, обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 153 БК РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении.
Судом установлено, что ответчиком не соблюдены императивные правила закона в части исполнения обязанности публикации сведений об исполнения бюджета муниципального образования за предыдущий бюджетный период.
В силу установленных судом обстоятельств и регулирующих сложившиеся отношения норм закона суд полагает заявленные прокурором требования законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Кваркенского района Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Коминтерновский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области в части не опубликования годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования Коминтерновский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области за 2019 год в местном печатном издании «Степной маяк».
Обязать администрацию муниципального образования Коминтерновский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области в течение 2 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу опубликовать в местном печатном издании «Степной маяк» годовой отчет об исполнении местного бюджета муниципального образования Коминтерновский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области за 2019 год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, на решение может быть принесено апелляционное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Тарасенко А.Г.
Мотивированное решение суда составлено 13 мая 2021 года в 10 часов 48 минут.
Судья Тарасенко А.Г.