Решение по делу № 2-867/2016 от 29.06.2016

Дело № 2-867 (1)/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2016 года г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.

при секретаре Авдеевой Л.В.

с участием помощника Ртищевского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Долгова О.П.,

представителя ОАО «Российские железные дороги» Кузьмичева Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о защите прав потребителей - пользователей услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, обязании оборудования остановочных платформ навесами или павильонами, проведению работ по обеспечению освещения мест посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов (о.п. нечетного направления 161 км участка «Ртищево-Пенза» Юго-Восточной железной дороги),

установил:

Ртищевский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о защите прав потребителей.

В обоснование исковых требований указано, что Ртищевской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав потребителей - пользователей услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом.

В ходе проверки в деятельности ОАО «РЖД» выявлены факты ненадлежащего содержания пассажирских платформ в зоне пригородного сообщения Ртищевского участка Юго-Восточной железной дороги, а именно нарушение требований пункта 2 статьи 20, пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в части обеспечения безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда, несоблюдения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, пункта 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286.

В частности, в ходе проведенного осмотра пассажирской платформы нечетного направления, расположенной в Сердобском районе Пензенской области на 161 км участка «Ртищево – Пенза» Юго-Восточной железной дороги, установлено, что пассажирская платформа не оборудована навесом или павильоном, на платформе отсутствует освещение мест посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов. Данный остановочный пункт является действующим, что подтверждено расписанием движения пригородных поездов.

Ненадлежащее техническое состояние пассажирской платформы может повлечь нарушение прав неограниченного числа потребителей транспортных услуг, в том числе причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Истец просит суд обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу нечетного направления, расположенную в Сердобском районе Пензенской области на 161 км участка «Ртищево – Пенза» Юго-Восточной железной дороги, навесом или павильоном, провести работы по обеспечению освещения на пассажирской платформе мест посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов.

В судебном заседании помощник Ртищевского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Долгов О.П. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Кузьмичев Д.В. возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что иск прокурора является вмешательством в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», его требования идут в ущерб плановому (в рамках инвестиционной деятельности) подходу к обеспечению безопасности граждан, направлены на понуждение компании на расходование денежных средств вне рамок инвестиционной программы, фактически будут возложены дополнительные обязанности на Российскую Федерацию как на единственного учредителя ОАО «РЖД». С учетом большого числа аналогичных исков прокуроров финансовых средств, предусмотренных инвестиционной программой, явно недостаточно. 19.07.2016 года распоряжением Юго-Восточной железной дороги утверждена Долгосрочная программа приведения инфраструктуры Юго-Восточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» к требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог, программой предусмотрено в течение 2016 – 2020 годов в плановом порядке оборудование 880 пассажирских платформ навесами и павильонами, а также устройство освещения на 114 платформах. Требования прокурора в части установления срока исполнения требований в 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в отношении спорного объекта ничем не мотивированы, не обоснованны и незаконны. Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов не вправе подменять иные государственные органы и не вправе осуществлять государственный транспортный надзор и надзор в области защиты прав потребителей. Доводы о нарушении прав неопределенного круга лиц не подтверждены техническими обоснованиями и заключениями компетентных специалистов. Фактически требования прокурора касаются только интересов не неопределенных лиц, а интересов конкретных граждан, пользующихся данным остановочным пунктом, то есть граждан, заключивших договоры перевозки пригородным пассажирским транспортом. Устранение недостатков пассажирских обустройств возможно и во внесудебном порядке, прокурором не указано в исковом заявлении, каким нормативным актом предусмотрен избранный им способ защиты. Удовлетворение исковых требований приведет к ущемлению интересов других пользователей инфраструктуры железнодорожного транспорта, нарушится баланс общественных интересов по реальной защите прав всех граждан, поскольку имеются иные железнодорожные станции, железнодорожные остановочные пункты и другие объекты транспортной инфраструктуры, включенные в инвестиционную адресную программу, на которых интенсивность движения грузовых и пассажирских поездов, а также пассажиропоток значительно выше, чем на остановочном пункте, указанном в иске. ОАО «РЖД» не осуществляет перевозку граждан железнодорожном транспортом ни в дальнем, ни в пригородном сообщении и не отвечает за качество услуги, оказываемой другими юридическими лицами – перевозчикам (например АО «ФПК» или пригородными компаниями). Кроме того, Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не предусмотрено обязанности по оборудованию железнодорожных платформ навесами либо павильонами, а также об обеспечении освещения на указанных пассажирских платформах мест посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов. Пассажирские платформы соответствуют проектной документации, обслуживаются и эксплуатируются в соответствии с установленными нормами и правилами, отвечают всем обязательным требованиям безопасности, а исковые требования сводятся к созданию нового либо капитальной реконструкции существующего объекта недвижимости. Согласно требованию пункта 39 СНТ Ц-01-95, при реконструкции существующих линий, отдельных сооружений и устройств железных дорог необходимо соблюдать габариты приближения строений С и СП, приведенные в ГОСТ 9238-83, то есть при наличии павильонов и других сооружений, расположенных на платформах, расстояние между крайней гранью сооружений и бортом (краем) платформы должно быть не менее двух метров, однако из технической документации следует, что ширина четной и нечетной платформ составляет 1,5 м., то есть установить навес непосредственно на платформу невозможно.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

В силу статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.

Согласно статье 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.

Статьей 210 ГК РФ предусматривается, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 3 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ, пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Исходя из смысла пункта 3 статьи 1, пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", пункта 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 703 от 20.11.2003 следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.

Согласно статье 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах (часть 1).

Обязанность по обеспечению безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда возложена на владельцев инфраструктур и частью 2 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (часть 3 статьи 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ).

Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса от 21.12.2010 N 286 (абзац 5 пункта 29), так же как и абзацем 5 пункта 5.1 ранее действовавших Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра путей сообщения Российской Федерации от 26.05.2000 N ЦРБ-756, предусмотрено, что пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами, а в зависимости от количества обслуживаемых пассажиров - билетные кассы. На пассажирских остановочных пунктах должны освещаться места посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов и помещения для пассажиров.

Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера. Сильные ветер, ливень, снег, сильные метель и буря могут причинить вред здоровью людей и относятся к числу опасных природных явлений. Наличие у пассажирской платформы навеса или павильона не только повышает показатель комфорта применительно к оценке качества услуги по перевозке пассажиров, но и призвано защитить лиц, ожидающих прибытие железнодорожного состава, от погодных явлений, которые могут создать опасность для жизни и здоровья человека. Необходимость освещения мест посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов и помещения для пассажиров непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасностью пассажиров - пользователей услуг железнодорожного транспорта.

Факт осуществления ответчиком деятельности по перевозке пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, не оспаривается и подтверждается подпунктом 4 пункта 11 Устава открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ртищевской транспортной прокуратурой Московской межрегиональной транспортной прокуратуры при осуществлении надзора в сфере соблюдения прав потребителей услуг железнодорожного транспорта выявлены нарушения в деятельности ОАО "Российские железные дороги".

Согласно справке о результатах проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей установлено, что пассажирская платформа нечетного направления, расположенная в Сердобском районе Пензенской области на 161 км участка «Ртищево – Пенза» Юго-Восточной железной дороги не оборудована навесом или павильоном, на платформе отсутствует освещение мест посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов (л.д. 8).

Указанная пассажирская платформа расположена в зоне пригородного сообщения Ртищевского участка Юго-Восточной железной дороги, находится на забалансовом учете Тамбовского участка Юго-Восточной дирекции пассажирских обустройств – Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД".

Отсутствие на платформе навеса или павильона, а также освещения не оспаривалось представителем ответчика, подтверждено материалами прокурорской проверки.

При таких обстоятельствах, в нарушение приведенных норм, ОАО "РЖД" не приняло необходимые меры по устранению нарушений требований законодательства о безопасности железнодорожного движения в части содержания платформ и навесов, не исполнило обязанность по обеспечению безопасности потребителей и не в полной мере выполнило требования, предъявляемые к качеству услуги по перевозке пассажиров.

Возражения ответчика об отсутствии нарушений прав потребителей при эксплуатации пассажирских платформ основаны на неправильном толковании им самим действующих норм федерального законодательства.

Доводы возражений о технической невозможности оборудования указанных пассажирских платформ навесом либо павильоном, оборудовании их освещения являются несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Технических, экспертных заключений или иных доказательств технической невозможности обустройства навеса либо павильона, оборудовании их освещения на вышеназванных пассажирских платформах ответчиком не представлено.

Вопреки утверждению ответчика, право прокурора на проведение проверок соблюдения прав потребителей и предъявления исков в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на органы прокуратуры не распространяются. Сведения о сокращении пассажиропотока не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу статьи 80 "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" обязанность по оборудованию пассажирских платформ навесами и павильонами не ставится в зависимость от категории остановочного пункта и пассажиропотока. Ответчиком не представлено доказательств того, что данная пассажирская платформа снята с баланса ОАО «РЖД» или законсервирована. Расписание движения пригородных поездов может быть изменено самим ОАО «РЖД» на более удобное для пассажиров, что приведет к увеличению пассажиропотока. Суд не может согласиться с утверждением представителя ответчика о том, что выполнение обязанности по оборудованию пассажирских платформ навесами либо павильонами и выполнению работы по обеспечению освещения на указанных пассажирских платформах мест посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов является дорогостоящим, поскольку характер требований таковым не является. Ссылка на нарушение прав Российской федерации является также необоснованной, поскольку ОАО «РЖД» как самостоятельный хозяйствующий субъект и юридическое лицо самостоятельно осуществляет свои права и обязанности и отвечает по своим обязательствам.

Возможность удовлетворения требований прокурора во внесудебном порядке, а также целесообразность предъявления прокурором иска предметом обсуждения по данному делу являться не может. Прокурор при осуществлении возложенных полномочий вправе самостоятельно определять способы защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьями 1, 2, 11 ГК РФ права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Присуждение ОАО «РЖД» обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области защиты прав потребителей может быть обеспечено судебным решением.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд полагает, что ОАО «РЖД» должно исполнить свои обязательства по устранению выявленных нарушений в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, данный срок суд считает реальным, соответствующим характеру требований. При невозможности исполнения требований к указанному сроку ОАО «РЖД» не лишено права ходатайствовать об отсрочке исполнения решения суда.

Иные доводы возражений на существо решения не влияют.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд также взыскивает с ответчика в соответствии с положениями статей 98, 103 ГПК РФ государственную пошлину в доход местного бюджета.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать пассажирскую платформу нечетного железнодорожного пути, расположенную в Сердобском районе Пензенской области на 161 км участка «Ртищево – Пенза» Юго-Восточной железной дороги, навесом или павильоном, провести работы по обеспечению освещения мест посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета Ртищевского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение одного месяца.

Судья

2-867/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Ртищевский межрайпрокурор Саратовской области
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Ртищевский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
rtishevsky.sar.sudrf.ru
29.06.2016Передача материалов судье
29.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2016Судебное заседание
25.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее