Дело № 2-686/2019
47RS0002-01-2019-000751-08
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Волосово 17 октября 2019 года
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
судьи Егоровой С.Е.,
при секретаре Даниловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волосовского района Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 29» об обязании совершить определенные действия,
с участием:
истца в лице заместителя прокурора Волосовского района Ленинградской области Островской А.М.;
представителя ответчика МДОУ «Детский сад № 29» Калинина Ю.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;
представителя третьего лица Комитета образования Волосовского муниципального района Ленинградской области Калинина Ю.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;
представителя третьего лица АМО Волосовский муниципальный район Ленинградской области Калининой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Волосовского района Ленинградской области обратился в Волосовский районный суд Ленинградской области с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № 29» об обязании установить канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», приказа Генеральной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №» (далее - МДОУ «Детский сад №»), расположенным по адресу: <адрес>. По результатам проведенной проверки установлено, что в МДОУ «Детский сад №» отдельный канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» отсутствует.
Определением Волосовского районного суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ расширен субъектный состав лиц, участвующих в деле, по ходатайству представителя ответчика МДОУ "Детский сад № 29" и в соответствии с требованиями ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена АМО Волосовского муниципального района Ленинградской области (л.д. 39).
В судебном заседании, участвующий в деле истец в лице заместителя прокурора <адрес> ФИО3, поддержала исковые требования.
Представитель ответчика МДОУ «Детский сад № 29», а также третьего лица Комитета образования Волосовского муниципального района <адрес> - ФИО4, возражал против исковых требований, ссылаясь на то, что безопасность МДОУ «Детский сад №» обеспечивается наличием группой быстрого реагирования, кнопки тревожного вызова, сигнализации, видеонаблюдения, телефонной связи для передачи в службу 112 в случае сообщения.
Представитель третьего лица АМО Волосовский муниципальный район Ленинградской области - Калинина Н.В., также возражала против исковых требований, представив возражения в письменной форме относительно заявленных исковых требований.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц, поскольку установить круг лиц, чьи права нарушаются, не представляется возможным.
Как установлено судом, прокуратурой Волосовского района Ленинградской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования, принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности МДОУ «Детский сад № 29», расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, которой установлено, что в МДОУ «Детский сад № 29» отдельный канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» отсутствует.
В соответствии со ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с которыми основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ч. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п.п. 2, 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 3.1. ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определено, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утвержден Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В судебном заседании установлено, что ответчик в нарушение вышеуказанных требований не обеспечил необходимые меры по противодействию терроризму.
По мнению суда, несоблюдение МДОУ «Детский сад № 29» норм федерального законодательства в сфере образования, охраны здоровья влечет за собой несоблюдение требований законодательства в части обеспечения необходимых условий для образовательного процесса, нарушение прав несовершеннолетних на охрану здоровья, нарушает право ребенка на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья, и вследствие ненадлежащего контроля за сложившейся ситуацией к созданию условий, недостаточных для реализации прав на образование, свидетельствует о недостаточности принятых мер, направленных на создание необходимых условий для охраны жизни несовершеннолетних от террористических проявлений, поскольку в МДОУ «Детский сад № 29», расположенном по адресу: <адрес>, отдельный канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» отсутствует.
Доводы ответчика о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, в виду того, что безопасность МДОУ «Детский сад № 29» обеспечивается наличием группой быстрого реагирования, кнопки тревожного вызова, сигнализации, видеонаблюдения, телефонной связи для передачи в службу 112 в случае сообщения, являются несостоятельными, поскольку вышеуказанный Свод Правил не запрещает охрану образовательных учреждений частными охранными организациями наряду с наличием в данных учреждениях канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Как указано выше, пункт 6.48 Свода Правил 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», предусматривающий устройство канала передачи тревожных сообщения в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальный гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», обязателен для применения в силу Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", однако, это не исключает, при необходимости, охрану образовательных учреждений частными охранными предприятиями.
Таким образом, имеются все основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 29», ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░ 112».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.