Дело №2-2159/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2018 года город Казань
Советский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Ивановой И.Е.
при секретаре судебного заседания Валиахметовой Л.В.
с участием истицы Беляловой А.М., ее представителя Елыниной К.Д., представителей ответчика Зайнутдиновой А.Х., Абдурафиева З.М., представителя третьего лица Ткач А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белялова А.М. к Государственной инспекции труда по Республике Татарстан об обязании провести расследование несчастного случая на производстве и об обязании предписать работодателю составить акт по форме Н-1,
УСТАНОВИЛ:
Белялова А.М. (далее – истец) обратилась в суд с иском к Государственной инспекции труда по Республике Татарстан об обязании провести расследование несчастного случая на производстве и об обязании предписать работодателю составить акт по форме Н-1. В обоснование заявленных требований указала, что Белялова А.М., <дата изъята> принята на должность кассира по 4 разряду оплаты труда по ЕТС в филиал АБ «Девон-Кредит» в г.Казань и <дата изъята> уволена в связи с окончанием срока трудового соглашения.
<дата изъята> в амбулаторной карте МУЗ Казанской городской поликлинике <номер изъят>, принадлежащей Белялова А.М. <номер изъят> была сделана запись следующего содержания: «на работе упала дверь холодильника; с тех пор болит голова..».
В последующем регулярно проводимые обследования факт причинения вреда здоровью подтверждают, с 2002 г. по настоящее время боли не прекращались и прогрессировали.
Обстоятельство совершения несчастного случая на производстве подтверждают нотариально заверенные показания сотрудников АБ «Девон-Кредит», состоявших на службе у того же работодателя в период возникновения травмы Белялова А.М.
После того, как Белялова А.М. получила травму и начала ощущать первые прогрессирующие последствия полученного повреждения, она обратилась в устной форме к работодателю относительно необходимости предпринять меры, на что получила отказ.
Не имея представления о способах защиты своих прав, истица только <дата изъята> обратилась в Государственную инспекцию труда РТ, изложив обстоятельства получения травмы. <дата изъята> начальником Альметьевского отдела Государственной инспекции труда ФИО1 направлен отказ в расследовании несчастного случая, произошедшего с Белялова А.М..
Истец, полагая, что законных оснований для отказа в проведении расследования несчастного случая на производстве у ответчика не имелось просит суд обязать Государственную инспекцию труда по Республике Татарстан провести расследование несчастного случая на производстве; обязать Государственную инспекцию труда по Республике Татарстан предписать работодателю составить акт по форме Н-1.
Истица Белялова А.М. и ее представитель Елынина К.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика – Зайнутдинова А.Х., Абдурафиев З.М., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, в удовлетворении иска просили отказать.
Представитель привлеченного по делу в качестве третьего лица ПАО АБ «Девон Кредит» Ткач А.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях, в удовлетворении иска просила отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, руководствуясь нижеуказанными нормами законодательства, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации, работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
В соответствии со 227 Трудового кодекса Российской Федерации, расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Согласно ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации, для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным: за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
Согласно ст. 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации, расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.
Статьей 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Белялова А.М. с <дата изъята> состояла в трудовых отношениях с АБ «Девон-Кредит», что подтверждается записью в трудовой книжке.
<дата изъята> Белялова А.М. обратилась с заявлением в Государственную инспекцию труда в РТ, где указала, что в период работы в ОАО КФ «Девон Кредит» с ней произошел несчастный случай при следующих обстоятельствах. <дата изъята> банк готовился к празднованию юбилея. Во время рабочего дня она была направлена для осуществления закупок на рынок, расположенный по <адрес изъят>. На одной из точек продаж на голову Белялова А.М. упали металлические жалюзи. После истица вернулась на работу, так как она чувствовала себя нехорошо, ее отпустили домой. В связи с тем, что головные боли не прекращались, истица обратилась в поликлинику <номер изъят>, где ей было назначено лечение.
В связи с этим истица просила Государственную инспекцию труда по РТ провести расследование несчастного случая на производстве.
<дата изъята> Белялова А.М. был дан ответ, где ей отказали в проведении расследования, в связи с отсутствием оснований.
О произошедшем несчастном случае Белялова А.М. работодателя в известность не поставила, с требованием о расследовании несчастного случая на производстве истица до настоящего времени не обращалась.
Нормами трудового законодательства установлен специальный порядок расследования несчастных случаев на производстве, а также порядок разрешения разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев в силу которого, изначально несчастный случай расследуется комиссией, создаваемой работодателем (ст.ст. 229, 229.2 Трудового кодекса РФ).
Государственный инспектор труда в силу положений ст. 229.3 Трудового кодекса РФ проводит дополнительное расследование несчастного случая только при наличии одного из следующих обстоятельств:
- при выявлении скрытого несчастного случая;
- при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;
- при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования.
При этом под скрытым несчастным случаем на производстве следует понимать несчастный случай, о котором работодателем не было сообщено в соответствующие органы в сроки, установленные ст. ст. 228, 228.1 ТК.
В данном случае, о факте несчастного случая Белялова А.М. работодателю не сообщала, что исключает признание данного несчастного случая скрытым; соответственно комиссия по расследованию несчастного случая на производстве работодателем не создавалась и несчастный случай не расследовался.
Государственной инспекцией труда по РТ для проверки сведений, указанных в заявлении Белялова А.М. были сделаны соответствующие запросы в медицинское учреждение и работодателю. Согласно ответу на запрос в адрес ГАУЗ «Городская поликлиника №10» г. Казань в амбулаторной карте Белялова А.М. указано о выдаче листка нетрудоспособности в связи с заболеванием. Код заболевания в листке нетрудоспособности – 01, является общим заболеванием.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что правовые основания для проведения дополнительного расследования заявленного истицей несчастного случая у Государственной инспекции труда по РТ отсутствовали.
Доводы истца в ходе судебного разбирательства, сводятся к тому, что ей необходимо получение соответствующего материального обеспечения в связи с причиненным ей вредом здоровью.
В силу положений статьи 15 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления на получение обеспечения по страхованию застрахованного или лица, имеющего право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, либо их законного или уполномоченного представителя с указанием в этом заявлении выбранного периода для расчета ежемесячных страховых выплат. Заявление подается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Одновременно с заявлением страхователем или вышеуказанными лицами представляются следующие документы (их копии, заверенные в установленном порядке): в том числе акт о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании; заключениезаключение государственного инспектора труда; судебное решение об установлении юридического факта несчастного случая на производстве (профессионального заболевания) - при отсутствии документов, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта.
5. Факты, имеющие юридическое значение для назначения обеспечения по страхованию в случае отсутствия документов, удостоверяющих наступление страхового случая и (или) необходимых для осуществления обеспечения по страхованию, а также в случае несогласия заинтересованного лица с содержанием таких документов, устанавливаются судом.
Таким образом, обращение в суд с иском об обязании ответчика провести расследование несчастного случая и предписать работодателю составить акт по форме Н-1, является неверным способом защиты права.
При таких обстоятельствах суд находит иск Белялова А.М. к Государственной инспекции труда по Республике Татарстан не необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Белялова А.М. к Государственной инспекции труда по Республике Татарстан об обязании провести расследование несчастного случая на производстве и об обязании предписать работодателю составить акт по форме Н-1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Советский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Иванова И.Е.
Мотивированное решение составлено 09 февраля 2018 года.
Судья Иванова И.Е.