Дело №а-286/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>, ЧР 04 мая 2018 года
Заводской районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Такалашова К.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца - ФИО4,
представителя МВД по ЧР по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №а-286/17 по административному исковому заявлению ФИО1 к ИЦ МВД по ЧР об оспаривании решений органа государственной власти и признании подвергшимся политической репрессии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ИЦ МВД по ЧР и просит суд признать незаконным действия административного ответчика, выражающиеся в виде необоснованного ответа от 05.03.2018г. ИЦ МВД по ЧР по отказу в выдаче справки о реабилитации и обязать ИЦ МВД по ЧР выдать справку о реабилитации для получения установленных законом выплат, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении.
В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО4 со всеми правами, предусмотренными ст.56 КАС РФ пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ родители заявителя ФИО10 Хасмагомед и Хасарова (ФИО10) Хижан были депортированы из мест проживания ЧИАССР и направлены на спецпоселение в <адрес>. Там же в 1954 году они поженились и в их семье репрессированных, находившихся на режиме спецпоселения в <адрес> родился он, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В 2018 году, он обратился в ИЦ МВД России по ЧР с заявлением, с просьбой выдать ему справку о его реабилитации, на что ДД.ММ.ГГГГ получен письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ за №, в котором указано, что в архивных материалах ИЦ МВД по Чеченской Республике и Архивного управления Правительства Чеченской Республики, сведениями о применении политических репрессий в отношении его родителей не располагает. В связи с чем, выдать справку о реабилитации в соответствии ст.1.1. Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессии» от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 2.1. и 2.2. «Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий», утвержденного приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - не представляется возможным. Ему разъяснено, что принятое решение им может быть обжаловано в порядке, установленном Законом Российской Федерации. Между тем, факт и место рождения подтверждаются сведениями в его паспорте.
Вместе с тем, факт нахождения родителей истца на спецпоселении и его рождение в семье спецпереселенцев подтверждается, также и справкой о реабилитации его матери Баги- евой Хижан, 1936 г.р.
На момент издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ мать заявителя была беременна им, что ставило под сомнение возможность долгой поездки на родину, сопряженной в данной ситуации с существенной угрозой здоровью его матери, к тому возвращаться было некуда, так как дом родителей был занят посторонними людьми. Кроме того, факт политических репрессий в отношении всего чеченского народа является общеизвестным фактом. Справка о реабилитации ему необходима в целях возмещения причиненного в связи с репрессиями морального и материального вреда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N160 "О порядке выплаты денежной компенсации и предоставления льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Представитель по доверенности МВД по ЧР ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска ФИО1 по доводам, изложенным в возражениях.
Выслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 14 КАС РФ, административное правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанности доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из административного искового заявления и пояснений представителя истца ФИО4, он обращался в ИЦ МВД по ЧР с заявлением о выдаче справки о его реабилитации, как лица, родившегося в семье родителей, репрессированных по политическим мотивам и находящихся на спецпоселении. Письмом за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ начальник ИЦ МВД по ЧР ФИО6 сообщил заявителю, что ИЦ МВД по Чеченской Республике и Архивное управление Правительства Чеченской Республики, сведениями о применении политических репрессий в отношении его родителей не располагает, в связи с чем выдать ему справку о реабилитации не представляется возможным.
Административный истец выражает несогласие с указанным ответом и полагает, что ИЦ МВД по ЧР незаконно отказал в выдаче справки о его реабилитации, как члена семьи репрессированных родителей в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", тем самым были нарушены права заявителя, учитывая, что факт и место её рождения подтверждаются сведениями в его свидетельстве о рождении и паспорте.
Политическими репрессиями в силу ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее-Закон..) признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни и свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства и политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решению судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшийся административными полномочиями.
Согласно ст.1.1 указанного Закона РФ подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Из статьи 8.1 Закона следует, что по заявлениям заинтересованных лиц о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в ст. 1.1 настоящего Закона, либо пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей репрессированных лиц, указанных в ст. 2.1 настоящего Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно; органы прокуратуры - в случаях, когда репрессии осуществлялись по решениям судов и внесудебных органов; органы внутренних дел - в случаях, когда репрессии осуществлялись в административном порядке органами исполнительной власти, должностными лицами, общественными организациями или их органами, наделявшихся административными полномочиями.
В силу со ст. 7 Закона, органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
Порядок рассмотрения заявлений о выдаче справок о реабилитации установлен Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденным приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированным в Минюсте ДД.ММ.ГГГГ регистрационный №.
В соответствии с п.2.2. данного регламента его действие распространяется на детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам. Пунктом 2.3. того же регламента установлено, что МВД по республикам, ГУ МВД РФ по иным субъектам РФ, которые в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» на основании архивных документов устанавливают факт применения политической репрессии в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации либо сообщают об отказе в выдаче такой справки, а также выносят заключение о признании реабилитированным, заключение об отказе в признании реабилитированным по запросам соответствующих ведомств.
Пунктом 11 регламента предусмотрено, что непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется ИЦ. При проведении проверки факта применения политической репрессии к конкретному лицу ответственный за предоставление государственной услуги ИЦ, в случае необходимости, вправе запрашивать сведения, архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии) из территориальных органов МВД России на региональном уровне, органов федеральной службы безопасности, органов прокуратуры и других государственных архивов и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств – бывших союзных республик СССР.
В соответствии с п.22 регламента основаниями для отказа в реабилитации – предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий является отсутствие: правовых оснований, предусмотренных законодательством РФ о реабилитации жертв политических репрессий; архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке; политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу.
Как следует из ответа ИЦ МВД по ЧР, основанием для отказа в выдаче справки ФИО1 послужило то, что в ходе проведенной должностными лицами проверки не удалось обнаружить сведения и документы о применении политических репрессий в отношении ФИО1 и его родителей, что является основанием для отказа в выдаче справки о реабилитации.
При таких обстоятельствах, суд считает, что основания для признания незаконными действий должностных лиц ИЦ МВД по ЧР, действовавших в рамках Регламента, отсутствуют.
Согласно представленной в суд копией справки, выданного ДД.ММ.ГГГГ Шемонохинским отделом ЗАГС<адрес>, подтверждается факт, что родителями ФИО1 являются ФИО10 Хасмагомед и ФИО10 Хижан.
Согласно данным паспорта, выданного на основании свидетельства о рождении, гражданин ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Факт того, что родители истца ДД.ММ.ГГГГ были насильственно выселены в административном порядке по национальному признаку в числе остальных чеченцев и этот факт в силу ст. 61 КАС РФ, суд признает общеизвестным и не нуждающимся в доказывании.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ № были сняты ограничения по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны.
Во исполнение данного Указа был издан приказ МВД СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, которым устанавливался трехмесячный срок снятия с учета спецпоселения и освобождение из-под административного надзора указанных лиц. Однако, эта дата не может считаться фактической датой снятия с учета спецпоселения, так как согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ № лица, находившиеся на режиме спецпоселения подлежали снятию с учета, вместе с тем, каждый гражданин освобождался персонально.
Статьей 2 этого Указа установлено, снятие ограничений по спецпоселению с указанных лиц не влечет возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены. Тем самым ограничение в некоторых правах было сохранено, в том числе ограничение на возвращение из места спецпоселения на прежнее место жительства.
Это ограничение было отменено лишь частью 2 постановления ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене законодательных актов в связи с декларацией ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», которой была отменена статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
В то же время частью 3 Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР», утвержденного Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ, были признаны утратившими силу Указ ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве её территории» и статья 2 Указа от ДД.ММ.ГГГГ в части запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее место жительства.
В соответствии с положениями определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N620-О-П "По жалобе гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав статьей 1.1 и частью четвертой статьи 12 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитация, по смыслу Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола. Следовательно, если к лицу, формально освобожденному со спецпоселения, продолжали применяться те или иные ограничения прав и свобод, такое лицо фактически сохраняло статус репрессированного вплоть до окончательного устранения всех последствий произвола, как того требует названный Закон. Эти обстоятельства должны приниматься во внимание правоприменительными органами и при рассмотрении заявлений о реабилитации лиц, чьи родители были необоснованно репрессированы по политическим мотивам.
Исходя из вышеизложенного следует, что родители истца находились в местах высылки и не были сняты с учета спецпоселения до его рождения в декабре 1956 года, что доказывает рождение истца в семье репрессированных. Данный факт подтверждается также и свидетельскими показаниями ФИО7 и ФИО9
При таких обстоятельствах на момент рождения истца ДД.ММ.ГГГГ в месте его рождения, административный надзор за его родителями не был снят.
Вместе с тем, следует учитывать, что никаких доказательств, опровергающих доводы истца, суду представлено ответчиком не было.
При изложенных обстоятельствах, суд признает ФИО1 подвергшимся политической репрессии в административном порядке, поскольку эти требования подтверждаются материалами дела и обстоятельствами, на которые административный истец ссылался как на обоснование своих требований, и считает возможным обязать ИЦ МВД по ЧР выдать справку о реабилитации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к ИЦ МВД по ЧР об оспаривании решений органа государственной власти и признании подвергшимся политической репрессии, удовлетворить частично.
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, уроженца <адрес> Республики Казахстан, подвергшимся политической репрессии в административном порядке и обязать Информационный центр Министерства внутренних дел по Чеченской Республики выдать ему справку о реабилитации в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: К.А. Такалашов
Копия верна:
Судья: К.А. Такалашов