Дело № 2 –5823/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2016 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Епимахиной И.А.,
при секретаре Корольковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГИС к Министерству Финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование,
УСТАНОВИЛ:
ГИС обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что < Дата > приговором Гурьевского районного суда Калининградской он был оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «а,б» ч. 2 ст. 158 и ч. 1 ст. 175 УК РФ. Просил суд взыскать с Министерства финансов РФ в лице управления Федерального Казначейства по Калининградской области в его пользу компенсацию морального вреда за незаконное уголовное преследование в размере < ИЗЪЯТО > рублей.
В судебное заседание истец, находящийся в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области, не доставлен, поскольку действующим гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрены этапирование и доставление осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел. О времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Прокуратуры Калининградской области по доверенности Витровой В.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований в разумных пределах, пояснив, что, поскольку у истца имеется право на реабилитацию, он также имеет право и на возмещение причиненного ему морального вреда.
Выслушав прокурора, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
При разрешении возникшего спора судом установлено, что приговором Гурьевского районного суда Калининградской области от < Дата > ГИС был признан виновным по п. «а,в» ч. 2 ст. 158 УК РФ (по факту кражи газосварочного аппарата), по п. «б,в» ч. 2 ст. 158 УК РФ (по факту кражи поросенка, принадлежащего гр.Мощенко) и по п. ч. 3 ст. 30 – п. «а,б» ч. 2 ст. 158 УК РФ. Этим же приговором ГИС был оправдан по предъявленному обвинению по п. «а,б» ч. 2 ст. 158 УК РФ (по эпизоду хищения дизельного топлива) за непричастностью к совершению преступления. В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ с учетом не отбытого наказания по приговору мирового судьи 2 участка Гурьевского района от < Дата >, ГИС окончательно назначено наказание в виде шести лет двух месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Кассационным определением Калининградского областного суда от < Дата > приговор Гурьевского районного суда Калининградской области от < Дата > изменен, в части осуждения ГИС за кражу поросенка по п. «б,в» ч. 2 ст. 158 УК РФ приговор отменен, и производство в этой части прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ – за непричастностью ГИС к совершению преступления. По краже газосварочного аппарата исключен признак причинения значительного ущерба, предусмотренный п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, по покушению на кражу дизельного топлива исключен признак проникновения в хранилище, предусмотренный п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ. Снижено по п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ наказание до 2 лет лишения свободы: по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ до 2 лет лишения свободы; по совокупности преступлений, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, назначено 3 года лишения свободы, а по совокупности преступлений, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, 3 года 1 меся лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строго режима.
Постановлением Гурьевского районного суда Калининградской области от < Дата > за ГИС в соответствии с п.п.1 и 4 ч. 2 ст. 133 УПК РФ было признано право на реабилитацию, то есть на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, а именно право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального и восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах, в порядке, предусмотренном главой 18 УПК РФ.
В соответствии со ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с положениями ст.151 ГК РФ моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя в случае, если вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Согласно п.1 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен главой 18 УПК РФ.
Как разъяснено в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2011 № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно и необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (п.34 ст.5 УПК РФ).
Согласно п.1 ч.2 ст.133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор.
В соответствии с п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Поскольку приговором Гурьевского районного суда Калининградской области от < Дата >, с учетом внесенных кассационным определением Калининградского областного суда от < Дата > изменений, ГИС был оправдан в части предъявленного ему обвинения в совершении преступлений, предусмотренных по п. «а,б» ч. 2 ст. 158 УК РФ (по эпизоду хищения дизельного топлива) и за кражу поросенка по п. «б,в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, суд, с учетом приведенных выше норм материального права, приходит к выводу о том, что уголовное преследование в отношении ГИС по обвинению в совершении вышеуказанных преступлений осуществлялось незаконно, и данное обстоятельство, безусловно, причинило истцу нравственные страдания, вследствие чего он имеет право на компенсацию морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер и степень причиненных ГИС нравственных страданий, срок, в течение которого в отношении него велось уголовное преследование до вынесения судом оправдательного приговора, а также тот факт, что в отношении истца был постановлен и вступил в законную силу приговор по другому эпизоду, назначено наказание, связанное с лишением свободы.
При таком положении, установив указанные обстоятельства, исходя из принципа разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать в пользу ГИС за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере < ИЗЪЯТО > рублей.
Принимая такое решение суд критически относится к вопросу переживаний ГИС по вопросу привлечения к ответственности за совершаемые преступления, учитывая многочисленность их совершения, по сути однотипных, на протяжении непродолжительных временных промежутков применительно к его предшествующим осуждениям. То есть игнорирование последним как норм морали и нравственности, так и норм, обязывающих его к соблюдению закона, учитывая, что никакой ответственности в связи с незаконным привлечением он не понёс. Тогда как ответственность в части морального вреда не может быть источником дохода многочисленное количество раз привлекаемого к уголовной ответственности лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ < ░░░░░░ > ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ < ░░░░░ >
░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.