Дело № 5-793/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 августа 2018 года г. Сосногорск Республика Коми
Судья Сосногорского городского суда Республики Коми Пушина М.А., при секретаре Халиковой О.И., с участием ИП Краснова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Краснова АА
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Сосногорского городского комитета по охране окружающей среды – заместителем главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории г. Сосногорска с подчиненной ему территорией Дикунец И.А. составлен протокол №-Сос-эк в отношении индивидуального предпринимателя Краснова А.А. по факту ненадлежащего обращения с отходами, несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, т.е. правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Должностное лицо, составившее вышеуказанный протокол об административном правонарушении Дикунец И.А., будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени судебного заседания в суд не явилась.
ИП Краснов А.А. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении согласился, вину в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, признал полностью. При этом пояснил, что в настоящее время фактически не ведутся ремонтные работы, связанные с образованием отходов производства. Он оказывает услуги по компьютерной диагностике состояния транспортного средства, а также устранения неполадок в работе электронных систем автомобиля. Ранее ремонтные работы проводились, при этом отходы производства, в том числе заменённые запчасти, возвращались заказчику ремонта для подтверждения выполненной работы. В одном из боксов установлена бочка для ветоши, но бочка пустая. Один из гаражей также используется как склад, на котором хранятся запасные части к разным автомобилям, а также сезонные колеса, но данные предметы не являются мусором, а используются в работе. В настоящее время принимаются меры по устранению отдельных нарушений, разрабатывается план природоохранных мероприятий, согласовывается с контролирующими органами. Краснов А.А. записался на прохождение обучения в области охраны окружающей среды. Проводятся работы по категорированию отходов.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав Краснова А.А., судья приходит к следующему.
Согласно статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Из материалов дела следует, что в связи с поступлением информации от председателя <данные изъяты> ЛАЮ от лица членов гаражного кооператива о ненадлежащем обращении с отходами в соответствии с Приказом Сосногорского городского комитета по охране окружающей среды №-Сос-эк от ДД.ММ.ГГГГ, решением от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании проведения внеплановой выездной проверки прокуратурой г. Сосногорска, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении индивидуального предпринимателя Краснова А.А. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды при осуществлении им хозяйственной деятельности, в результате которой образуются отходы производства и потребления.
В соответствии с п. 4 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
В силу п. 1 ст. 69.2 вышеназванного закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно ч. 1 ст. 34 названного закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В ходе вышеуказанной проверки установлено, что ИП Краснов А.А. отнесен к категории субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие, ДД.ММ.ГГГГ включен в Единый реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; основной вид деятельности - техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; основная деятельность осуществляется в гаражах, расположенных по адресу<адрес>. По указанному адресу организована станция технического обслуживания <данные изъяты> (далее по тексту СТО <данные изъяты> которая является объектом негативного воздействия на окружающую среду. В ходе осмотра СТО <данные изъяты> установлено, что при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств на СТО образуются различные виды отходов в виде пришедших в негодность металлических деталей, запчастей, отработанных масел, люминисцентных ламп и прочих бытовых отходов, относящихся к разным классам опасности.
В нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства, ИП Красновым А.А. объект негативного воздействия на окружающую среду – СТО <данные изъяты> не поставлен на государственный учет, ему не присвоен соответствующий код объекта и категория негативного воздействия, план природоохранных мероприятий на 2018 год не разрабатывался.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 8 ст. 18 названного закона, субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 19 указанного выше закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 23 названного закона, при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
Установлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства, ИП Красновым А.А. инвентаризация и паспортизация отходов не проведена, сведения о направлении отчета об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов не представлены, данные учета в области обращения с отходами не предоставлены, информация о направлении отчета в Управление Росприроднадзора по Республике Коми в срок, установленный приказом Росстата от 10.8.2017 до 01 февраля после отчетного периода отсутствует, а также сведения об оплате за негативное воздействие на окружающую среду не представлены.
Факт совершения ИП Красновым А.А. административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела, а именно: протоколом №-Сос-эк об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-8), письменными объяснениями ИП Краснова А.А. (л.д. 9), актом №-Сос-эк проверки органом государственного надзора индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-16), предписаниями об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 17-26), решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки (л.д.27), заявлением о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя (л.д. 28-29), приказом №-Сос-гк от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя», с приложением к нему (л.д. 30-33), мотивированным представлением о назначении внеплановой проверки индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-36), обращением ЛАЮ с фотокопиями СТО (л.д. 37-39), свидетельством о постановке ИП Краснова А.А. на учет в налоговом органе, свидетельством о внесении в ЕГРИП Краснова А.А. (л.д. 41, 42), договором № М-2 от ДД.ММ.ГГГГ возмездного оказания услуг (л.д. 43-44), договором № от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов (л.д. 45-49), сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д. 50-55).
Обстоятельством, смягчающим наказание в отношении ИП Краснова А.А., судья признает полное признание вины, раскаяние в содеянном. Отягчающих наказание обстоятельств не установлено.
Ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ предусматривает, что субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из материалов дела следует, что Краснов А.А. осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, при этом включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сведений о причинении имущественного ущерба в результате действий Краснова А.А. суду не представлено. Из объяснений Краснова А.А. следует, что реальная угроза причинения вреда окружающей среде отсутствовала, доводы Краснова А.А. в этой части материалами дела не опровергаются.
На основании изложенного, учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, учитывая, что административное правонарушением совершено впервые, при этом отсутствует угроза причинения вреда либо имущественного ущерба, с учетом требований ст. 4.1.1 КоАП РФ, судья считает возможным подвергнуть ИП Краснова А.А., являющемуся субъектом малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административному наказанию в виде предупреждения.
Руководствуясь ст.ст.8.2, 29.9 ч.1 п.1, 29.10, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать индивидуального предпринимателя Краснова АА виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде предупреждения.
Объявить индивидуальному предпринимателю Краснову АА официальное порицание.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня получения его копии через Сосногорский городской суд Республики Коми.
Судья М.А. Пушина
Копия верна: судья М.А. Пушина