Решение по делу № 33а-868/2022 от 18.02.2022

Дело № 2а-11673/2021

Судья: Макаров М.В.                                                                        Дело № 33а-868/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск                                                      09 марта 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Протодьяконова В.С., Дьяконовой З.С.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

с участием представителя административных истцов – Новопашина К.Н., представителя административного ответчика Ноева П.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 14 декабря 2021 года по делу по административному иску Бирюкова И.Ю., Бирюковой А.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., пояснения участников процесса, судебная коллегия

установила:

Бирюковы И.Ю. и А.А. обратились в суд с административным иском, которым просили признать незаконными решения Департамента имущественных и земельных отношений Окружной Администрации г.Якутска об отказе в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами № ... и № ..., расположенных по адресу: ........... В обоснование заявленных требований указали о том, что решения мотивированы несоответствием испрашиваемых участков ограничениям по линии градостроительного регулирования (красным линиям) и расположением на территории общего пользования. Считают отказы нарушающими их права и законные интересы, поскольку они являются собственниками расположенного на указанных земельных участках торгового павильона, соответственно в силу п.1 ст.39.10 ЗК РФ имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность. Ссылаются на то, что земельные участки ранее были предоставлены им в аренду на основании вступившего в законную силу решения суда. Просят обязать ответчика совершить действия, направленные на предоставление испрашиваемых земельных участков в их собственность.

Решением Якутского городского суда РС (Я) от 14 декабря 2021 года административный иск оставлен без удовлетворения.

С данным решением не согласились административные истцы: в апелляционной жалобе представитель просит отменить решение суда по мотивам неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неверного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права. Ссылается на градостроительное заключение от 30 июня 2004 года, согласно которому земельный участок (№ ...) ограничениям по красным линиям соответствует, на отсутствие в материалах дела доказательств несоответствия земельного участка (№ ...) этим ограничениям, на то, что расположение земельных участков в территориальной зоне Т-1 не препятствует их использованию под торговый павильон с теплой остановкой. Кроме того, данные земельные участки предоставлены административным истцам в аренду сроком до 15 июня 2031 года.

В судебное заседание административные истцы не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.

На основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Бирюков И.Ю. является собственником нежилого строения – торгового павильона с кадастровым номером № ..., 1995 года постройки, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ...........

Под указанный объект недвижимости Бирюкову И.Ю. в аренду были предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами № ... (площадью *** кв.м.) и № ... (площадью *** кв.м.) по договорам № ... и № ... от 15.06.2021 г. на срок до 15.06.2031 г.

28.07.2021 г. Бирюков И.Ю. обратился в Окружную Администрацию г.Якутска с заявлениями о предоставлении вышеуказанных земельных участков в собственность на основании ст.39.20 Земельного кодекса РФ.

Письменными уведомлениями Департамента имущественных и земельных отношений № ... от 23.08.2021 г. и № ... от 26.08.2021 г. в предоставлении испрашиваемых земельных участков было отказано на основании пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ в связи с расположением участков на территории общего пользования.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у уполномоченного органа местного самоуправления оснований для отказа в предоставлении административному истцу испрашиваемых земельных участков, расположенных в границах «красных» линий на территории, предназначенной для общего пользования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2). Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (ч. 3).

Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

Согласно подпунктам 11 и 12 пункта 1 статьи 1, части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории – проектах планировки и межевания территории.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ).

В рассматриваемом случае административным истцом испрашивались в собственность земельные участки, расположенные на территории, в отношении которой проекты планировки и межевания отсутствуют. Согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности оба земельных участка по Генеральному плану городского округа «город Якутск», утвержденному 08.04.2015 г., относятся к функциональной зоне – магистральные улицы районного значения, согласно изменений, внесенных 16.06.2021 года в Правила землепользования и застройки, расположены в территориальной зоне Т-1 – зоне улично-дорожной сети, межквартальных пространств, где в будущем планируется расширение дороги - ...........

Запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования, при этом положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков и наличие объектов недвижимости при разработке и утверждении проектов планировки территории.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О и от 25 февраля 2016 года N 242-О).

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд обязан выяснить нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. В силу части 11 указанной нормы обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное органом местного самоуправления, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца.

Административными истцами не представлено доказательств нарушения их прав и законных интересов вследствие принятия оспариваемых решений, учитывая наличие у них права собственности на торговый павильон и права аренды земельных участков до 2031 г., а также права оспаривания Правил землепользования и застройки.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности отказа органа местного самоуправления в предоставлении истцу земельных участков в собственность и отсутствии нарушений прав и законных интересов истца является законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда РС (Я) от 14 декабря 2021 года по делу по административному иску Бирюкова И.Ю., Бирюковой А.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконными решений оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33а-868/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Бирюкова Александра Александровна
Бирюков Игорь Юрьевич
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений ОА г.Якутска
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
18.02.2022Передача дела судье
09.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2022Передано в экспедицию
09.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее