Дело №2а-4099/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 мая 2018 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием представителя административного истца Турышева Д.А., действующего на основании доверенности от ** ** **
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Коми тепловая компания» к Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании предписания незаконным
УСТАНОВИЛ
АО «Коми тепловая компания» (далее АО «КТК») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании предписания № 7-203-18-ОБ/185/65/2 от 19 марта 2018 года незаконным и его отмены.
Основанием для обращения с данным заявлением явилось несогласие административного истца по вмененной обязанности по выплате работнику Удорского филиала АО «Коми тепловая компания» ... А.А. денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года.
В судебном заседании представитель административного истца Турышев Д.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика на рассмотрение дела не явился, направил в суд письменный отзыв из которого следует, что заявленное к исполнению требование не относится к индивидуальному трудовому спору, поэтому предписание вынесено на законных основаниях.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В связи с поступлением обращения в органы прокуратуры обращения работника Удорского филиала АО «КТК» ... А.А., распоряжением Государственной инспекции труда в Республике Коми от 15.02.2018 года проведена внеплановая, документарная проверка Удорского филиала АО «КТК» по результатам которой составлен Акт проверки от 19 марта 2018 года, где установлено, что работнику ... А.А. заработная плата за октябрь, ноябрь и декабрь 2017 года выплачена с нарушением сроков частями.
В этот же день, 19.03.2018 года АО «Коми тепловая компания» выдано предписание № 7-203-18-ОБ/185/65/2 об устранении в срок до 04.04.2018 года нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
- выплатить ... А.А. денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты заработной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года в размере не ниже одной стопятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором являются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со ст. 384 ТК РФ порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Исходя из положений ст.ст. 353-356, 382 ТК РФ федеральная инспекция труда, территориальным органом которой является государственная инспекция труда, относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11.07.1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11.04.1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Таким образом, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Следовательно, предписание с возложением обязанности на работодателя выплатить проценты по ст. 236 ТК РФ вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции.
В силу ст. 356, 357 ТК РФ государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, выявляет правонарушения, а не разрешает трудовые споры и не вправе подменять собой судебные органы. Выдавая предписание, государственный инспектор труда превысил свои полномочия, поскольку изложенные в обращении требования со всей очевидностью свидетельствуют о возникшем трудовом споре между определенным работником и работодателем, который не может быть разрешен государственной инспекцией труда путем вынесения предписания в адрес работодателя.
В самом обращении работника прямо указывается, что заработная плата выплачивается частями, сроки выплат нарушаются, выплаты осуществляются нерегулярно.
Следовательно, заявленные АО «КТК» в административном исковом заявлении требования о признании предписания незаконным, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое АО «Коми тепловая компания» к Государственной инспекции труда в Республике Коми о признании предписания незаконным и его отмене, удовлетворить.
Предписание Государственной инспекции труда Республики Коми № 7-203-18-ОБ/185/65/2 от 19 марта 2018 года, выданное в адрес АО «Коми тепловая компания», признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.
Судья А.П. Леконцев