74RS0026-01-2022-001826-25
Судья Нуретдинова Н.Г.
Дело 2-69/2023 (2-1554/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-10669/2023
24 августа 2023 года г.Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Чертовиковой Н.Я.,
судей Морозовой Е.Г., Белоусовой О.М.,
при секретаре Шалиеве К.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Шарипова Зуфара Мухамедьяновича на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 04 мая 2023 года по гражданскому делу по иску Шарипова Зуфара Мухамедьяновича к администрации Кунашакского муниципального района о признании утратившим юридическую силу постановление главы Кунашакского района от 12 мая 2003 года № 520 «Об утверждении годовых нормативов потребления тепловой энергии, вырабатываемой и реализуемой котельными, находящимися на территории Кунашакского района», взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Морозовой Е.Г. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения истца Шарипова З.М. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шарипов З.М. обратился с исковым заявлением, с учетом изменений, к администрации Кунашакского муниципального района о признании утратившим юридическую силу постановления главы Кунашакского района от 12 мая 2003 года № 520 «Об утверждении годовых нормативов потребления тепловой энергии, вырабатываемой и реализуемой котельными, находящимися на территории Кунашакского района» в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190 «О теплоснабжении», постановления Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300, возмещении материального ущерба в сумме 969360 руб., компенсации морального вреда в размере 3300000 руб.
В обоснование исковых требований указал, что он и его отец Шарипов М.Х. являлись потребителями тепловой энергии и горячей воды, поставляемой АО «Челябоблкоммунэнерго» и пользовались услугой теплоснабжения АО «Челябоблкоммунэнерго» с 2006 года. С 2006 года по 2021 год оплачивали счета за тепловую энергию поставщику АО «Челябоблкоммунэнерго» без задолженностей. В 2017 году его отец ФИО8 умер, его доля в квартире разделена на наследников. Он является одним из наследников в праве общей долевой собственности на квартиру. С 2018 года начал оплачивать коммунальные услуги. При оплате за тепловую энергию в январе 2020 года выяснил, что счета завышены по сравнению с другими населенными пунктами, счета выставляют за летние периоды, хотя котельные не производят ни одного Гкал. Он обращался в АО «Челябоблкоммунэнерго» по поводу выставления счетов за летние пять месяцев. В ответе поставщика было указано, что постановление главы Кунашакского района от 12 мая 2003 года № 520 увеличивает норматив потребления тепловой энергии до 12 месяцев. В настоящее время поставщик АО «Челябоблкоммунэнерго» не выполняет постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики № 90/13 от 29 декабря 2018 года. Г лава Кунашакского муниципального района нарушает Федеральный закон № 190 от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» и не отменяет постановление от 12 мая 2003 года № 520.
Считает, что его отец ФИО8 с 2006 года до 2017 года, он сам с 2017 года по 2022 год незаконно оплачивали счета за тепловую энергию за летние месяцы и излишне выплаченные суммы подлежат обязательному возврату. Ежегодно поставщику тепловой энергии АО «Челябоблкоммунэнерго» они переплачивали 25739 руб., в связи с чем с 2010 года по 2022 год переплата составляет 309868 руб. С учетом применения 10 процентов за каждый год материальный ущерб составляет 969360 руб. Действиями ответчика ему как обманутому потребителю тепловой энергии причинены нравственные страдания, размер компенсации морального вреда оценивает в 300000 руб. Моральный вред, нанесенный его отцу ФИО8, ветерану и инвалиду Великой Отечественной войны, оценивает в 3000000 руб. Он как наследник после смерти ФИО8 имеет право на получение компенсации морального вреда.
Истец Шарипов С.М., его представитель Заманов А.Д. поддержали уточненные исковые требования.
Представитель ответчика администрации Кунашакского муниципального района – Хусаинов В.Р. иск не признал по тем основаниям, что на территории Кунашакского муниципального района (до поэтапного перехода к единым нормативам потребления коммунальных услуг) применяются нормативы потребления тепла на отопление, установленные постановлением главы Кунашакского района № 520 от 12 мая 2003 года. Кроме того, администрация района не имеет отношения к начислению платы за отопление, счета выставляет АО «Челябоблкоммунэнерго». Считает, что пропущен трехлетний срок исковой давности по требованиям истца по оплате коммунальных услуг.
Представитель АО «Челябоблкоммунэнерго», привлеченного в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме и указал, что расчеты за потребленную тепловую энергию производятся с применением утвержденных на территории с.Кунашак тарифов и нормативов. Законность постановления главы Кунашакского района № 520 от 12 мая 2003 года и его соответствие нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверялись судом. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ является действующим.
Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства и энергообеспечения администрации Кунашакского муниципального района, привлеченного в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Шарипова Х., Шарипов Равиль М., Шарипов С.М., Мухаметова А.М., Шарипов Раис М., привлеченные судом в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе Шарипов З.М. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права. В обоснование своих требований указывает, что постановление главы Кунашакского района от 12 мая 2003 года № 520 «Об утверждении годовых нормативов потребления тепловой энергии, вырабатываемой и реализуемой котельными, находящимися на территории Кунашакского района» не имеет юридической силы, у Главы Кунашакского района Челябинской области отсутствуют полномочия по установлению нормативов в сфере теплоснабжения», что подтверждается Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190 «О теплоснабжении», Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме», постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300, Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, апелляционным определением судебной коллеги по гражданским дела Челябинского областного суда. Полагает, что счета на оплату тепловой энергии выставляют на летние месяцы с мая по сентябрь незаконно, поскольку котельная в этот период не работает и Шарипов З.М. тепловую энергию не получал, тарифы на тепловую энергию слишком высокие по сравнению с другими населенными пунктами Челябинской области. Ежегодно поставщику тепловой энергии АО «Челябоблкоммунэнерго» они переплачивают 23012 руб.
Представитель ответчика администрации Кунашакского муниципального района, представители третьих лиц Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района, АО «Челябоблкоммунэнерго», третьи лица Мухаметова А.М., Шарипов Р.М., Шарипов Р.М., Шарипов С.М., Шарипова Х. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет.
Заслушав пояснения истца Шарипова З.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, ФИО8, умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлся собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 45,9 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
После смерти ФИО8 заведено наследственное дело №, с заявлением о принятии наследства обратилась супруга Шарипова Х., дочь Мухаметова А.М., сын Шарипов С.М., сын Шарипов Равиль М., сын Шарипов Раис М., сын Шарипов З.М.
Нотариусом нотариального округа Кунашакского муниципального района 30 октября 2018 года Шарипову Равилю М. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 1/52 долю в праве общей долевой собственности на <адрес>; 10 мая 2018 года выдано свидетельство о праве на наследство по закону ФИО14 на 1/52 долю в праве общей долевой собственности на данную квартиру; 31 октября 2018 года Шарипову З.М. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 1/52 долю в праве общей долевой собственности на указанную квартиру; свидетельство о праве на наследство по закону Шарипову С.М., свидетельство о праве на наследство по завещанию Шарипову Раису М. не выданы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости 8 июня 2021 года за Шариповым З.М. зарегистрировано право общей долевой собственности в 1/52 доли на <адрес>.
Шарипов З.М. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 12 июля 2021 по 12 июля 2026 года.
В судебном заседании установлено, что Шарипов З.М. проживает в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, который не оборудован общедомовым прибором учета.
Теплоснабжение дома по указанному адресу осуществляется АО «Челябоблкоммунэнерго», начисления производятся в соответствии с формулой, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту Правила № 354). Формула включает в себя такие показатели как тариф, норматив и площадь. Тарифы утверждаются Министерством тарифного регулирования и энергетики. Норматив утвержден постановлением главы Кунашакского района № 520 от 12 мая 2003 года « Об утверждении годовых нормативов потребления тепловой энергии, вырабатываемой и реализуемой котельными, находящимися на территории Кунашакского района».
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что расчет начислений производится в соответствии с Правилами № 354, доказательства завышения начисления оплаты за тепловую энергию не представлены, нормативы утверждены постановлением главы района № 520 от 12 мая 2003 года, принятым в соответствии с полномочиями, предоставленными органу местного самоуправления на момент вынесения указанного постановления, начисления с его применением законны.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона и основаны на правильно установленных обстоятельствах дела и представленных доказательствах, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 13 августа 2010 года, нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым принята новая редакция части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступил в силу 13 августа 2010 года, с указанной даты полномочия утверждению нормативов потребления коммунальных услуг перераспределены, установление нормативов потребления коммунальных услуг отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 5, а также пункта 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с указанной даты – 13 августа 2010 года у органов местного самоуправления отсутствует полномочие по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях.
Вместе с тем, с силу подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2016 года вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 01 января 2023 года.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 декабря 2016 года № 66/2 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, применяемых на территории Челябинской области» определен поэтапный переход к установлению на территории Челябинской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению не позднее 01 января 2023 года.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные пунктом 2 данного постановления, вводятся в действие с учетом поэтапного перехода к установлению на территории Челябинской области единых нормативов по отоплению в муниципальных образованиях Челябинской области, с 01 января 2023 года (за исключением Златоустовского городского округа).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно указал, что в Кунашакском муниципальном районе действовал норматив потребления тепловой энергии, установленный постановлением главы Кунашакского района от 12 мая 2003 года № 520 в соответствии с полномочиями, предоставленными органу местного самоуправления на момент принятия указанного решения.
Кроме того, решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 23 июня 2022 года отказано в удовлетворении требований Шарипова З.М. о признании недействующим постановления главы Кунашакского района Челябинской области от 12 мая 2003 года № 520 «Об утверждении годовых нормативов потребления тепловой энергии, вырабатываемой и реализуемой котельными, находящимися на территории Кунашакского района».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 октября 2022 года решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 23 июня 2022 года отменено, принято новое решение о признании оспариваемого постановления недействующим с даты его принятия.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 октября 2022 года отменено, решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 23 июня 2022 года оставлено в силе.
Таким образом, в признании постановления главы Кунашакского района Челябинской области от 12 мая 2003 года № 520 недействующим отказано.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила №.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
В судебном заседании установлено, что Шарипов З.М. проживает в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, который не оборудован общедомовым прибором учета.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
При наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(2) и 2(3) приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента (пункт 42(1) Правил № 354).
Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что требования истца в части компенсации морального вреда, возмещения ему денежных средств за отопление в летний период времени также не подлежат удовлетворению, поскольку начисление по коммунальной услуге по отоплению осуществляется ответчиком равномерно в течение календарного года.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, и выводы суда не опровергают.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, доводов, имеющих правовое значение и влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 04 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шарипова Зуфара Мухамедьяновича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 августа 2023 года.