РЎСѓРґСЊСЏ: Тонеева Р.Рќ. в„–21-1344/2020
РЕШЕНРР•
г.Самара 13 августа 2020 г.
РЎСѓРґСЊСЏ Самарского областного СЃСѓРґР° РЁРєСѓСЂРѕРІ РЎ.Р., рассмотрев РІ открытом судебном заседании жалобу директора РћРћРћ «Легион-Сервис» РЎРёРґРѕСЂРѕРІР° РЎ.Р’. РЅР° решение Отрадненского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Самарской области РѕС‚ 09.06.2020 Рі., которым оставлено без изменения постановление в„– Рё.Рѕ. начальника РћР“РБДД Рћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Отрадному Самарской области РѕС‚ 27.02.2020 Рі. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡.2 СЃС‚.11.23 РљРѕРђРџ Р Р¤, РІ отношении юридического лица - РћРћРћ «Легион-Сервис»
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
постановлением в„– Рё.Рѕ. начальника РћР“РБДД Рћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Отрадному Самарской области РѕС‚ 27.02.2020 Рі. юридическое лицо – РћРћРћ «Легион-Сервис» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного С‡. 2 СЃС‚. 11.23 РљРѕРђРџ Р Р¤, Рё подвергнуто наказанию РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 20 000 рублей Р·Р° выпуск РЅР° линию транспортного средства без тахографа РІ случае, если его установка РЅР° транспортном средстве предусмотрена законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р·Р° исключением случая поломки тахографа после выпуска РЅР° линию транспортного средства.
Решением Отрадненского городского суда Самарской области от 09.06.2020 г. постановление должностного лица от 27.02.2020 г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Самарский областной суд, директор ООО «Легион-Сервис» Сидоров С.В. указывает, что данное транспортное средство является специальным, что прямо предусмотрено его конфигурацией, используется для обслуживания нефтяных и газовых скважин, в связи с чем в данном случае не требуется оснащение тахографом; на момент остановки транспортное средство перевозило по заданию заказчика ООО «НПП «Бурение» техническую воду; просит постановление должностного лица и судебное решение отменить.
Рзучив представленные материалы дела, проверив РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, выслушав РІ судебном заседании директора РћРћРћ «Легион-Сервис» РЎРёРґРѕСЂРѕРІР° РЎ.Р’. Рё представителя РћРћРћ «Легион-Сервис Пац Рћ.Р®. РІ поддержание данных РґРѕРІРѕРґРѕРІ, РїСЂРёС…РѕР¶Сѓ Рє следующему выводу.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1). В соответствии с данным Федеральным законом единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 22).
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в числе прочего, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы).
За выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 11.23 КоАП РФ.
Как следует РёР· материалов дела РѕР± административном правонарушении, 22.01.2020 Рі. РІ 14 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РїРѕ адресу: <адрес> юридическое лицо – РћРћРћ «Легион-Сервис» допустило движение принадлежащего ему транспортного средства РљРђРњРђР— 5668, государственный регистрационный знак в„–, РїРѕРґ управлением водителя Р¤РРћ3, РЅРµ оборудованного техническим устройством – тахографом, чем нарушило требования СЃС‚. 20 Федерального закона РѕС‚ 10.12.1995 N 196-ФЗ "Рћ безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения", РџРѕСЂСЏРґРєР° оснащения транспортных средств тахографами, утвержденного приказом Министерства транспорта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 21 августа 2013 Рі. N 273, Требования Рє тахографам, устанавливаемым РЅР° транспортные средства, утвержденные приказом Министерства транспорта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 13 февраля 2013 Рі. N 36, Рё совершило административное правонарушение, предусмотренное С‡.2 СЃС‚.11.23 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении юридического лица – ООО «Легион-Сервис» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.23 КоАП РФ, с последующим привлечением к административной ответственности.
При рассмотрении 09.06.2020 г. жалобы ООО «Легион –Сервис» на постановление должностного лица судья городского суда признал имеющиеся в деле доказательства относимыми, допустимыми и в совокупности с достаточной полнотой свидетельствующими о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.23 КоАП РФ.
Однако с такими выводами должностного лица и судьи городского суда согласиться нельзя.
Объективная сторона, вмененного состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.23 КоАП РФ, охватывает собой выпуск должностным лицом на линию транспортного средства в отсутствие контрольного устройства (тахографа), с неработающим или не соответствующим установленным требованиям устройством, а также нарушение правил использования тахографа.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" - требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" предусмотрено, что в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Соответствующий Порядок утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 данного Порядка он применяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны, в целях повышения безопасности дорожного движения.
Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (приложение N 2 к названному приказу).
Согласно Приложению № 2 к Приказу Минтранса России № 36 тахографами оснащаются выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3) - за исключением транспортных средств, предназначенных для обслуживания нефтяных и газовых скважин.
РР· карточки учета транспортного средства Рё РєРѕРїРёРё свидетельства Рѕ регистрации транспортного средства РљРђРњРђР— 5668, государственный регистрационный знак в„–, следует, что данное транспортное средство РїРѕРґ управлением водителя Р¤РРћ3, является специализированным - автоцистерна, имеет разрешенную максимальную массу 20650 РєРі. Собственником данного транспортного средства является РЎРёРґРѕСЂРѕРІ РЎ.Р’.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Сидоров С.В. является директором ООО «Легион-Сервис». Основной вид деятельности ООО «Легион-Сервис» - «транспортная обработка грузов», дополнительными видами деятельности являются «деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам», «перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами».
Р’ соответствии СЃ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј в„– РЅР° оказание транспортных услуг, заключенным 29.12.2018 РіРѕРґР° СЃ Заказчиком - РћРћРћ «Научно-производственное предприятие «Бурение», Рсполнитель - РћРћРћ «Легион-Сервис» РїСЂРёРЅСЏР» РЅР° себя обязательства РїРѕ оказанию заказчику автотранспортных услуг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности ООО «Научно-производственное предприятие «Бурение» является «предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа», «предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата», «предоставление прочих услуг в области добычи нефти и природного газа».
РР· путевого листа в„– РѕС‚ 22.01.2020 Рі. следует, что транспортное средство РљРђРњРђР— 5668 государственный регистрационный знак в„– РїРѕРґ управлением водителя Р¤РРћ3 передано РІ распоряжение РћРћРћ «Научно-производственное предприятие «Бурение» Рё перевозило РіСЂСѓР· - РІРѕРґСѓ РІ интересах РћРћРћ «Научно-производственное предприятие «Бурение».
Директором РћРћРћ «Легион-Сервис» Сидоровым РЎ.Р’. РІ судебное заседание СЃСѓРґР° второй инстанции представлены РєРѕРїРёРё следующих документов: счета в„– Рё акта РѕС‚ 31.01.2020 Рі. РЅР° оказание РћРћРћ «Легион-Сервис» транспортных сервисных услуг РћРћРћ РќРџРћ «Бурение» Р·Р° январь 2020 Рі.; расшифровки транспортных сервисных услуг Р·Р° январь 2020 Рі. РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ в„– в„– РѕС‚ 29.12.2018 Рі. СЃ РћРћРћ «НПП «Бурение»; платежного поручения в„–; счета в„– Рё акта РѕС‚ 29.02.2020 Рі. РЅР° оказание РћРћРћ «Легион-Сервис» транспортных сервисных услуг РћРћРћ РќРџРћ «Бурение» Р·Р° февраль 2020 Рі.; расшифровки транспортных сервисных услуг Р·Р° февраль 2020 Рі. РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ в„– РѕС‚ 29.12.2018 Рі. СЃ РћРћРћ «НПП «Бурение»; платежного поручения в„–; акта сверки взаимных расчетов РїРѕ состоянию РЅР° 10.08.2020 Рі. между РћРћРћ «Легион-Сервис» Рё РћРћРћ РќРџРћ «Бурение» РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ в„– РѕС‚ 29.12.2018 Рі.,- которые подтверждают оказание РћРћРћ «Легион-Сервис» транспортных сервисных услуг РћРћРћ «НПП «Бурение» РїРѕ обслуживанию нефтяных скважин, РІ том числе Рё транспортным средством РљРђРњРђР—, государственный регистрационный знак в„–, РїРѕРґ управлением водителя Р¤РРћ3 22.01.2020 Рі., Рё оплату данных транспортных сервисных услуг.
Рнформационное РїРёСЃСЊРјРѕ исполнительного директора РћРћРћ «Научно-производственное предприятие «Бурение» Р¤РРћ4 РѕС‚ 15.06.2020 Рі. подтверждает, что транспортное средство 5668 РЎРќРђРљРќ 1043118, государственный регистрационный знак в„– РїРѕРґ управлением водителя Р¤РРћ3 22.01.2020 Рі. было занято обслуживанием нефтяной скважины в„– Р‘ - Лебяжинского месторождения РїРѕ завозу технологической жидкости РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° в„– РЅР° оказание транспортных услуг, заключенного 29.12.2018 РіРѕРґР° СЃ РћРћРћ «Легион-Сервис», которые отражены РІ путевом листе в„– РѕС‚ 22.01.2020 Рі.
Таким образом, вышеизложенное, а также технические характеристики транспортного средства КАМАЗ 5668 государственный регистрационный знак №, и фотоматериалы транспортного средства, указывающие на то, что данное транспортное средство является специальным и приспособлено для перевозки жидкости, не позволяют опровергнуть довод заявителя жалобы о том, что указанное транспортное средство относится к транспортным средствам для обслуживания нефтяных и газовых скважин, и соответственно не подлежит оснащению тахографом.
Ни должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, ни судьей городского суда при рассмотрении жалобы на данное постановление должностного лица не приведены достаточные и допустимые доказательства того, что данное транспортное средство не использовалось и не может быть использовано для обслуживания нефтяных скважин, касающегося обеспечения технической водой, применяемой в процессе бурения скважин.
Р’ тоже время, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· фактически установленных обстоятельств, 22.01.2020 Рі. РІ 14 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ (время выявления (обнаружения) правонарушения) транспортное средство 5668 РЎРќРђРљРќ 1043118, государственный регистрационный знак в„– РїРѕРґ управлением водителя Р¤РРћ3 было занято обслуживанием нефтяной скважины в„– Р‘ - Лебяжинского месторождения РїРѕ завозу технологической жидкости РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° в„– РЅР° оказание транспортных услуг, заключенного 29.12.2018 РіРѕРґР° СЃ РћРћРћ «Научно-производственное предприятие «Бурение», Рё РїСЂРё таких обстоятельствах РІ действиях юридического лица - РћРћРћ «Легион –Сервис», допустившего выпуск РЅР° линию транспортного средства РљРђРњРђР— 5668, государственный регистрационный знак в„–, РїРѕРґ управлением водителя Р¤РРћ3, РЅРµ оборудованного техническим устройством – тахографом, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного С‡. 2 СЃС‚. 11.23 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Выводы судьи городского суда о том, что при отнесении автомобиля к специальным транспортным средствам, предназначенным для обслуживания нефтяных и газовых скважин, применительно к положениям Приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36 следует учитывать, что такие транспортные средства должны быть специально оборудованы для осуществления соответствующих функций в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, являются несостоятельными, поскольку данные требования касаются обеспечения безопасности при эксплуатации таких транспортных средств, а не для отнесения их к категории транспортных средств, предназначенных для обслуживания нефтяных и газовых скважин.
Для отнесения конкретного транспортного средства к транспортным средствам для обслуживания нефтяных и газовых скважин, которые не требуют оснащения тахографами, следует исходить из фактического функционального назначения данного транспортного средства, поскольку в системе механизма правового регулирования отношений в сфере безопасности дорожного движения и учета транспортных средств отсутствуют нормативные критерии, на основании которых то или иное транспортное средство можно отнести к транспортным средствам, предназначенным для обслуживания нефтяных и газовых скважин.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Данные положения законодательства об административных правонарушениях ни должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, ни судьей городского суда при рассмотрении жалобы на данное постановление должностного лица не соблюдены. Доводы лица привлекаемого к административной ответственности надлежащим образом не проверены, ничем не опровергнуты и с этой целью в качестве свидетелей никто не допрашивался.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ч.3 ст.30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении и решение судьи, принятое по результатам рассмотрения жалобы на данное постановление должностного лица, выносится решение об отмене постановления и решения и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица и решение судьи.
РџСЂРё таких обстоятельствах постановление в„– Рё.Рѕ. начальника РћР“РБДД Рћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Отрадному Самарской области РѕС‚ 27.02.2020 Рі. Рё решение Отрадненского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Самарской области РѕС‚ 09.06.2020 Рі. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡.2 СЃС‚.11.23 РљРѕРђРџ Р Р¤, РІ отношении юридического лица - РћРћРћ «Легион –Сервис» подлежат отмене, Р° производство РїРѕ делу - прекращению РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием РІ действиях юридического лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШРР›:
жалобу директора ООО «Легион-Сервис» Сидорова С.В. удовлетворить.
Постановление в„– Рё.Рѕ. начальника РћР“РБДД Рћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі.Отрадному Самарской области РѕС‚ 27.02.2020 Рі. Рё решение Отрадненского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Самарской области РѕС‚ 09.06.2020 Рі. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡.2 СЃС‚.11.23 РљРѕРђРџ Р Р¤, РІ отношении юридического лица - РћРћРћ «Легион –Сервис» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.13 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
РЎСѓРґСЊСЏ
Самарского областного СЃСѓРґР° РЎ.Р. РЁРєСѓСЂРѕРІ