РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2024 года пгт Кумены
Кировская область
Куменский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Дербенёвой Н.В.,
при секретаре Милковой Е.А.,
с участием заместителя прокурора Куменского района Кировской области Шуткина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД № 43RS0016-01-2024-000436-03, производство №2-276/2024) по иску прокурора Куменского района Кировской области, поданного в порядке статьи 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному учреждению «Большеперелазский сельский Дом культуры», муниципальному учреждению - администрации Большеперелазского сельского поселения Куменского района Кировской области о возложении обязанностей по совершению действий, направленных на проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, и их финансированию,
у с т а н о в и л:
Прокурор Куменского района Кировской области обратился в суд с иском в порядке, установленном статьи 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному учреждению (МКУ) «Большеперелазский сельский Дом культуры», муниципальному учреждению (МУ) администрации муниципального образования МО Большеперелазское сельское поселение Куменского района Кировской области о возложении обязанностей по совершению действий, направленных на проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, и их финансированию.
В обоснование заявленных требований прокурор указал о том, что в ходе проведенной прокуратурой Куменского района Кировской области проверки в деятельности ответчиков были выявлены нарушения законодательства об охране труда, выразившиеся в нарушении требований законодательства о проведении специальной оценки условий труда рабочих мест в МКУ «Большеперелазский сельский Дом культуры», а именно в данном учреждении специальная оценка условий труда рабочих мест не проведена, несмотря на то, что ее проведение является обязательным в силу требований действующего законодательства- ст.ст.21,212 Трудового кодекса РФ, п.1 части 2 статьи 4, ч.ч.1,3 статьи 3, ч.1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», и положений Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Министерством труда и социального развития РФ от 24.01.2014 г. №33н.
Вместе с тем, результаты специальной оценки условий труда применяются, в том числе для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, в связи с чем, их отсутствие может повлечь за собой неблагоприятные последствия для работников учреждения, ввиду отсутствия у них достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, имеющихся рисках для здоровья, а также ввиду непредоставления гарантий и компенсаций в зависимости от конкретных условий труда.
Учредителем МКУ «Большеперелазский сельский Дом Культуры» является администрация Большеперелазского сельского поселения Куменского района Кировской области. Финансирование учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета, с учетом чего прокурор просит обязать МКУ «Большеперелазский сельский Дом культуры» Куменского района Кировской области организовать проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, а на администрацию МО Большеперелазское сельское поселение Куменского района Кировской области возложить обязанность по финансированию данных действий.
В судебном заседании прокурор Шуткин Е.А. иск поддержал, выразил согласие на установление срока исполнения решения суда, указанного ответчиками в заявлении о признании иска, а именно до ДД.ММ.ГГГГ
Представители ответчиков МКУ «Большеперелазский сельский Дом культуры», администрации Большеперелазского сельского поселения в судебное заседание, о дате, времени и месте которого были своевременно и надлежаще извещены, не явились. В суд направили ходатайства о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие и отзывы, в которых указали о признании иска в полном объеме и установлении срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
При изложенных обстоятельствах суд вынес определение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 21 Трудового кодекса РФ установлены основные права и обязанности работника, в частности, право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 22 Трудового кодекса РФ закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются, в том числе обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, а также установление и совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда.
В силу положений статьи 212 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Правоотношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В соответствии с положениями данного Федерального закона, а именно – частью 1 статьи 3, пункта 1 части 2 статьи 4 и частью 1 статьи 8 специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в частности, ее организацию и финансирование.
Результатом специальной оценки условий труда на рабочих местах является ответ о ее проведении, составленный по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Как следует из материалов дела МКУ «Большеперелазский сельский Дом культуры» зарегистрировано в качестве юридического лица, функции и полномочия учредителя которого выполняет администрация Большеперелазского сельского поселения Куменского района Кировской области. Деятельность учреждения финансируется за счет средств бюджета МО Большеперелазское сельское поселение.
Специальная оценка условий труда рабочих мест МКУ Большеперелазский сельский Дом культуры не проведена, что является нарушением действующего трудового законодательства, положения которого приведены выше в решении суда. Данные нарушения влекут за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также нарушения в виде непредоставления гарантий и компенсаций в зависимости от конкретных условий труда.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии фактических и правовых оснований для удовлетворения иска прокурора. При этом МКУ Большеперелазский сельский Дом культуры, являясь работодателем, обязано провести специальную оценку рабочих мест, тогда как администрация Большеперелазского ожгальского сельского поселения, будучи учредителем указанного учреждения, обязана выполнить финансирование в указанных целях.
Для обеспечения своевременного исполнения судебного акта и определенности сроков его исполнения суд полагает необходимым установить ответчикам срок до ДД.ММ.ГГГГ для выполнения возложенных на них обязанностей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Куменского района Кировской области удовлетворить.
Возложить на муниципальное казенное учреждение «Большеперелазский сельский Дом культуры» (ИНН 4314004821, ОГРН 1064314000805) обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, на муниципальное учреждение администрация Большеперелазское сельское поселение Куменского района Кировской области (ИНН 4314004606, ОГРН 1054308512763) – осуществить финансирование проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, со сроком выполнения данных обязанностей ответчиками до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Куменский районный суд Кировской области.
Решение в окончательной форме принято судом 21.11.2024 г..
Судья Н.В. Дербенёва