Решение по делу № 2-533/2021 от 30.03.2021

К делу – 533/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Тульский 19 мая 2021 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего        - Панеш Х.А.,

при секретаре             - Курижевой А.В.,

с участием: представителя истца Администрации МО «Майкопский район», согласно доверенности Лагута Н.О., представителя ответчика Колесникова А.А., согласно доверенности Калабашкиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации МО «Майкопский район» к Колесникову Александру Александровичу о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности. В обоснование требований указал, что на основании постановления Администрации МО «Майкопский район» от 10.08.2018 № 105-а, между Администрацией МО «Майкопский район» и Колесниковым Александром Александровичем 04 сентября 2019 года заключено соглашение № 55 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее – Соглашение № 55 от 04.09.2019).

Предметом Соглашения № 55 от 04.09.2019 является перераспределение земельного участка, располагавшегося по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, 1,9 км на юго-запад от п. Тульского, с кадастровым номером 01:04:5611003:66, площадью 16872 кв.м, принадлежавшего на праве собственности Колесникову А.А., и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район» площадью 903 кв.м, в результате которого в соответствии с утвержденным проектом межевания территории образован земельный участок площадью 17775 кв.м, с кадастровым номером 01:04:5611003:2714, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский.

В соответствии с заключенным соглашением, 23.09.2019 органами Росреестра осуществлена регистрация права собственности Колесникова А.А. на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 01:04:5611003:2714.

Согласно представлению Прокуратуры Республики Адыгея от 11.06.2020 № 07-08-2020 об устранении нарушений земельного законодательства (далее – Представление), Соглашение № 55 от 04.09.2019 заключено незаконно, т.к. на землях, государственная собственность на которые не разграничена, и за счет которых был увеличен исходный земельный участок с кадастровым номером 01:04:5611003:66, собственником которого являлся Колесников А.А., могли формироваться вновь образуемые (самостоятельные) земельные участки и предоставляться гражданам и юридическим лицам на конкурсной основе, так как к участкам имелись соответствующие подъезды и доступ к ним не был ограничен.

В связи с изложенным, Администрация района полагает, что сделка по перераспределению земельного участка, располагавшегося по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, 1,9 км на юго-запад от п. Тульского, с кадастровым номером 01:04:5611003:66, площадью 16872 кв.м, принадлежащего на праве собственности Колесникову А.А. и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район» площадью 903 кв.м, в результате которого в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка образован земельный участок площадью 17775 кв.м, с кадастровым номером 01:04:5611003:2714, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, заключенная 04.09.2019 между Администрацией МО «Майкопский район» и Колесниковым А.А. недействительна в силу своей ничтожности, а ее стороны подлежат приведению в первоначальное правовое положение.

В соответствии с п. 3 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Истец просил суд признать недействительной (ничтожной) сделку, заключенную 04.09.2019 Администрацией МО «Майкопский район» с Колесниковым А.А. о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», и земельных участков, находящихся в частной собственности. Применить последствия недействительности ничтожной сделки:

- администрации муниципального образования «Майкопский район» вернуть Колесникову Александру Александровичу оплаченные денежные средства по соглашению № 55 от 04.09.2019 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 01:04:5611003:66, в размере 492 803,22руб.;

- Колесникову Александру Александровичу вернуть по акту приема-передачи земли общей площадью 903 кв.м, расположенные по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский;

- Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея аннулировать запись о регистрации права собственности за Колесниковым Александром Александровичем на земельный участок площадью 17775 кв.м, с кадастровым номером 01:04:5611003:2714, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский;

- Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея снять с кадастрового учета земельный участок площадью 17775 кв.м, с кадастровым номером 01:04:5611003:2714, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский;

- Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея восстановить на кадастровом учете земельный участок, площадью 16872 кв.м, с кадастровым номером 01:04:5611003:66, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, 1,9 км на юго-запад от п. Тульского;

- Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея восстановить запись о регистрации права собственности за Колесниковым Александром Александровичем на земельный участок, площадью 16872 кв.м, с кадастровым номером 01:04:5611003:66, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, 1,9 км на юго-запад от п. Тульского.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился. Представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без её участия.

Представитель ответчика, согласно доверенности Калабашкина Ю.Н. требования истца не признала, просила в удовлетворении требований отказать. В обоснование указала, что согласно п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса РФ.

В ст. 39.28 Земельного кодекса РФ установлены случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Подобное перераспределение допускается в следующих случаях:

- перераспределение таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

- перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

- земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Следует отметить, что основанием для перераспределения земельного участка в размере 903 кв.м. являлся утвержденный проект межевания части территории, а именно - Постановление Главы МО «Майкопский район» от 10.08.2018г. №105а «Об утверждении проекта межевания части территории п. Тульского для перераспределения земельного участка с кадастровым номером 01:04:5611003:66 и землями, находящимися в государственной не разграниченной собственности» (опубликовано в газете Майкопского района «Маяк» от 18.08.2018г №98-99).

В силу норм п. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Таким образом, указанный Проект межевания части территории до перераспределения прошел процедуру рассмотрения на публичных слушаниях, а именно являлся предметом обсуждения неопределенного круга лиц, что подтверждается Распоряжением Главы МО «Майкопский район» №51-з от 07.06.2018г. (публикация в газете Майкопского района «Маяк» от 16.06.2018г. №67-68).

Согласно с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Однако, согласно сведений, содержащихся в публичной кадастровой карте, а также путем обследования на местности было установлено следующее:

- с восточной стороны к земельному участку, за счет которого осуществлялось перераспределение исходного земельного участка 01:04:5611003:66 по всей его границе примыкал поставленный на кадастровый учет земельный участок 01:04:5611003:975, что исключало свободный проход и свободный подъезд к перераспределенной части земельного участка;

- с западной стороны к земельному участку, за счет которого осуществлено перераспределение исходного земельного участка 01:04:5611003:66, по всей его границе примыкал поставленный на кадастровый учет земельный участок исходный 01:04:5611003:66, что также исключало свободный проход и свободный проезд к перераспределенной части земельного участка;

- с южной стороны к земельному участку, за счет которого осуществлено перераспределение исходного земельного участка 01:04:5611003:66, по всей его границе примыкает поставленный на кадастровый учет земельный участок исходный 01:04:5611003:713, что также исключало свободный проход и свободный проезд к перераспределенной части земельного участка;

- с северной стороны к земельному участку, за счет которого осуществлено перераспределение исходного земельного участка 01:04:5611003:66, по всей его границе примыкал поставленный на кадастровый учет земельный участок исходный 01:04:5611003:9, что также исключало свободный проход и свободный проезд к перераспределенной части земельного участка.

Из чего следует, что земельный участок, за счет которого осуществлено перераспределение исходного земельного участка 01:04:5611003:66 в размере 903 кв.м. являлся между вышеуказанными земельными участками - клином, замкнутым со всех сторон иными земельными участками, не имеющим свободного доступа, что в соответствии со п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, является недопустимым.

В Проекте межевания отражено, что определение площади и установление границ земельного участка 01:04:5611003:66 для перераспределения осуществляется в целях исключения вклинивания и изломанности границ.

Также, учитывая отсутствие свободного доступа к земельному участку площадью 903 кв.м., у истца была исключена возможность формирования вновь образуемого (самостоятельного) земельного участка вместо перераспределенного.

Таким образом, в соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса РФ утвержденный проект межевания части территории являлся основанием для перераспределения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящихся в собственности ответчика.

При этом, законность и правомерность принятия Постановления Главы МО «Майкопский район» от 10.08.2018г. №105а «Об утверждении проекта межевания части территории п. Тульского для перераспределения земельного участка с кадастровым номером 01:04:5611003:66 и землями, находящимися в государственной не разграниченной собственности», Истцом не оспаривались.

Из чего следует, что основания для заключения Соглашения №55 являются действующими.

Также, руководствуясь Правилами землепользования и застройки МО «Тульское сельское поселение» №400 от 30.03.2012г (с изменениями) земельный участок в результате перераспределения расположен в зоне коммунально-складских объектов (ПЗ.402), для которой предельные размеры земельных участков не установлены.

При этом, руководствуясь п.32, п.32.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015г №2018-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и ст.42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», площадь земельного участка после увеличения в случаях, предусмотренных законодательством, должна быть не больше предельного минимального размера участка, установленного местной администрацией в Правилах землепользования и застройки территории, а в случае если такой минимальный размер не установлен – не более, чем на 10% от площади, указанной в ЕГРН.

При этом, что согласно сведений, содержащихся в ЕГРН, исходный земельный участок ответчика с кадастровым номером 01:04:5611003:66 до перераспределения имел площадь 16872 кв.м., площадь которого после перераспределения составила 17775 кв.м., то есть увеличилась на 903 кв.м., что составляет 5,3% от площади исходного участка.

Таким образом, размер земельного участка в результате перераспределения не превышает установленные пределы.

Из чего следует, принимая решение о перераспределении земельного участка Истцом было установлено наличие одновременно трех условий:

1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с Проектом межевания территории, что подтверждается утвержденным Проектом межевания части территории п. Тульского для перераспределения земельного участка с кадастровым номером 01:04:5611003:66 и землями, находящимися в государственной не разграниченной собственности», утвержденным Постановлением Главы МО «Майкопский район» от 10.08.2018г. №105а;

2) целью перераспределения послужило исключение вклинивания и изломанности границ, что подтверждается Проектом межевания территории и фактическим расположением перераспределенного земельного участка;

3) размер увеличившегося земельного участка не превышает установленные пределы.

Из чего следует, что в соответствии с пп.2 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ данный случай является основанием для перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Представитель ответчика обращает внимание, что п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ определен ограниченный перечень оснований, согласно которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении.

В исковом заявлении не содержится сведений о наличии оснований, указанных в п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми имелись основания для отказа в перераспределении.

При этом, руководствуясь п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все имеющиеся основания отказа.

Также, следует отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

- в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

- в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

- в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Так, руководствуясь ч. 2 Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Адыгея, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 09.07.2015г №157, предусмотрено, что размер платы определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения.

На основании чего, размер платы по Соглашению № 55 составил 492 803,22 руб., которую Ответчик оплатил Истцу, что подтверждается Квитанциями об оплате.

Таким образом, принцип земельного законодательства в части платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, закрепленный в ст.1 Земельного кодекса РФ, соблюден.

В свою очередь, Истец в исковых требованиях просит в том числе применить последствия недействительности ничтожной сделки, в связи с чем Администрации МО «Майкопский район» вернуть Ответчику оплаченные денежные средства по Соглашению №55 в размере 98 560,64 руб., что не соответствует сумме, указанной в Соглашении №55, и является менее оплаченной суммы Ответчиком в адрес Истца по указанному Соглашению, что подтверждается Дополнительным соглашением от 03.12.2019г к Соглашению №55 и квитанциями об оплате.

Одновременно, п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка может быть недействительной по основаниям, установленным законом, а именно: с нарушением закона или иного правового акта (п. 1 ст. 168 ГК РФ); с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК РФ); без намерения создать правовые последствия (мнимая) или для прикрытия другой сделки (притворная) (ст. 170 ГК РФ); юридическим лицом в противоречие с целями его деятельности (ст. 173 ГК РФ); с нарушением представителем или органом юридического лица условий осуществления полномочий либо интересов представляемого или интересов юридического лица (ст. 174 ГК РФ); в отношении имущества, распоряжение которым запрещено или ограничено (ст. 174.1 ГК РФ); под влиянием существенного заблуждения (ст. 178 ГК РФ); под влиянием обмана, насилия или угрозы (ст. 179 ГК РФ); на крайне невыгодных условиях вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка) (ст. 179 ГК РФ); с нарушением порядка получения согласия на ее совершение и является крупной.

Истец ссылается в исковом заявлении на п.2 ст.168 Гражданского кодекса РФ и полагает, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

При этом, отсутствует в заявленных исковых требованиях нормы закона, которые нарушены при заключении Соглашения №55 и на основании какой правовой нормы затронуты публичные интересы, права третьих лиц.

Учитывая, что на основании п.5 ст.46 Градостроительного кодекса РФ проект межевания части территории в целях перераспределения являлся предметом обсуждения неопределенного круга лиц при рассмотрении его на публичных слушаниях, о которых упоминалось ранее.

Иные основания, по которым сделка может быть признана недействительной, предусмотренные п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ Истцом не заявлены.

Представитель ответчика просила суд в удовлетворении исковых требований Администрации МО «Майкопский район» к Колесникову Александру Александровичу о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, отказать в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РА, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился. Представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, в принятии решения полагался на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ч. 2 ст. 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Согласно постановлению Администрации МО «Майкопский район» от 10.08.2018 № 105-а, между Администрацией МО «Майкопский район» и Колесниковым Александром Александровичем 04 сентября 2019 года заключено соглашение № 55 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее – Соглашение № 55 от 04.09.2019).

Предметом Соглашения № 55 от 04.09.2019 является перераспределение земельного участка, располагавшегося по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, 1,9 км на юго-запад от п. Тульского, с кадастровым номером 01:04:5611003:66, площадью 16872 кв.м, принадлежавшего на праве собственности Колесникову А.А., и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район» площадью 903 кв.м, в результате которого в соответствии с утвержденным проектом межевания территории образован земельный участок площадью 17775 кв.м, с кадастровым номером 01:04:5611003:2714, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский.

В соответствии с заключенным соглашением, 23.09.2019 органами Росреестра осуществлена регистрация права собственности Колесникова А.А. на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 01:04:5611003:2714.

Согласно п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса РФ.

В ст. 39.28 Земельного кодекса РФ установлены случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Подобное перераспределение допускается в следующих случаях:

- перераспределение таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

- перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

- земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из материалов дела основанием для перераспределения земельного участка в размере 903 кв.м. являлся утвержденный проект межевания части территории, а именно - Постановление Главы МО «Майкопский район» от 10.08.2018г. №105а «Об утверждении проекта межевания части территории п. Тульского для перераспределения земельного участка с кадастровым номером 01:04:5611003:66 и землями, находящимися в государственной не разграниченной собственности» (опубликовано в газете Майкопского района «Маяк» от 18.08.2018г №98-99).

В силу норм п. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Таким образом, указанный Проект межевания части территории до перераспределения прошел процедуру рассмотрения на публичных слушаниях, а именно являлся предметом обсуждения неопределенного круга лиц, что подтверждается Распоряжением Главы МО «Майкопский район» №51-з от 07.06.2018г. (публикация в газете Майкопского района «Маяк» от 16.06.2018г. №67-68).

Согласно с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно сведений, содержащихся в публичной кадастровой карте, а также путем обследования на местности было установлено следующее:

- с восточной стороны к земельному участку, за счет которого осуществлялось перераспределение исходного земельного участка 01:04:5611003:66 по всей его границе примыкал поставленный на кадастровый учет земельный участок 01:04:5611003:975, что исключало свободный проход и свободный подъезд к перераспределенной части земельного участка;

- с западной стороны к земельному участку, за счет которого осуществлено перераспределение исходного земельного участка 01:04:5611003:66, по всей его границе примыкал поставленный на кадастровый учет земельный участок исходный 01:04:5611003:66, что также исключало свободный проход и свободный проезд к перераспределенной части земельного участка;

- с южной стороны к земельному участку, за счет которого осуществлено перераспределение исходного земельного участка 01:04:5611003:66, по всей его границе примыкает поставленный на кадастровый учет земельный участок исходный 01:04:5611003:713, что также исключало свободный проход и свободный проезд к перераспределенной части земельного участка;

- с северной стороны к земельному участку, за счет которого осуществлено перераспределение исходного земельного участка 01:04:5611003:66, по всей его границе примыкал поставленный на кадастровый учет земельный участок исходный 01:04:5611003:9, что также исключало свободный проход и свободный проезд к перераспределенной части земельного участка.

Из чего следует, что земельный участок, за счет которого осуществлено перераспределение исходного земельного участка 01:04:5611003:66 в размере 903 кв.м. являлся между вышеуказанными земельными участками - клином, замкнутым со всех сторон иными земельными участками, не имеющим свободного доступа, что в соответствии со п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, является недопустимым.

В Проекте межевания отражено, что определение площади и установление границ земельного участка 01:04:5611003:66 для перераспределения осуществляется в целях исключения вклинивания и изломанности границ.

Таким образом, в соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса РФ утвержденный проект межевания части территории являлся основанием для перераспределения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящихся в собственности ответчика.

Из чего следует, что основания для заключения Соглашения №55 являются действующими.

Также, руководствуясь Правилами землепользования и застройки МО «Тульское сельское поселение» №400 от 30.03.2012г (с изменениями) земельный участок в результате перераспределения расположен в зоне коммунально-складских объектов (ПЗ.402), для которой предельные размеры земельных участков не установлены.

При этом, руководствуясь п. 32, п. 32.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г №2018-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и ст.42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», площадь земельного участка после увеличения в случаях, предусмотренных законодательством, должна быть не больше предельного минимального размера участка, установленного местной администрацией в Правилах землепользования и застройки территории, а в случае если такой минимальный размер не установлен – не более, чем на 10% от площади, указанной в ЕГРН.

Согласно сведений содержащихся в ЕГРН, исходный земельный участок ответчика с кадастровым номером 01:04:5611003:66 до перераспределения имел площадь 16872 кв.м., площадь которого после перераспределения составила 17775 кв.м., то есть увеличилась на 903 кв.м., что составляет 5,3% от площади исходного участка.

Таким образом, размер земельного участка в результате перераспределения не превышает установленные пределы.

Из чего следует, принимая решение о перераспределении земельного участка истцом было установлено наличие одновременно трех условий:

1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с Проектом межевания территории, что подтверждается утвержденным Проектом межевания части территории п. Тульского для перераспределения земельного участка с кадастровым номером 01:04:5611003:66 и землями, находящимися в государственной не разграниченной собственности», утвержденным Постановлением Главы МО «Майкопский район» от 10.08.2018г. №105а;

2) целью перераспределения послужило исключение вклинивания и изломанности границ, что подтверждается Проектом межевания территории и фактическим расположением перераспределенного земельного участка;

3) размер увеличившегося земельного участка не превышает установленные пределы.

Из чего следует, что в соответствии с пп.2 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ данный случай является основанием для перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Одновременно, п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка может быть недействительной по основаниям, установленным законом, а именно: с нарушением закона или иного правового акта (п. 1 ст. 168 ГК РФ); с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК РФ); без намерения создать правовые последствия (мнимая) или для прикрытия другой сделки (притворная) (ст. 170 ГК РФ); юридическим лицом в противоречие с целями его деятельности (ст. 173 ГК РФ); с нарушением представителем или органом юридического лица условий осуществления полномочий либо интересов представляемого или интересов юридического лица (ст. 174 ГК РФ); в отношении имущества, распоряжение которым запрещено или ограничено (ст. 174.1 ГК РФ); под влиянием существенного заблуждения (ст. 178 ГК РФ); под влиянием обмана, насилия или угрозы (ст. 179 ГК РФ); на крайне невыгодных условиях вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка) (ст. 179 ГК РФ); с нарушением порядка получения согласия на ее совершение и является крупной.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что стороной истца не представлено доказательств обоснованности своих исковых требований и в их удовлетворении следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Администрации МО «Майкопский район» Колесникову Александру Александровичу о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца через Майкопский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2021 года.

Судья: подпись

Копия верна. Судья Х.А. Панеш

2-533/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО Майкопский район
Ответчики
Колесников Александр Александрович
Другие
Калабашкина Юлия Николаевна
Управление Росреестра по РА
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Панеш Хизир Асланович
Дело на странице суда
maikopskyr.adg.sudrf.ru
30.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2021Передача материалов судье
02.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2021Подготовка дела (собеседование)
12.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2021Судебное заседание
19.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее