Дело №2-71/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
19 февраля 2018 года п. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Бузинской В.С.,
при секретаре Антошиной Л.В.,
с участием помощника прокурора Дубровского района Брянской области Кусановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних граждан, в защиту окружающей среды к МБОУ «Сещинская средняя общеобразовательная школа» в лице филиала «Алешинская ООШ», администрации Дубровского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд с данным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в общеобразовательных учреждениях Дубровского района, в результате которой установлено, что в филиале МБОУ «Сещинская средняя общеобразовательная школа» «Алешинская ООШ», расположенном по адресу: <адрес> допускаются нарушения санитарно-эпидемиологических требований, мусорные контейнеры расположены на грунтовой площадке, на контейнерах отсутствуют плотно закрывающиеся крышки, площадка оборудована в 1 метре от здания образовательного учреждения. Выявленные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье учащихся. В связи с чем просил суд обязать администрацию Дубровского района Брянской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства в филиале МБОУ «Сещинская СОШ» «Алешинская ООШ» в части оборудования площадки для сбора мусора с твердым покрытием, площадь которой превышает основания контейнеров на 1.0 м. со всех сторон, в не менее чем в 20м. от здания, установки на контейнеры плотно закрывающихся крышек. Обязать МБОУ «Сещинская средняя общеобразовательная школа» в лице филиала «Алешинская ООШ» в течение месяца с момента перечисления денежных средств организовать исполнение санитарно-эпидемиологического законодательства: оборудовать площадку для сбора мусора в не менее чем в 20м. от здания образовательного учреждения; оборудовать площадку для сбора мусора с твердым покрытием, площадь которой превышает основания контейнеров на 1,0м. со всех сторон; установить на контейнеры плотно закрывающиеся крышки.
Рстец - помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Дубровского района Брянской области Кусанова РЎ.Р’. РІ судебном заседании поддержала исковые требования РїРѕ изложенным основаниям, просила СЃСѓРґ обязать администрацию Дубровского района Брянской области РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу обеспечить финансирование мероприятий РїРѕ исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства РІ филиале МБОУ «Сещинская РЎРћРЁВ» «Алешинская РћРћРЁВ» РІ части оборудования площадки для СЃР±РѕСЂР° РјСѓСЃРѕСЂР° СЃ твердым покрытием, площадь которой превышает основания контейнеров РЅР° 1.0 Рј. СЃРѕ всех сторон РІ РЅРµ менее чем РІ 20Рј. РѕС‚ здания, установки РЅР° контейнеры плотно закрывающихся крышек. Обязать МБОУ «Сещинская средняя общеобразовательная школа» РІ лице филиала «Алешинская РћРћРЁВ» РІ течение месяца СЃ момента перечисления денежных средств организовать исполнение санитарно-эпидемиологического законодательства: оборудовать площадку для СЃР±РѕСЂР° РјСѓСЃРѕСЂР° РІ РЅРµ менее чем РІ 20Рј. РѕС‚ здания образовательного учреждения; оборудовать площадку для СЃР±РѕСЂР° РјСѓСЃРѕСЂР° СЃ твердым покрытием, площадь которой превышает основания контейнеров РЅР° 1,0Рј. СЃРѕ всех сторон; установить РЅР° контейнеры плотно закрывающиеся крышки.
Представитель соответчика – администрации Дубровского района Брянской области по доверенности Башкина Е.В. исковые требования признала в полном объеме, о чем произведена запись в протоколе судебного заседания.
Представитель соответчика - МБОУ «Сещинская средняя общеобразовательная школа» в лице филиала «Алешинская ООШ» по доверенности Ковальская С.П. исковые требования признала в полном объеме, о чем произведена запись в протоколе судебного заседания, суду пояснила, что по мере поступления денежных средств выявленные нарушения будут устранены.
Согласно ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) ответчик вправе признать иск. Последствия этого действия сторонам разъяснены: в случае признания иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований и решение это может исполняться принудительно. Суд принимает признание иска соответчиками, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
От представителя третьего лица – территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Жуковском, Дубровском, Рогнединском и Клетнянском районах Е.А. Галуцких представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляют право граждан на благоприятную окружающею среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Вышеуказанные конституционные положения также нашли свое развитие в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г. №7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Частью 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 29.07.2017г.) предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
РР· СЃС‚.СЃС‚. 10, 11 Федерального закона РѕС‚ 30.03.1999Рі. в„–52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что граждане, Р° также индивидуальные предприниматели Рё юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно п.3.7 СанПин 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, в хозяйственной зоне оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с плотно закрывающимися крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м со всех сторон. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки.
Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием (п.3.8 СанПин 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно п.10 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п.3 ч.4 ст.41).
РР· С‡.8 СЃС‚.51 Федерального закона РѕС‚ 29.12.2012 в„– 273-ФЗ «Об образовании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что руководитель образовательной организации несет ответственность Р·Р° руководство образовательной, научной, воспитательной работой Рё организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п.5 ч.1 ст.9).
В соответствии с п.1.9 Устава образовательного учреждения учредителем и собственником имущества учреждений является МО «Дубровский район» в лице администрации Дубровского района.
В силу п. 3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. ФЗ от 30.10.2017г.) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу пп.21 п.3.2 Устава Муниципального образования «Дубровский район» к компетенции учредителя относится обеспечение содержания зданий и сооружений учреждения, обустройство прилегающих к учреждению территорий.
Таким образом, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и устранение выявленных нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в филиале МБОУ «Сещинская средняя общеобразовательная школа» «Алешинской ООШ» является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Дубровского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в общеобразовательных учреждениях Дубровского района, в результате которой установлено, что в филиале МБОУ «Сещинская средняя общеобразовательная школа» «Алешинской ООШ», расположенном по адресу: <адрес>, допускаются нарушения санитарно-эпидемиологических требований, мусорные контейнеры расположены на грунтовой площадке, на контейнерах отсутствуют плотно закрывающиеся крышки, площадка оборудована в 1 метре от здания образовательного учреждения. Выявленные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье учащихся общеобразовательного учреждения.
Сбор и вывоз твердых бытовых отходов из мусорных контейнеров, установленных на территории образовательного учреждения, производится ООО «Жилкомсервис» на основании договора №17 на оказание услуг от 01.05.2017г.
До настоящего времени выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований в филиале МБОУ «Сещинская средняя общеобразовательная школа» «Алешинской ООШ», расположенном по адресу: <адрес>, не устранены, что в суде признано и не оспорено.
Невыполнение указанных требований законодательства создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, учащихся в МБОУ «Сещинская средняя общеобразовательная школа» «Алешинской ООШ». Право детей на охрану жизни и здоровья не может ставиться в зависимость от указанных обстоятельств.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, выбор одного из них принадлежит заявителю (в данном случае прокурору), который, обращаясь в суд на основании ст.45 ГПК РФ, определил в заявлении избранный им способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц как присуждение к исполнению обязанности в натуре, действуя в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения нарушений прав и свобод учащихся и работников образовательного учреждения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по финансированию мероприятий по исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства в филиале МБОУ «Сещинская СОШ» «Алешинская ООШ» в части оборудования площадки для сбора мусора с твердым покрытием, площадь которой превышает основания контейнеров на 1.0 м. со всех сторон в не менее чем в 20м. от здания, установки на контейнеры плотно закрывающихся крышек необходимо возложить на администрацию Дубровского района Брянской области, как на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления и учредителя образовательного учреждения, а обязанность по оборудованию площадки для сбора мусора в не менее чем в 20м. от здания образовательного учреждения, оборудованию площадки для сбора мусора с твердым покрытием, площадь которой превышает основания контейнеров на 1,0м. со всех сторон и установке на контейнеры плотно закрывающихся крышек на филиал МБОУ «Сещинская СОШ» «Алешинская ООШ».
Каких-либо доказательств в порядке ст.56 ГПК РФ, свидетельствующих об отсутствии обязанности по выполнению указанных мероприятий и их финансированию, соответчиками суду не представлено.
Учитывая материальные затраты, время и объем выполнения необходимых работ для исполнения данных требований суд, в соответствии с требованиями ст.206 ГПК РФ, считает необходимым определить срок для устранения названных нарушений в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом положений ч. 4 ст. 103 ГПК РФ и под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ соответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Дубровского района Брянской области (РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 45 ГПК Р Р¤) РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов несовершеннолетних граждан, РІ защиту окружающей среды Рє МБОУ «Сещинская средняя образовательная школа» РІ лице филиала «Алешинская РћРћРЁВ», администрации Дубровского района Брянской области Рѕ понуждении Рє совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию Дубровского района Брянской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ «Сещинская средняя общеобразовательная школа» в лице филиала «Алешинская ООШ» в части оборудования площадки для сбора мусора с твердым покрытием, площадь которой превышает основания контейнеров на 1.0м. со всех сторон, в не менее чем в 20м. от здания образовательного учреждения, установки на контейнеры плотно закрывающихся крышек.
Обязать МБОУ «Сещинская средняя общеобразовательная школа» в лице филиала «Алешинская ООШ» в течение месяца с момента перечисления денежных средств организовать исполнение санитарно-эпидемиологического законодательства: оборудовать площадку для сбора мусора в не менее чем в 20м. от здания образовательного учреждения; оборудовать площадку для сбора мусора с твердым покрытием, площадь которой превышает основания контейнеров на 1,0м. со всех сторон; установить на контейнеры плотно закрывающиеся крышки.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области.
Председательствующий по делу В.С. Бузинская