Решение по делу № 2-2837/2022 от 14.07.2022

Дело № 2-2837/2022

УИД № 61RS0009-01-2022-003305-15

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

24 ноября 2022 года г. Азов

Азовский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Нижникова В.В., при секретаре Севостьяновой Е.В., с участием представителя истца помощника Азовского межрайонного прокурора Бужинской Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лица к администрации Азовского района Ростовской области и Комитету имущественных отношений Азовского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства в сфере законодательства о муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

Азовской межрайонной прокуратурой на основании обращения ФИО4 проведена проверка соблюдения требований законодательства о собственности, безопасности дорожного движения, по результатам которой выявлены следующие нарушения.

Установлено, что подъездная дорога к п. Васильево-Петровский в реестре муниципальной собственности Администрации Азовского района как автомобильная дорога не состоит и не значилась в нем ранее, денежные средства на ее содержание бюджетом органа местного самоуправления не предусмотрены. Иного подъездного пути к домам жителей не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также Закон № 257-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1). Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5).

Согласно пункту 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установленного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 (далее также Порядок), на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.

В силу пункта 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

Поскольку подъездная дорога к п. Васильево-Петровский не значится в реестре муниципальной собственности, сведений о принадлежности указанной дороги и земельного участка под ней на каком-либо праве физическим или юридическим лицам не имеется, следовательно, она отвечает признакам бесхозяйного недвижимого имущества, что порождает обязанность органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет данного объекта в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

Обязать администрацию Азовского района Ростовской области и Комитет имущественных отношений Азовского района Ростовской области (далее также Комитет) совершить действия по постановке на учет подъездной дороги к п. Васильево-Петровский в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

В судебное заседание представитель истца помощник Азовского межрайонного прокурора Бужинская Л.П. явилась, исковые требования поддержала.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного заседания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьями 3, 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с пунктом 5 части 1, части 3, части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Аналогичные положения закреплены также в части 6 статьи 13 Закона № 257-ФЗ, согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Дорожная деятельность в силу пункта 6 статьи 3 Закона № 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 10 статьи 6 Закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).

Согласно пункту 12 статьи 3 Закона № 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Установлено, что подъездная дорога к п. Васильево-Петровский в реестре муниципальной собственности администрации Азовского района Ростовской области как автомобильная дорога не состоит и не значилась в нем ранее, денежные средства на ее содержание бюджетом органа местного самоуправления не предусмотрены. Иного подъездного пути к домам жителей не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии со статьей 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1). Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).

Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В силу пункта 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

Поскольку подъездная дорога к п. Васильево-Петровский не значится в реестре муниципальной собственности, сведений о принадлежности указанной дороги и земельного участка под ней на каком-либо праве физическим или юридическим лицам не имеется, следовательно, она отвечает признакам бесхозяйного недвижимого имущества, что порождает обязанность органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет данного объекта в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

В силу пункта 4 Порядка принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

- прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

- проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

- внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Таким образом, администрацией Азовского района Ростовской области до настоящего времени не приняты меры, направленные на обращение в регистрирующий орган, что не позволяет для реализации имеющихся у них полномочий по развитию транспортной инфраструктуры п. Васильево-Петровский.

Межрайонной прокуратурой 12.10.2020 и 03.06.2022 в адрес администрации Азовского района Ростовской области внесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере муниципальной собственности, однако нарушения до настоящего времени не устранены, дорога в органе Росреестра до настоящего времени как бесхозяйная не зарегистрирована, что не позволяет принять ее на баланс муниципалитета.

Сложившаяся ситуация нарушает права неопределенного круга лиц постоянно и временно проживающих в п. Васильево-Петровский Азовского района, которые, в том числе в силу возраста, маломобильности и иных причин не могут в полной мере пользоваться своим имуществом, получать медицинскую помощь, реализовывать иные права.

Данные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей работниками администрации Азовского района, ответственными за соблюдение законодательства Российской Федерации о муниципальной собственности, дорогах и дорожной деятельности.

Однако согласно части 5 статьи 3 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Азовского района» (утверждено решением Азовского районного собрания депутатов шестого созыва от 28.01.2021 № 348) бесхозяйное имущество принимает на учет Комитет путем включения в реестр бесхозяйных объектов. После включения в реестр в отношении объектов недвижимого имущества Комитет подает заявление о постановке данных объектов на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию.

Таким образом, суд считает возможным удовлетворить исковые требований лишь в отношении Комитета.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Азовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лица к администрации Азовского района Ростовской области и Комитету имущественных отношений Азовского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства в сфере законодательства о муниципальной собственности удовлетворить частично.

Обязать Комитет имущественных отношений Азовского района Ростовской области совершить действия по постановке на учет подъездной дороги к поселку Васильево-Петровский Азовского района Ростовской области в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

В удовлетворении иска к администрации Азовского района Ростовской области отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Азовский городской суд Ростовской области с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 01.12.2022 года.

2-2837/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Азовский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Азовского района Ростовской области
Комитет имущественных отношений Азовского района
Суд
Азовский городской суд Ростовской области
Судья
Нижников Виталий Владимирович
Дело на сайте суда
azovsky.ros.sudrf.ru
14.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2022Передача материалов судье
18.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2022Судебное заседание
21.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Судебное заседание
24.11.2022Судебное заседание
01.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее