РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2020 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Щербакова Л.В.
при секретаре Отгон В.В.
рассмотрев судебном заседании гражданское дело № 2-3404/20 по иску Денисова Р. Ю. в интересах группы лиц к Маслову К. В., Маркиной Т. А. о признании незаконным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме,
установил :
Денисов Р.Ю., Черемисинова Е.Б., Волкова Л.Л., Ившин О.Г., Балашов Д.М., Котенко А.Е., Сафронова А.А., Игнатьева Ю.И., Гайдар Н.В., Токарев О.С., Немов А.Ю., Сачков Д.В., Королев А.В, Королева Ю.Ю., Дымкова С.С., Тенюшев Е.Н., Хомутинникова Е.К., Данилова Е.Л., Зайцева Ю.В., Гавриленко Р.Н., Каранов С.С., Морозов В.С., Каверин К.В., Федосеев А.А., Терновская Т.А., Прасков А.Г., Калиновская А.Б., Наумов А.А., Сухорукова Г.В. (далее-истцы) обратились в Раменский городской суд Московской области с исковым заявлением к Маслову К.В. и Маркиной Т.А. в защиту прав и законных интересов группы лиц о признании незаконным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленного протоколом <номер> от <дата>. В обоснование своих требований указав, что являются собственниками квартир в вышеуказанном многоквартирном жилом доме. Истцам стало известно, что в жилом доме было проведено общее собрание собственников помещений по результатам которого составлен Протокол <номер> от <дата> в котором отражены результаты общего собрания собственников, в том числе и вопрос выбора управляющей организации – ООО «УК «Зеленый город». Участие в этом собрании Истцы не принимали, нарушение своих прав и законных интересов объясняют тем, что Перечень работ и услуг, указанный в Приложении <номер> Договора управления не соответствует Постановление Правительства РФ от <дата> N 290 (ред. от <дата>) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее – Минимальный перечень):
- отсутствуют работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты (п. 27 Минимального перечня).
Также, в доме смонтирована Пожарно-охранная сигнализация и включена в состав общего имущества (Приложение <номер> к Договору управления), однако ее техническое обслуживание не включено в перечень работ и услуг, проводимых ООО «УК «Зеленый город».
- отсутствуют работы, выполняемые в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах:
проверка исправности и работоспособности оборудования, выполнение наладочных и ремонтных работ на индивидуальных тепловых пунктах и водоподкачках в многоквартирных домах;
проверка работоспособности и обслуживание устройства водоподготовки для системы горячего водоснабжения. (п. 17 Минимального перечня).
В доме оборудован индивидуальный тепловой пункт, который входит в состав общего имущества (Приложение <номер> к Договору управления), однако его техническое обслуживание также не заложен в состав платы за жилого помещения.
Истцы считают, что отсутствие обслуживания вышеуказанного оборудования (ПОС и ИТП) приведет к созданию угрозы жизни и здоровью граждан, ухудшению условий проживания граждан, что является недопустимым. В Приложении <номер> Договора управления указаны работы (услуги), которые невозможно выполнить в связи с отсутствием в доме данных конструкций или оборудования, а именно:
- в <номер> Приложения <номер> - «выявление наличия, характера и величины трещин в сводах, изменений состояния кладки, коррозии балок в домах с перекрытиями из кирпичных сводов».
Дом является монолитным, данные работы предусмотрены для домов с перекрытиями из кирпичных сводов.
- <номер> Приложения <номер> – «работы, выполняемые в целях надлежащего содержания балок (ригелей) перекрытий и покрытий многоквартирных домов» - данные работы также не могут быть выполнены в монолитном доме.
- <номер> Приложения <номер> – «выявление деформации и повреждений слуховых окон, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках», «проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке».
В данном доме отсутствует такие конструкции как слуховые окна, ходовые доски, переходные мостики и чердак.
- п. 13 Приложения <номер> – «проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них».
Чердак в доме отсутствует.
- п. <номер> Приложения <номер> – «очистка пожарных кранов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см».
Дом не оборудован уличными пожарными гидрантами.
- <номер> Приложения <номер> – «прочистка ливневой канализации».
Управляющая организация выполняет работы и услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Однако, в Приложение <номер> Договора управления в составе общего имущества отсутствует ливневая канализация.
<номер> п. 21 Приложения <номер> – «обслуживание и очистка мусоропровода».
Мусоропровод не используется, заварен, произвести данную работу фактически невозможно.
Приложение <номер> формирует стоимость работ и услуг по содержанию общего имущества. Таким образом, собственники вынуждены оплачивать работы (услуги) которые произвести невозможно, а также лишены возможности надлежащего обслуживания ПОС и ИТП.
Более того, согласно <номер> Договора управления внести изменения в данный Договор управления и изменить перечень работ и услуг возможно только путем проведения общего собрания собственников помещений. До проведения общего собрания собственников и внесения соответствующих изменений действует утвержденный Договор управления и его условия является обязательными для всех собственников помещений и управляющей организации.
В связи с тем, что в повестке дня отсутствует вопрос об утверждении состава платы за содержание жилого помещения (утвержден только размер) необходимо руководствоваться Перечнем, указанным в Приложение <номер> Договора управления, который противоречит действующему законодательству и не соответствует характеристике и конструктивным элементам многоквартирного дома, что причиняет убытки собственникам в части обязания оплаты невыполнимых работ и услуг, а также приведет к неработоспособности сложного оборудования смонтированного в доме (ПОС и ИТП). Также, Истцы считают, что при проведении общего собрания собственников были допущены существенные нарушения:
Отсутствуют реквизиты документа, подтверждающие право собственности Инициаторов собрания (пп. а п. 12 Приказа Министерства строительства и Жилищно-коммунального хозяйства РФ от <дата> <номер>/пр «Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор» (далее Приказ <номер>/пр). Согласно Письма Минстроя России от <дата> <номер>-ОГ/4 председатель общего собрания, секретарь общего собрания, а также члены счетной комиссии избираются из состава собственников помещений в многоквартирном доме. Однако, Иванов В.И. (председатель собрания), Савчукевич С.В. (секретарь собрания, Дадашов В.В. (лицо, проводившее подсчет голосов) собственниками помещений в данном доме не являются. Отсутствует информация о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов собственников помещений в многоквартирном доме: указывается фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер принадлежащего ему на праве собственности помещения в многоквартирном доме (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение (за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания) (пп. б п. 12 Приказа <номер>/пр). На официальном сайте ГИС ЖКХ имеется ссылка на договор управления <номер> от <дата>. Данный договор составлен в нарушении ч. 3 ст. 162 ЖК РФ: не указан порядок определения цены договора, не указан порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Подчасова Е.В. исковые требования поддержала.
Ответчик Маркина Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена. Её представитель ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, ходатайство оставлено без удовлетворения.
Ответчик Маслов К.В. о судебном заседании извещен, не явился, мнения по иску не представил.
Представитель третьего лица ООО «УК «Зеленый город» Дадашов В.В. возражал в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на отсутствие нарушений в проведении общего собрания на основании решения ГУ МО «ГЖИ МО» №Р<номер> от <дата>
Представитель третьего лица ООО «ВалМар» Ракунова М.Г. поддержала требования истцов, ссылаясь на то, что общее собрание проводилось с существенными нарушениями норм материального права, исковые требования просила удовлетворить.
Выслушав представителей истцов, третьих лиц, исследовав материалы дела, дав оценку представленным доказательствам по делу по правилам ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
ООО «УК «Зеленый город» договор управления подписанный собственниками, обладающими более чем 50% голосов от общего числа голосов, в адрес ГУ МО «ГЖИ МО» не представил. Более того, как указано в Протоколе от <дата>. <номер> решение об утверждении и подписании многоквартирного дома собственниками не принято.
Представителем третьего лица ГУ МО «ГЖИ МО» представлены материалы общего собрания собственников, оформленного протоколом <номер> от <дата>.
После ознакомления с материалами вышеуказанного общего собрания было установлено, что подсчет кворума произведен неверно – не учтена долевая собственность, бланки решений заполненные не собственниками помещений, к подсчету кворума приняты бланки решений собственников, которые не принимали участие в голосовании, бланки решений не заполняли и третьим лицам не передавали. Таким образом, в голосовании приняли участие собственники, обладающие площадью равной 4 213, 63 м2, что составляет 42,02 % от общего количества голосов собственников в доме. Кворум отсутствует.
Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Указанные требования истцами соблюдены.
Из представленного Главным управлением <адрес> «Государственная жилищная инспекция <адрес>» оригинала Протокола общего собрания собственников помещений <номер> от <дата> установлено:
В представленном Протоколе в нарушение пп. а, б п. 12 Приказа Министерства строительства и Жилиищно-коммунального хозяйства РФ от <дата> <номер>/пр отсутствуют реквизиты документа, подтверждающие права собственности Инициаторов собрания, председателя, секретаря собрания и членов счетной комиссии. Председатель и секретарь общего собрания, а также члены счетной комиссии не являются собственниками помещений в данном доме.
Договор управления, утвержденный общим собранием, оформленный протоколом <номер> от <дата>., не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от <дата> <номер> и не содержит необходимый минимальный перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в доме.
Более того, договор управления составлен в нарушении ч. 3 ст. 162 ЖК РФ – не указан порядок определения цены договора, не указан порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору.
В силу ч. 1 ст. 162 ЖК РФ При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
Судом установлено, что договор управления, заключенный между ООО «УК «Зеленый город» и собственниками обладающими более чем 50 % голосов от общего числа голосов в адрес третьего лица – ГУ МО «ГЖИ МО» не предоставлялся.
В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи.
Судом сделан вывод, что кворум для принятия решения общего собрания собственников отсутствует, расчет кворума представленный Истцами соответствует фактическим обстоятельствам и составляет 42,02 % от общего количества голосов собственников в доме.
Согласно ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания или допущено существенное нарушение правил составления протокола.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 244.20-244.22 ГПК РФ, ст.ст. 46, 47 ЖК РФ, ст.ст. 181.4, 181.5 ГК РФ
С учетом доводов, содержащихся в настоящем решении, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления по заявленным требованиям, поскольку судом установлено, что обжалуемые решения собственников помещений в <адрес>, оформленные протоколом <номер> от <дата> не соответствуют требованиям статьи 44-46 Жилищного кодекса, не соответствует требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <дата> <номер>/пр “Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор”.
Руководствуясь статьями со ст.ст. 244.20-244.22 ГПК РФ, ст.ст. 46, 47 ЖК РФ, ст.ст. 181.4, 181.5 ГК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленное протоколом <номер> от <дата>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд в течении месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья:
Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2020 года