Решение по делу № 2а-327/2018 от 27.07.2018

Дело № 2а-327/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 августа 2018 года                                      с. Большая Соснова

Большесосновский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Селютиной С.Л.,

при секретаре судебных заседаний Казанцевой Д.Р.,

с участием административного истца Долгих О.Н.,

представителя административного ответчика Смолиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Большая Соснова административное дело по административному иску Долгих <данные изъяты> к Межрайонному территориальному отделу №1 Минсоцразвития Пермского края о признании заключения от 16.07.2018 о невозможности быть кандидатом в опекуны (попечители) незаконным,

у с т а н о в и л :

Административный истец Долгих О.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указала, что 03 июля 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче заключения о возможности быть опекуном (попечителем). 17.07.2018 ей выдали промежуточный ответ, в котором указано, что необходим сбор дополнительных документов. 24.07.2018 получила на руки заключение от 16.07.2018, в заключение указано, что она не может быть опекуном, считает заключение ответчика незаконными и необоснованными.

В судебном заседании административный истец Долгих О.Н. просила суд признать заключения от 16.07.2018 о невозможности быть кандидатом в опекуны (попечители) незаконным и противоправным, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика Смолина А.А. с заявленными требованиями не согласилась, в возражениях пояснила, что заявление Долгих О.Н. было рассмотрено в установленные законом сроки. 16.07.2018 выдано заключение о невозможности Долгих О.Н. быть кандидатом в опекуны (попечители). В заключении указаны причины, по которым Долгих О.Н. отказано, учтены и рассмотрены все документы, представленные Долгих О.Н. и запрошенные МТУ №1.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста психиатр Ефимов Ю.В., пояснил, что Долгих О.Н. состоит на учете у психиатра, иногда приходит за лекарствами, в агрессивном состоянии она не приходила, с её слов ему известно, что Долгих О.Н. борется за справедливость.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные документы, пришел к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 31 Гражданского кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Одной из форм обеспечения и защиты интересов несовершеннолетних детей является установление при необходимости над ними опеки или попечительства.

Положениями ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об опеке и попечительстве" к основным задачам органов опеки и попечительства отнесены в том числе защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

Исходя из положений п. 11 ч. 1, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 настоящего Федерального закона. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Статьей 24 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ установлено, что надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - Правила), согласно п. 2 которых подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства документы, указанные в п. 4 Правил.

В п. 8 Правил указано, В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, проводит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт обследования). Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

Согласно п. 9 Правил Орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (решение о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приказом Минсоцразвития Пермского края от 17.02.2015 N СЭД-33-01-03-101 утверждено Положение о межрайонном территориальном управлении №1 Министерства социального развития Пермского края, которым определены полномочия управления в сфере предоставления гарантий социальной защиты отдельным категориям населения края по вопросам социальной поддержки, социального обслуживания и социальной помощи, в том числе предоставление социальной помощи детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в пределах своих полномочий, установленных действующим законодательством

Предоставление государственной услуги "Предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) над несовершеннолетними гражданами определено в Регламенте, утвержденного приказом Министерства социального развития Пермского края от 13.08.2014 N СЭД-33-01-03-665 (ред. от 20.04.2016) "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о возможности быть опекуном (попечителем), приемным родителем в отношении несовершеннолетних лиц".

На основании приказа МТУ №1 Минсоцразвития Пермского края от 24.03.2015 № СЭД-33-36-01-05-342 в отношении несовершеннолетнего Симакова К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена опека, временным опекуном назначен ФИО5

03 июля 2018 года административный истец Долгих О.Н. обратилась в МТУ №1 Минсоцразвития Пермского края с заявлением о выдаче заключения о возможности быть опекуном, приложила к заявлению документы.

В пакете документов заявителя Долгих О.Н. отсутствовал документ, предусмотренный п.п. «б» п. 2.6.1 Регламента (предоставлен только договор социального найма жилого помещения от 21.08.2018), в связи с чем, из администрации Большесосновского сельского поселения были запрошены копии финансового лицевого счета с места жительства Долгих О.Н. Ответ на запрос поступил из поселения 13.07.2018, в этот же день был проведено обследование условий жизни заявителя Долгих О.Н.

После чего в течение 10 дней со дня представления документов в соответствии с п. 2.6 Регламента, с учетом документов представленных заявителем Долгих О.Н. и документов, поступивших по запросу МТУ №1, с учетом акта обследования условий жизни заявителя, в соответствии с действующим законодательством ответчик принял решение о невозможности Долгих О.Н. быть опекуном с указанием причин такого отказа, что подтверждается протоколом заседания комиссии по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан от 16.07.2018 года №36, было принято решение об отказе Долгих О.Н. в выдаче заключения о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители), в связи с чем, 16.07.2018 МТУ №1 МСР ПК выдано заключение №СЭД-33.1-01-11-721 о невозможности Долгих О.Н. быть кандидатом в опекуны (попечители).

Оснований для признания заключения №СЭД-33.1-01-11-721 о невозможности Долгих О.Н. быть кандидатом в опекуны (попечители) незаконным суд не находит, так как заключение выдано в соответствии с установленным законом порядке и в предусмотренные законом сроки. Также указаны причины, по которым Долгих О.Н. отказано в выдаче заключения быть кандидатом в опекуны (попечители), а именно п.п.1 ч. 1 ст. 146 Семейного кодекса РФ, согласно которого не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, также учтено низкое материальное положение Долгих О.Н. и наличие задолженности по оплате за жилищно - коммунальные услуги.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Долгих <данные изъяты> к Межрайонному территориальному отделу №1 Минсоцразвития Пермского края о признании заключения от 16.07.2018 о невозможности быть кандидатом в опекуны (попечители) незаконным - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                         Селютина С.Л.

2а-327/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Суд
Большесосновский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
bolshesos.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее