Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Р.п. Черлак 28 января 2020 года.
Дело № 2а-58/2020
УИД 55RS0038-01-2019-001526-37
Резолютивная часть решения оглашена 28.01.2020 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 11.02.2020 г.
Черлакский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Губер Е.В.
При секретаре Мишинковой В.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Субботиной Татьяны Александровны к Администрации Черлакского муниципального района Омской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Субботина Т.А. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, которым просит признать незаконным бездействие администрации Черлакского муниципального района, выразившееся в непринятии и не направлении в её адрес решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№> и жилого помещения с кадастровым номером <№>, расположенных по адресу: <адрес>1; признать незаконным бездействие администрации Черлакского муниципального района, выразившееся в неосуществлении подготовки и не направлении в ее адрес проекта соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№> и жилого помещения с кадастровым номером <№> и жилого помещения с кадастровым номером <№>, расположенных по адресу: <адрес>1; обязать администрацию Черлакского муниципального района, принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№>, жилого помещения с кадастровым номером <№>, расположенных по адресу: <адрес>1, которое направить в ее адрес; обязать администрацию Черлакского муниципального района подготовить и направить в ее адрес проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№> и жилого помещения с кадастровым номером <№>, расположенных по адресу: <адрес>1, а также взыскать с административного ответчика в её пользу судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных административных требований Субботина Т.А. сослалась на то, что, что она является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, 26.02.2016 ею в адрес Администрации Черлакского муниципального района было направлено заявление о признании данного многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу и включении указанного дома в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. 23.07.2018 межведомственной комиссией Администрации района ей выдано заключение № 247, согласно которого жилые помещения в многоквартирном доме по указанному выше адресу не отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в связи с большим физическим износом основных конструктивных элементов, который составляет 70 %, полученных в процессе эксплуатации здания, имеющейся деформации фундаментов, потере несущей способности стен здания, перекрытия, что привело к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания здания. На основании данного заключения двухквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Главой администрации Черлакского муниципального района Омской области 23.07.2018 было подписано Распоряжение № 464-р, из содержания которого следовало: признать двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу; произвести расселение жильцов из аварийного жилого дома в срок до 31.12.2021; выполнить снос вышеуказанного жилого дома в срок до 30.11.2022. Решением Черлакского районного суда Омской области от 08.11.2018 по делу № 2а-411/2018 вышеуказанное Распоряжение главы администрации Черлакского муниципального района Омской области в части установления срока расселения жильцов аварийного дома до 31.12.2021 и срока для выполнения сноса до 30.11.2022 признано незаконным. Судом установлен срок сноса и отселения жильцов вышеуказанного дома до 30.11.2019; на администрацию возложена обязанность направить Субботиной требование о сносе дома в срок до 30.11.2019 за счет собственных средств. Кроме того, решением Черлакского районного суда Омской области от 08.11.2018 установлено, что жилой <адрес> представляет реальную опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния. И.о. главы администрации Черлакского муниципального района ГВВ 14.12.2018 в её адрес направлено требование № 01-19/330 о сносе дома в срок до 30.11.2019. После чего, 21.12.2018 она обратилась в администрацию Черлакского муниципального района с заявлением о предоставлении информации о действиях, направленных на включение жилого дома в Региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. 24.01.2019 ей был предоставлен ответ № 01-19/11 о том, что дом не включен в программу по причине отсутствия действующей программы на территории Омской области. Письмом от 28.01.2019 она уведомила главу администрации района об отсутствии намерения сносить принадлежащее на праве собственности жилое помещение вообще и в установленный срок в частности. В своем ответе от 14.02.2019 г. № 01-19/32 и.о. глава администрации района на её заявление проинформировал о том, что в случае непринятия мер по сносу помещения по окончании срока в требовании в отношении жилого помещения будет принято решение в соответствии с нормами действующего законодательства. На её обращение от 12.02.2019 Министерством строительства и жилищно – коммунального комплекса Омской области письмом от 14.03.2019 также сообщено, что жилой <адрес> не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В настоящий момент срок сноса (до 30.11.2019) истек. До настоящего времени администрацией Черлакского муниципального района Омской области решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, расположенных по вышеуказанному адресу, не принято в адрес административного истца не направлено, проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения не подготовлен и в адрес административного истца не направлен. Названное бездействие носит незаконный характер. Затягивание со стороны административного ответчика процедуры изъятия земельного участка с находящимся на нем жилым помещением может привести к необратимым последствиям, таким как, причинение вреда жизни и здоровью административного истца и третьим лицам; может прекратить свое существование жилой дом как объект недвижимости, что в свою очередь приведет к нарушению права административного истца на выкуп жилого помещения в соответствии жилищным законодательством РФ.
Административный истец, руководствуясь ст.ст.124-125, 218, 220 КАС РФ, просит суд удовлетворить заявленные ею требования.
В судебном заседании административный истец Субботина Т.А. и представитель административного истца Кукскаузен В.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2017, представившая диплом в подтверждение высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция» уточнили заявленные административные исковые требования, которые поддерживают в уточненной части по изложенным в административном исковом заявлении доводам: просят признать незаконным бездействие администрации Черлакского муниципального района Омской области, выразившееся в неосуществлении подготовки и не направлении в адрес Субботиной Татьяны Александровны проекта соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№> и жилого помещения с кадастровым номером <№>, расположенных по адресу: <адрес>; обязать администрацию Черлакского муниципального района Омской области подготовить и направить в адрес административного истца проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№> и жилого помещения с кадастровым номером <№>, расположенных по адресу: <адрес>, а так же взыскать с администрации Черлакского муниципального района Омской области расходы по оплате госпошлины в размере 300,00 рублей. В остальной части заявленные административные исковые требования не поддержали, ввиду исполнения требований административным ответчиком в добровольном порядке.
Представитель административного ответчика Сидорякин Ю.Н. действующий на основании доверенности от 01.10.2019 и представивший диплом в подтверждение наличие у него высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», в судебном заседании заявленные к Администрации Черлакского муниципального района административные требования административного истца не признал по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Просит в удовлетворении заявленных требований административного истца отказать в полном объеме.
Суд, изучив материалы административного дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные участниками процесса доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) одними из задач административного судопроизводства являются в том числе: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
В силу п.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными подлежат удовлетворению, если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на административного ответчика в таком случае возлагается обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Нарушение прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении является обязательным основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными действий и решений должностных лиц административного органа.
В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, ч.3 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) права и свободы человека и гражданина, в том числе жилищные, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилищного помещения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Согласно п.п.1,3,6 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд регулируется Главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Как предусмотрено пп. 4 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В соответствии с положением п. 4 той же нормы изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.
Положениями ст. 56.6 ЗК РФ определено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости.
4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав.
Согласно ст. 56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласно п. 2 той же статьи согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется.
Согласно ст. 56.8 ЗК РФ, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению. В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
Требования к соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд содержатся в ст. 56.9 ЗК РФ.
В соответствии с положениями ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества (п.2); проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который: 1) указан правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 12 статьи 56.6 настоящего Кодекса или при отсутствии данного адреса по адресу, который указан таким правообладателем в качестве адреса для связи с ним в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд; 2) указан в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в случае его отсутствия указан в государственном кадастре недвижимости (в отсутствие сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта); 3) присвоен изымаемым объектам недвижимого имущества (в отсутствие сведений об адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта) (п. 3); правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии (п. 8); правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (п. 9); в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10).
В судебном заседании было установлено, что административный истец Субботина Т.А. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>.
26.02.2016 административным истцом на имя главы администрации Черлакского муниципального района было направлено заявление, в котором последняя просила признать её квартиру аварийной и подлежащей сносу, а как следствие и весь многоквартирный дом, включить указанный дом в Региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, для чего создать межведомственную комиссию, что не оспаривается в судебном заседании представителем административного ответчика. К заявлению был приложен перечень документов согласно представленной описи.
Межведомственной комиссией, созданной постановлением главы Черлакского муниципального района Омской области от 03.12.2010 № 314-п, по результатам рассмотрения документов принято заключение № 247 от 23.07.2018 о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. Указанное решение принято на основании экспертного заключения по результатам исследования технического состояния жилого дома от 20.07.2018, выполненного ООО «Бюро диагностики строительных конструкций», в соответствии с которым: жилые помещения в многоквартирном доме не отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с пунктами 33, 34 раздела III Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в связи с большим физическим износом основных конструктивных элементов, который составляет 70 %, полученных в процессе эксплуатации здания, имеющейся деформации фундаментов, потере несущей способности стен здания, перекрытия, что привело к снижению до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания здания. Состояние здания многоквартирного жилого дома расположенного по адресу <адрес>, одноэтажного, двухквартирного, 1964 года постройки, общей площадью 92,3 кв.м. целиком оценивается как аварийное, подлежит сносу.
23.07.2018 главой администрации Черлакского муниципального района Омской области подписано Распоряжение № 464-р, согласно которого постановлено: признать двухквартирный жилой дом по адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу; произвести расселение жильцов из аварийного жилого дома в срок до 31.12.2021; выполнить снос вышеуказанного жилого дома в срок до 30.11.2022.
Решением Черлакского районного суда Омкой области от 08.11.2018 по гражданскому делу № 2а-411/2018, вступившим в законную силу 15.12.2018 было признано незаконным Распоряжение главы администрации Черлакского муниципального района Омской области от 23.07.2018 №464-р в части установления срока расселения жильцов из аварийного дома расположенного по адресу <адрес>, до 31.12.2021 и срока для выполнения сноса жилого дома до 30.11.2022. Был установлен срок сноса и отселения жильцов дома расположенного, по вышеуказанному адресу до 30.11.2019 г. а так же на административного ответчика возложена обязанность направить Субботиной Т.А. требование о сносе указанного дома в срок до 30.11.2019 за счет ее собственных средств.
Согласно требования администрации Черлакского муниципального района Омской области № 01-19/330 от 14.12.2018 Субботиной Т.А. необходимо в срок до 30.11.2019 произвести снос жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В случае, если собственники в установленный срок не осуществляют снос указанного дома, земельный участок на котором расположен жилой дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, в порядке, предусмотренном ч. 1-2, 5-9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно заявления административного истца от 21.12.2018, последняя просит администрацию Черлакского муниципального района Омской области направить в ее адрес письменную информацию о действиях, направленных на включение жилого дома в Региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно ответа администрации Черлакского муниципального района Омской области от 24.01.2019 № 01-19/11, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по причине отсутствия действующей программы на территории Омской области.
В настоящее время на территории Омской области действует региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах. Указанная программа утверждена постановлением Правительства Омской области от 10.04.2019 № 117-п. В соответствии с п. 1 программы установлено, что Федеральным законом предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации обеспечить переселение граждан из всех многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные многоквартирные дома), до 1 сентября 2025 года. В связи с чем, в программу включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2017 года.
Как следует из материалов дела многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором расположено жилое помещение административного истца, признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии №247 23.07.2018, то есть после 01.01.2017 года.
Согласно письменного уведомления от 28.01.2019 административный истец Субботина Т.А. проинформировала администрацию Черлакского муниципального района Омской области об отсутствии у неё намерений сносить принадлежащее на праве собственности жилое помещение, находящееся в многоквартирном доме вообще и в установленный срок в частности.
Согласно информации администрации Черлакского муниципального района Омской области № 01-19/22 от 14.02.2019 в случае непринятия Субботиной Т.А. мер по сносу жилого помещения, по окончании срока указанного в требовании, в отношении данного жилого помещения будет принято решение в соответствии с нормами действующего законодательства.
После обращения административного истца Субботиной Т.А. в суд 30.12.2019 года с настоящим административным иском, административным ответчиком 16.01.2020 принято Постановление № 10-п, которым постановлено: изъять у Субботиной Т.А. для муниципальных нужд Черлакского муниципального района Омской области земельный участок площадью 397,00 кв.м., из категории земель населенных пунктов, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером <№>, имеющий местоположение: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Субботиной Т.А.; жилое помещение - часть жилого дома, общей площадью 37,1 кв.м., с кадастровым номером <№>, расположенное по адресу: <адрес>, находящееся на земельном участке с кадастровым номером <№>, принадлежащий на праве собственности Субботиной Т.А. Копию данного постановления направить Субботиной Т.А. в порядке, установленном ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
До обращения административного истца в суд, административным ответчиком мер, направленных для выполнения указанных выше мероприятий не предпринималось, что не оспаривается представителем последнего в судебном заседании.
Таким образом, с момента признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу (23.07.2018) орган местного самоуправления на протяжении длительного времени, в том числе, с момента письменного уведомления административным истцом 28.01.2019 года об отсутствии у неё намерении сносить вышеуказанный многоквартирный дом в установленный в требовании администрации Черлакского муниципального района срок (до 30.11.2019), в связи с не включением её аварийного жилого помещения в названную выше Региональную программу, и после исчисления установленного им же собственнику помещения дома срока для его сноса, не принял решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, и жилого помещения, принадлежащего Субботиной Т.А. для муниципальных нужд, не принял действенных мер для подготовки соответствующего проекта соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения административного истца, нарушая тем самым права и законные интересы последнего, поскольку административный истец не может использовать принадлежащее ей жилое помещение по назначению ввиду его аварийности. Самостоятельное осуществление сноса жилого помещения, принадлежащего Субботиной Т.А. без сноса всего дома невозможно.
Доводы административного ответчика об отсутствии в жилищном законодательстве РФ указания на срок, в течение которого должен быть изъят земельный участок в порядке ст. 32 ЖК РФ и осуществлены иные мероприятия, в том числе и по подготовке упомянутого выше проекта соглашения об изъятии объектов недвижимости, не могут служить основанием для не удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия произвольно установленного ответчиком срока расселения граждан аварийного дома.
Так же законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд направлять проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания, вместе с тем, в данном случае указанная обязанность органом местного самоуправления не выполнена.
В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
При указанных обстоятельствах, установленных в судебном заседании, суд находит заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению. С учетом процедуры, предшествующей подготовке проекта соглашения об изъятии недвижимости в соответствии с указанными выше нормами законодательства РФ, в том числе проведении рыночной оценки упомянутых объектов недвижимости, суд полагает возможным обязать административного ответчика подготовить и направит в адрес административного истца проект соглашения об изъятия недвижимости в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103, ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку уточненные административные исковые требования подлежат удовлетворению, а административным истцом была оплачена государственная пошлина при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Уточненные административные исковые требования Субботиной Татьяны Александровны – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Черлакского муниципального района Омской области, выразившееся в неосуществлении подготовки и не направлении в адрес Субботиной Татьяны Александровны проекта соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№> и жилого помещения с кадастровым номером <№>, расположенных по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Черлакского муниципального района Омской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес Субботиной Татьяны Александровны проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <№> и жилого помещения с кадастровым номером <№>, расположенных по адресу: <адрес>.
Взыскать с администрации Черлакского муниципального района Омской области в пользу Субботиной Татьяны Александровны судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский Областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Губер