Дело № 2-2243/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Угра 15 декабря 2021 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе
председательствующего судьи Кирюхина А.В.,при секретаре Шашкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анашкина Н.Н. к Ульяновой Г.В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о прекращении права пользования объектом недвижимости, снятии с регистрационного и кадастрового учета объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Анашкина Н.Н. обратилась в суд с иском к Ульяновой Г.В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о прекращении права пользования объектом недвижимости, снятии с регистрационного и кадастрового учета объекта недвижимости, в обоснование исковых требований указала, что в собственности Анашкиной Н.Н., Ульяновой Г.В., Ивановой Е.Н., Сухановой Т.М., Захаровой Е.С. имелся жилой дом. Жилой дом с согласия всех собственников был снесен, что оформлено в ООО «Гео» по договору № ХХХ от 10.08.2021 г. Далее документы собственников жилого дома кадастровый № ХХХ были зарегистрированы Администрацией МО «Угранский район» Смоленской области. Затем документы о сносе были переданы в МФЦ с. Угра Смоленской области для снятия с регистрационного и кадастрового учета. 10.09.2021 г. был получено уведомление о приостановлении государственного учета и государственной регистрации прав в связи с непредставлением сведений на право собственности на 1/6 долю общей долевой собственности жилого дома с кадастровым номером ХХХ. Дом фактически снесен 10.08.2021 г. В долях произошла путаница, а именно Иванова Е.Н. имеет 1/4 доли в праве общей собственности на жилой дом, получена на основании договора дарения; Суханова Т.М. имеет 1/4 доли в праве общей собственности на жилой дом, получена на основании завещания; Захарова Е.С. имеет 1/12 доли в праве общей собственности на жилой дом, получена на основании завещания; Анашкина Н.Н. имеет 1/4 доли в праве общей собственности на жилой дом, получена на основании договора дарения. При разделе доли в настоящее время предоставленной Анашкиной Н.Н. была совершена ошибка. Наследодатель Т.Ф. - мать В.Г. завещала своей дочери 1/4 долю в доме, однако в дальнейшем изменила свое решение, подарив свою долю в равных долях по 1/12 дочери Захаровой В.Г. и внукам, а именно Анашкиной Н.Н. и С.Н. Истец с матерью обращались в Росреестр, но без результата. В дальнейшем Анашкиной Н.Н. от матери В.Г. перешла её доля в размере 1/4, в связи с чем Ульянова Г.В. не смогла зарегистрировать свою долю в размере 1/4. Снос дома был согласован между всеми собственниками, никто возражений относительно снятия дома с кадастрового и регистрационного учета не имеет.
Просила прекратить право собственности Ульяновой Г.В. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ХХХ; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области снять жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ХХХ с кадастрового и регистрационного учета.
Истец Анашкина Н.Н. извещенная надлежащим образом о судебном заседании, не явилась, представила уточнение исковых требований, в которых просила снять с кадастрового учета снесенный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ХХХ. Ссылалась на то, что у собственников отсутствует иная возможность снять снесенный жилой дом с кадастрового учета кроме как в судебном порядке поскольку в ходе регистрации прав на жилой дом была допущена ошибка при регистрации долей. Иных ходатайств и заявлений не поступало.
Ответчик Ульянова Г.В. извещенная о судебном заседании надлежащим образом в не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствии, исковые требования признавала.
Представитель ответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области извещенный о судебном заседании надлежащим образом не явился, представил отзыв, в котором сообщил об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Просил изменить процессуальное положение Управления с ответчика на третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета искового заявления. Иных ходатайств и заявлений не поступало.
Третьи лица – Суханова Т.М., Иванова Е.Н., Захарова Е.С. извещенные о судебном заседании надлежащим образом, не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как следует из положений п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество в едином государственном реестре не может быть сохранена в указанном реестре по причине ее недостоверности.
В судебном заседании установлено, что согласно договору дарения от 22.04.2015 г. В.Г. подарила Анашкиной Н.Н. 1/4 доли в праве собственности на жилой дом, 1/4 в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ХХХ, площадью 2200, с категорией земель-земли населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>,
Истице Анашкиной Н.Н. на основании свидетельства о государственной регистрации права принадлежит 1/4 доли в праве общей долевой собственности, о чем сделана запись регистрации №ХХХ от 05 мая 2015 г. (л.д. 63).
Третьему лицу Захаровой Е.С. на основании свидетельства о государственной регистрации права принадлежит 1/12 доли в праве общей долевой собственности, о чем сделана запись регистрации №ХХХ от 28 июля 2008 г. (л.д. 44).
Третьему лицу Сухановой Т.М. на основании свидетельства о государственной регистрации права принадлежит 1/4 доли в праве общей долевой собственности, о чем сделана запись регистрации №ХХХ от 03 июня 2014 г. (л.д. 45).
Третьему лицу Ивановой Е.Н. на основании свидетельства о государственной регистрации права принадлежит 1/4 доли в праве общей долевой собственности, о чем сделана запись регистрации №ХХХ от 01 июля 2014 г. (л.д. 46).
Согласно договора дарения от 16.06.1992 г. Т.Ф. безвозмездно передала свою долю жилого дома своей дочери В.Г., и внукам Пигаревой (Анашкиной) Н.Н., С.Н. (л.д. 61)
Согласно справке Администрации Дрожжинского сельского поселения Угранского района Смоленской области на земельном участке площадью 2200 кв.м. с кадастровым номером ХХХ, находящемся по адресу: <адрес>, находиться жилой дом общей площадью 140.9 кв. м. Указанный жилой дом принадлежит В.Г. 1/12 доля, Анашкина Н.Н. 1/12 доля, Захаровой Е.С. 1/12 доля, М.Ф. 1/4 доля, Н.Ф. 1/4 доля и М.В. 1/4 доля (л.д. 68).
Согласно приложенному к отзову Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области уведомлению об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 07.12.2021 г. Анашкиной Н.Н. отказано государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, в связи с отсутствием в ЕГРН актуальной записи о регистрации прав на 1/6 долю в праве общей долевой собственности в отношении здания с кадастровым номером ХХХ.
Как следует из материалов дела и подтверждается истицей в общей долевой собственности Анашкиной Н.Н., Ульяновой Г.В., Ивановой Е.Н., Сухановой Т.М., Захаровой Е.С. имелся жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ХХХ. Из представленных документов судом усматривается ошибочное указание доли Анашкиной Н.Н. в представленных документах, так согласно договору о дарении от 16.06.1992 г. ей, её матери В.Г. и её брату С.Н. в дар от бабушки Т.Ф. досталась её доля в размере 1/4 разделенная в равных долях на каждого, то есть по 1/12, данное разделение долей подтверждается справкой Администрации Дрожжинского сельского поселения Угранского района Смоленской области от 26.05.2011 г. № ХХХ, однако согласно договора дарения от 22.04.2019 г. Анашкиной Н.Н. от матери В.Г. досталась доля на жилой дом в размере 1/4, также данная доля была отражена в свидетельстве о государственной регистрации права. В связи с вышеуказанным истцу не представляется возможным представить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области документы подтверждающие права на недостающую 1/6 доли, в связи с этим невозможно в ином внесудебном порядке снять жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ХХХ с кадастрового и регистрационного учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации гибель имущества, его уничтожение являются основанием для прекращения права собственности на объект недвижимости.
Правовым последствием данного факта является снятие объекта недвижимости с кадастрового учета (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Одновременно производится государственная регистрация прекращения права собственности на него (п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 1 статьи 42 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" прекращение существования объекта недвижимого имущества в связи с его гибелью или уничтожением подтверждает изготовленный кадастровым инженером акт обследования.
Согласно Акту обследования от 10.08.2021 г., подготовленному кадастровым инженером В.В. в результате выполнения кадастровых работ в целях представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с государственного кадастрового учета здания с кадастровым номером № ХХХ, в заключении акта обследования указанно, что выполнены кадастровые работы по внесению изменения в государственный кадастровый учет, связанных с прекращением существеннее объекта недвижимости в связи со сносом.
Всеми собственниками чье право собственности зарегистрировано в ЕГРН составлены уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства. Спора между собственниками объекта недвижимости нет.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что объект недвижимости: строение с кадастровым номером ХХХ, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 140,9 кв.м. прекратил свое существование в связи со сносом.
Поскольку указанный объект недвижимости, прекративший свое существование в связи со сносом, с кадастрового учета не снят, в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о наличии на земельном участке, принадлежащий истцу и ответчику фактически снесенный объект недвижимости с кадастровым номерам ХХХ.
Согласно п.6 ст.20 федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.
В соответствии с ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства в связи с прекращением его существования осуществляется одновременно с государственной регистрацией прекращения прав на него.
При таких обстоятельствах суд считает, требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Анашкина Н.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о прекращении права пользования объектом недвижимости, снятии с регистрационного и кадастрового учета объекта недвижимости удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета следующий объект недвижимости:- жилое помещение с кадастровым номером ХХХ, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 140,9 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Смоленской областной суд через Вяземский районный суд с. Угра.
Председательствующий А.В. Кирюхин