РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2016 года г.Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Дувановой Н.В.,
при ведении протокола секретарем Сидоровой Е.В.,
с участием представителя истца – заместителя Кимовского межрайонного прокурора Журбы А.А., действующей в интересах неопределенного круга лиц,
представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Новиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-926/2016 по иску Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области об обязании организовать водоснабжение населения с.Монастырщино Кимовского района Тульской области,
установил:
Кимовский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, в котором просил обязать администрацию муниципального образования Кимовский район Тульской области в течении девяти месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать водоснабжение населения с.Монастырщино Кимовского района Тульской области в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» путем передачи прав на объекты водоснабжения по концессионному соглашению, а именно: разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем холодного водоснабжения – водопроводной сети протяженностью 5000 м К№, водопроводной сети протяженностью 5165 м К№, водонапорной башни К№ и водонапорной башни К№.
Исковые требования обосновывает тем, что проведенной Кимовской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что водоснабжение домов и объекта социальной инфраструктуры - МКОУ Монастырщинская ООШ в с.Монастырщино Кимовского района Тульской области осуществляется посредством двух водонапорных башен. На основании свидетельств о государственной регистрации права в муниципальной собственности муниципального образования Кимовский район находятся водопроводные сети в с.Монастырщино Кимовского района Тульской области, протяженностью 5000 м К№ и протяженностью 5165м К№. Право собственности на две водонапорные башни К№ и К№, расположенные в с.Монастырщино Кимовского района, зарегистрировано за муниципальным образованием Епифанское Кимовского района на основании свидетельств о государственной регистрации права.
Федеральным законом от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п.п. 1,3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено полномочие органа местного самоуправления муниципального района по организации водоснабжения. Ввиду того, что организация водоснабжения является вопросом местного значения муниципального образования Кимовский район, решением Собрания депутатов муниципального образования Епифанское Кимовского района от 15.11.2016 № согласован перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования Кимовский район в порядке разграничения имущества. В указанный перечень включены две водонапорные башни К№ и К№, которые по данным кадастровых паспортов введены в эксплуатацию в 1900 году. При этом, администрацией муниципального образования Кимовский район не определена гарантирующая организация и зоны её ответственности по обеспечению водоснабжения с.Монастырщино Кимовского района Тульской области, объекты водоснабжения гарантирующей организации не переданы, т.е. не эксплуатируются в соответствии с требованиями действующего законодательства, контроль за качеством питьевой воды в установленном порядке не осуществляется. Отсутствие гарантирующей организации приводит к невозможности заключения потребителями коммунальной услуги «водоснабжение» соответствующего договора на поставку ресурса, что лишает потребителей возможности защитить свои права на качественное предоставление коммунальной услуги. Таким образом, администрацией муниципального образования Кимовский район полномочия по организации водоснабжения с.Монастырщино Кимовского района в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не осуществляются. Ненадлежащая организация водоснабжения с.Монастырщино Кимовского района Тульской области также приводит к нарушению прав несовершеннолетних обучающихся МКОУ Монастырщинская ООШ на охрану здоровья при предоставлении бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальной образовательной организации. С учетом изложенного, передача прав на объекты водоснабжения в с.Монастырщино Кимовского района возможна только по концессионному соглашению.
В судебном заседании представитель истца заместитель Кимовского межрайонного прокурора Журба А.А. заявленные исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Новикова Е.В. в судебном заседании исковые требования Кимовского межрайонного прокурора не признала, пояснив, что 30.12.2015 года между муниципальным образованием Кимовский район и муниципальным образованием Епифанское Кимовского района заключено соглашение о передаче части полномочий, где в пункте 2.1 отражено, что район передает, а поселение принимает к исполнению полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе организацию в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. Данное соглашение действует до 31.12.2016г., поэтому эти полномочия пока осуществляются муниципальным образованием Епифанское Кимовского района, а не муниципальным образованием Кимовский район.
Третье лицо администрация муниципального образования Епифанское Кимовского района, извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила, обратившись с письменным заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений по существу заявленных требований не имеет. В предварительном судебном заседании представитель третьего лица администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района по доверенности Ишутина Г.В. пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по организации водоснабжения населения на территориях сельских поселений должны осуществляться органами местного самоуправления муниципального района.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1 статьи 45 Конституции РФ).
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.п. 1,4 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения и обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации. Полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
По данному делу установлено, что Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, законодательства о водоснабжении и водоотведении в РФ администрацией муниципального образования Кимовский район. Данной проверкой установлено, что водоснабжение домов, а также объекта социальной инфраструктуры - МКОУ Монастырщинская ООШ в с.Монастырщино Кимовского района осуществляется посредством двух водонапорных башен.
На основании свидетельств о государственной регистрации права в муниципальной собственности муниципального образования Кимовский район находятся водопроводные сети протяженностью 5000 м К№ и протяженностью 5165м К№, расположенные в с.Монастырщино Кимовского района Тульской области (л.д.26).
Право собственности на две водонапорные башни К№ и К№, расположенные в с.Монастырщино Кимовского района, зарегистрировано за муниципальным образованием Епифанское Кимовского района на основании свидетельств о государственной регистрации права (л.д.27,28).
В соответствии с кадастровыми паспортами водопроводные сети протяженностью 5000 м К№ и протяженностью 5165м К№, расположенные в с.Монастырщино Кимовского района Тульской области введены в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.52,56).
Согласно кадастровых паспортов водонапорные башни с К№ и К№, расположенные в с.Монастырщино Кимовского района Тульской области, введены в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.54,58).
Решением Собрания депутатов муниципального образования Епифанское Кимовского района от 15.11.2016 № согласован перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования Кимовский район, в порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципального образования Епифанское Кимовского района. В указанный перечень включены водонапорные башни с К№ и К№ (л.д.47-50).
Согласно соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования Кимовский район муниципальному образованию Епифанское Кимовского района от 30.12.2015г. «район» передает, а «поселение» принимает к исполнению полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе организацию в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. Данное соглашение действует до 31.12.2016г. (л.д.59-66).
Из объяснений сторон установлено, что не эксплуатируя объекты водоснабжения - - водопроводную сеть протяженностью 5000 м К№, водопроводную сеть протяженностью 5165 м К№, водонапорную башню К№, водонапорную башню К№, расположенные в с.Монастырщино Кимовского района Тульской области, иным способом невозможно организовать водоснабжение данного населенного пункта.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст.12 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Частью 2 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно ч.2 ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации
Согласно ч.3 ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Из содержания и смысла приведенных норм следует, что вопросы по организации водоснабжения населения на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципального района в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а в рассматриваемом случае – администрацией муниципального образования Кимовский район.
Судом исследованы и признаны несостоятельными доводы представителя ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Новиковой Е.В. о том, что организацию водоснабжения в границах поселений должна осуществлять администрация муниципального образования Епифанское, т.к. это противоречит нормам ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Установленные в суде обстоятельства и доказательства по делу свидетельствуют о том, что до настоящего времени администрацией муниципального образования Кимовский район гарантирующая организация и зоны её ответственности по организации водоснабжения с.Монастырщино Кимовского района Тульской области не определена, данные объекты водоснабжения ей не переданы и не эксплуатируются в соответствии с требованиями действующего законодательства, контроль за качеством питьевой воды в установленном порядке не осуществляется, хотя законом именно на администрацию муниципального образования Кимовский район возложены полномочия по организации водоснабжения и водоотведения.
С учетом изложенного, суд признает обоснованными и удовлетворяет требования Кимовского межрайонного прокурор об обязании администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области организовать водоснабжение населения с.Монастырщино Кимовского района Тульской области, поскольку несоблюдение требований действующего законодательства ведет к невозможности заключения потребителями коммунальной услуги «водоснабжение» соответствующего договора на поставку ресурса, что, в свою очередь, лишает потребителей возможности защитить свои права на качественное предоставление коммунальной услуги. Кроме того, ненадлежащая организация водоснабжения с.Монастырщино Кимовского района Тульской области приводит к нарушению прав несовершеннолетних обучающихся МКОУ Монастырщинская ООШ на охрану здоровья при предоставлении бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальной образовательной организации.
Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если действия, которые обязан решением суда совершить ответчик, может совершить только ответчик, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из исковых требований истца, срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений судом определяется исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения.
В этой связи суд считает, что предлагаемый истцом срок - девять месяцев с момента вступления решения в законную силу, с учетом реальных возможностей администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области достаточен для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07.12.2011░. №416-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.23 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 21.07.2005 N 115-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 5000░ ░№, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 5165░ ░№, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░№, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░№, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: