АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«22» октября 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего судьи Веремьевой И.Ю.,
судей Лепиной Л.Л., Лукьяновой С.Б.
при секретаре Черемухиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Костромы Мальцевой И.В. на решение Свердловского районного суда <адрес> от 3 июля 2018 г. по делу по иску Коваль Е.К., Хотленко Т.Н., Капустиной Г.В., Капустиной Л.Г., Богдановой М.Н., Малининой А.В., Савиновой Е.М., Красавиной Ю.А., Смирновой Н.А., Грибова А.В., Морозовой М.В., Болдыревой О.В. к администрации Костромской области, Администрации г. Костромы, департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, департаменту строительства Костромской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Лепиной Л.Л., выслушав объяснения представителя Администрации г.Костромы Мальцевой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Костромской области Поройковой С.В., Коваль Е.К., Хотленко Т.Н., Капустиной Г.В., Капустиной Л.Г., Сухоруковой М.Н., Савиновой Е.М., Красавина Ю.А., Болдыревой О.В., Грибова А.В., его представителя Данченко А.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Коваль Е.К., Хотленко Т.Н., Капустина Г.В., Капустина Л.Г., Богданова М.Н., Малинина А.В., Савинова Е.М., Красавина Ю.А., Смирнова Н.А., Грибов А.В., Морозова М.В., Болдырева О.В. обратились в суд с иском к администрации Костромской области, Администрации г. Костромы, департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, департаменту строительства Костромской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указали, что они, истцы, являются собственниками жилых помещений, расположенных в доме № № по <адрес>. В 2010 г. указанный дом признан аварийным. До 2013 г. жильцы дома обладали правом собственности на доли в праве в жилом помещении, указанные обстоятельства послужили основанием для включения данного жилого дома в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», из которой впоследствии указанный дом был исключен. Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 6 мая 2016 г. были удовлетворены исковые требования ФИО22 о возложении обязанности на администрацию Костромской области восстановить многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы». Во исполнение решения суда администрацией Костромской области было вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-ра «О восстановлении многоквартирного дома в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области». Срок действия программы истекает в августе 2017 г. Из переписки с различными органами власти следует, что до срока окончания программы они, истцы, не будут переселены из аварийного жилого дома, который непригоден для проживания, конкретные сроки переселения неизвестны, что нарушает их права, установленные Конституцией Российской Федерации. Исполнение региональной программы возложено на ответчиков, но до настоящего времени они не осуществили мероприятия по ее реализации. С учетом изложенного истцы просят суд обязать ответчиков исполнить требования адресной региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» в части переселения истцов из аварийного жилого дома № № по <адрес> <адрес> путем предоставления им в собственность жилых помещений в соответствии с условиями указанной региональной программы.
В процессе рассмотрения дела истцы исковые требования уточнили, просят суд обязать надлежащего ответчика исполнить требования региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2013-2017 годы» в части переселения истцов из аварийного дома по <адрес> путем предоставления им равнозначных жилых помещений взамен имеющихся в соответствии с условиями программы: Коваль Е.К. площадью 19,8 кв. м; в общую долевую собственность Хотленко Т.Н. (доля в праве 7/35), ФИО3 (доля в праве 15/35), Капустиной Л.Г. (доля в праве 7/35), Богдановой М.Н. (доля в праве 6/35) - площадью 35,1 кв. м; Малининой А.В. - 16,2 кв. м; Савиновой Е.М. - 8,1 кв. м.; Красавиной Ю.А. - 15,8 кв. м.; Смирновой Н.А. - 5,1 кв. м.; Грибову А.В. - 5,6 кв. м; ФИО9 - 24,9 кв. м; Болдыревой О.В. - 36,6 кв. м.
Решением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Исковые требования Коваль Е.К., Хотленко Т.Н., Капустиной Г.В., Капустиной Л.Г., Богдановой М.Н., Малининой А.В., Савиновой Е.М., Красавиной Ю.А., Смирновой Н.А., Грибова А.В., Морозовой М.В., Болдыревой О.В. удовлетворить частично.
Обязать муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Коваль Е.К. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Хотленко Т.Н., Капустиной Г.В., Капустиной Л.Г., Богдановой М.Н. на праве общей долевой собственности благоустроенное жилое помещение в черте г. Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Малининой А.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Савиновой Е.М. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Красавиной Ю.А. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Смирновой Н.А. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Грибову А.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Морозовой М.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Болдыревой О.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Костромы Мальцева И.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Ссылаясь на положения ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», указывает, что в отношении муниципального образовании городской округ г. Кострома не принималось решения о предоставлении финансовой поддержки из средств Фонда. Согласно положениям данного Закона условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Постановлением администрации Костромской области от 17 апреля 2014 г. № 294-а в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Костромской области на 2013-2017 годы» внесены изменения, согласно которым в перечень многоквартирных домов, подлежащих переселению, включен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, способ переселения определен, как приобретение жилых помещений у застройщиков за счет Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в объеме 4 636 843,90 руб., за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в объеме 2 498 184,27 руб. При этом на реализацию указанных мероприятий адресной региональной Программой средства местного бюджета и дополнительные источники финансирования не предусмотрены. Постановлением Администрации г.Костромы от 23 апреля 2013 г. № 749 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома на 2013-2015 годы». Срок реализации Программы определен периодом 2013-2015 гг. Исполнителем Программы определены управление строительства и капитального ремонта Администрации г. Костромы, управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы. В рамках адресной муниципальной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда дом № № по <адрес> не включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планировалось предоставление финансовой поддержки на переселение граждан за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета, а также средств городского бюджета, привлекаемых в рамках дополнительного софинансирования на оплату площади, превышающей общую площадь ранее занимаемого жилого помещения в аварийном жилищном фонде. Полагает, что обязательства муниципального образования городской округ г. Кострома в части реализации региональной адресной Программы ограничены обязательствами, возникающими при реализации мероприятий, предусмотренных адресной муниципальной Программой, в рамках которой мероприятия по переселению граждан из дома, расположенного по адресу: <адрес>, не предусмотрены. Адресная муниципальная программа реализована в полном объеме в установленный срок в 2015 г. за счет средств Фонда, средств областного бюджета, средств городского бюджета. Считает, что поскольку реализация мероприятий по переселению граждан из многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, предусмотренных региональной адресной Программой, не предусматривала привлечение средств бюджета г. Костромы, муниципальное образование городской округ г. Кострома по заявленным требованиям является ненадлежащим ответчиком. Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к тому, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о наличии (отсутствии) у муниципального образования городской округ г. Кострома обязательств в части реализации мероприятий по переселению граждан из спорного дома в рамках региональной адресной Программы. Полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований, применив ст. 32 ЖК РФ. Истцы основывали свои требования на ст.ст. 309, 310 ГК РФ. Ссылаясь на ч.10 ст.32 ЖК РФ, указывает, что какого-либо соглашения между истцами и муниципальным образованием городской округ г. Кострома по предоставлению истцам взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение не достигнуто. Отсутствие дома по адресу: <адрес> перечне многоквартирных домов, в отношении которых предусмотрены мероприятия по переселению в рамках муниципальной адресной Программы, также свидетельствует об отсутствии каких-либо обязательств муниципального образования городской округ г. Кострома перед истцами. Таким образом, в отсутствии соглашения суд не вправе обязать указанные органы обеспечивать собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Также указывает, что постановлением Администрации г. Костромы от 18 февраля 2015 г. № 368 «О дальнейшем использовании многоквартирного дома № № по ул. <адрес> в <адрес>» признано необходимым проведение реконструкции многоквартирного дома по указанному адресу и установлен срок отселения граждан из жилых помещений до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с порядком, установленным ст. 32 ЖК РФ, межведомственной комиссией в адрес собственников указанного многоквартирного дома направлено требование о реконструкции многоквартирного дома и установлен срок для исполнений указанного требования - в течение 6 месяцев с установленного срока для отселения жителей указанного дома. Данный срок, определяемый при исчислении ДД.ММ.ГГГГ, не истек. Кроме того, судом установлено, что решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, материалы дела не содержат.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Костромской области Поройкова С.В. указала, что суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в отношении администрации Костромской области.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу видно, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 19,9 кв. м является Коваль Е.К. Указанная квартира принадлежит ей на праве собственности на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ
Собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются Хотленко Т.Н. (7/35 доли в праве), Капустина Г.В. (15/35 доли в праве), Капустина Л.Г. (7/35 доли в праве), Сухорукова (Богданова) М.Н. (6/35 доли в праве). Указанная квартира принадлежит им на основании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 16,2 кв. м является Малинина А.В. Указанная комната принадлежит ей на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> 8, общей площадью 8,1 кв. м является Савинова Е.М. Указанная комната принадлежит ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 15,8 кв. м является Красавина Ю.И. Указанная комната принадлежит ей на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 5,1 кв. м является Смирнова Н.А. Указанная комната принадлежит ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 5,6 кв. м является Грибов А.В.. Указанная комната принадлежит ему на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 24,9 кв. м является Морозова М.В. Указанная квартира принадлежит ей на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 36,6 кв. м является Болдырева О.В. Указанная квартира принадлежит ей на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об определении долей от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом № № по <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, а квартиры №№ - непригодными для проживания.
Постановлением администрации Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №-а (в редакции постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-а) жилой дом № № по ул. <адрес> включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы».
Постановлением администрации Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №-а дом № № по <адрес> из указанной региональной адресной программы был исключен. Причиной исключения дома из региональной адресной программы послужило то, что на момент признания дома аварийным он не являлся многоквартирным, так как находился в общей долевой собственности граждан.
Решением Свердловского районного суда г.Костромы 6 мая 2016 г., вступившим в законную силу, на администрацию Костромской области возложена обязана восстановить многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы».
Во исполнение указанного решения суда ДД.ММ.ГГГГ администрацией Костромской области издано распоряжение №-ра «О восстановлении многоквартирного дома в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», на основании которого многоквартирный дом по адресу: <адрес> восстановлен в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы».
Департаменту строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области дано распоряжение подготовить предложения по внесению изменений в областной бюджет на 2017 г., предусматривающих выделение финансовых средств на реализацию настоящего распоряжения. Администрации г. Костромы рекомендовано: 1) восстановить многоквартирный дом по адресу: <адрес> муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома»; 2) предусмотреть в городском бюджете бюджетные средства на реализацию муниципальной адресной программы «Переселение граждан аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома».
На общем собрании ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> принято единогласное решение о выборе способа переселения из аварийного дома в соответствии с решением Свердловского районного суда г.Костромы от 6 мая 2016 г.
Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением администрации Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №-а, была разработана и принята в целях получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта многоквартирных домов, находящихся на территории Костромской области, в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ от 21 июля 2007 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В силу указанного Федерального закона названная программа реализовалась в отношении жителей многоквартирных домов, признанных аварийными в установленном порядке межведомственными комиссиями муниципальных образований до 1 января 2012 г. и реализовалась в четыре этапа: 1) первый этап: 1 января 2013 г. - 31 декабря 2014 г.; 2) второй этап: 1 января 2014 г. - 31 декабря 2015 г.; 3) третий этап: 1 января 2015 г. - 31 декабря 2016 г.; 4) четвертый этап: 1 января 2016 г. - 31 августа 2017 г.
Разрешая спор, суд исходил из того, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> решением суда восстановлен в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», срок действия которой истек. Поскольку мероприятия по переселению истцов из аварийного жилого помещения не произведены, суд пришел к выводу, что право на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного у истцов имеется. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения истцам в силу ч.10 ст.32 ЖК РФ лежит на муниципальном образовании городской округ г.Кострома.
Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания их неправильными отсутствуют.
Согласно п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Проанализировав приведенные правовые нормы, а также разъяснения по их толкованию, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав в случае включения дома в региональную адресную программу. Данных о том, что истцы осуществили выбор способа обеспечения их жилищных прав, избрав предоставление возмещения стоимости занимаемых ими непригодных для проживания жилых помещений, в материалах дела не имеется.
Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором проживают истцы, восстановлен в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» решением суда, суд правомерно пришел к выводу, что истцы вправе требовать предоставления им других благоустроенных жилых помещений на праве собственности, в связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что на орган местного самоуправления возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения, нельзя признать состоятельным.
Доводы жалобы о том, что на реализацию мероприятий региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» средства местного бюджета и дополнительные источники финансирования не предусмотрены, и о том, что в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома на 2013-2015 годы» многоквартирный дом № № по ул. Пастуховская не включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планировалось предоставление финансовой поддержки на переселение граждан за счет средств Фонда содействия реформированию, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Как уже указывалось выше, распоряжением администрации Костромской области от 21 ноября 2016 г. «О восстановлении многоквартирного дома в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» Администрации г. Костромы рекомендовано восстановить многоквартирный дом по адресу: <адрес> муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома» и предусмотреть в городском бюджете бюджетные средства на реализацию муниципальной адресной программы «Переселение граждан аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома».
Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, также нельзя признать состоятельным.
Выдвигая данный довод, податель жалобы сослался на то обстоятельство, что истцы основывают требования на ст.ст.309, 310 ГК РФ, суд же применил положения ст.32 ЖК РФ.
Частью 3 ст. 196 ГПК РФ предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истцами заявлены требования о предоставлении им равнозначных жилых помещений взамен занимаемых. Данные требования и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, по которому суд принял решение.
То обстоятельства, что истцы в обосновании исковых требований сослались на ст.ст.309, 310 ГК РФ, которыми суд не руководствовался при принятии решения, не свидетельствует о том, что суд вышел за пределы заявленных требований.
Довод жалобы о том, что в материалах дела отсутствует решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, также не может повлечь отмену решения суда, поскольку, как уже указывалось выше, дом восстановлен в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», а срок реализации данной программы истек.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, а свидетельствуют лишь о несогласии с решением.
Поскольку при разрешении спора обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нормы материального права применены и истолкованы правильно, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции необоснованно не указал в резолютивной части решения конкретные площади занимаемых истцами жилых помещений, непригодных для проживания. В связи с этим и во избежание неясностей при исполнении настоящего решения коллегия полагает, что резолютивная часть решения должна быть изложена в новой редакции следующего содержания:
Исковые требования Коваль Е.К., Хотленко Т.Н., Капустиной Г.В., Капустиной Л.Г., Богдановой М.Н., Малининой А.В., Савиновой Е.М., Красавиной Ю.А., Смирновой Н.А., Грибова А.В., Морозовой М.В., Болдыревой О.В. удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Коваль Е.К. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 19,8 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить на праве общей долевой собственности Хотленко Т.Н. (доля в праве 7/35), Капустиной Л.Г. (доля в праве 7/35), Капустиной Г.В. (доля в праве 15/35), Богдановой М.Н. (доля в праве 6/35) благоустроенное жилое помещение в черте г. Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 35,1 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Малининой А.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 16,2 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Савиновой Е.М. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 8,1 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Красавиной Ю.А. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 15,8 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Смирновой Н.А. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 5,1 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Грибову А.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 5,6 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Морозовой М.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 24,9 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Болдыревой О.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 36,6 кв. м.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 3 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г.Костромы Мальцевой И.В. - без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в новой редакции следующего содержания:
Исковые требования Коваль Е.К., Хотленко Т.Н., Капустиной Г.В., Капустиной Л.Г., Богдановой М.Н., Малининой А.В., Савиновой Е.М., Красавиной Ю.А., Смирновой Н.А., Грибова А.В., Морозовой М.В., Болдыревой О.В. удовлетворить.
Обязать муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Коваль Е.К. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 19,8 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить на праве общей долевой собственности Хотленко Т.Н. (доля в праве 7/35), Капустиной Л.Г. (доля в праве 7/35), Капустиной Г.В. (доля в праве 15/35), Богдановой Марине Николаевне (доля в праве 6/35) благоустроенное жилое помещение в черте г. Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 35,1 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Малининой А.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 16,2 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Савиновой Е.М. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 8,1 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Красавиной Ю.А. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 15,8 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Смирновой Н.А. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 5,1 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Грибову А.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 5,6 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить ФИО9 на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 24,9 кв. м.
Обязать муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы предоставить Болдыревой О.В. на праве собственности благоустроенное жилое помещение в черте г.Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, взамен и не менее ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 36,6 кв. м.
Председательствующий:
Судьи: