Решение по делу № 2-893/2024 от 28.12.2023

Дело № 2-893/2024

11RS0005-01-2023-008246-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Изъюрова С.М., при секретаре Писаревой М.А., представителя ответчика администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми Улановой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 06 февраля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Иванова Н.В. к администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа «Ухта» о признании незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании постановки на учет, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, вне очереди,

установил:

Иванов Н.В. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми (далее – Комитет) о признании незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях от <...> г..... к администрации муниципального округа «Ухта» (далее - Администрация) о возложении обязанности принять истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и предоставлении во внеочередном порядке истцу благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленного органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения в пределах территории муниципального округа «Ухта» Республики Коми. В обоснование искового заявления указано, что <...> г. истец был признан инвалидом первой группы бессрочно. На основании постановления администрации МО ГО «Ухта» от <...> г..... истцу было предоставлено жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: .... для временного проживания в нем. Данное помещение предоставлено в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: ...., в результате обращения на него как залогового имущества. Истец <...> г. обратился в Администрацию с заявлением о признании малоимущим для предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Уведомлением Администрации от <...> г..... истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с превышением среднедушевого дохода семьи. <...> г. истец обратился в Комитет с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Уведомлением Комитета от <...> г..... истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги, поскольку истец не признан малоимущим для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, а так же по причине отсутствия в паспорте штампа о регистрации по месту жительства. Заключением межведомственной комиссии Администрации Мо ГО «Ухта» от <...> г.....3 жилое помещение, расположенное по адресу: .... признано непригодным для проживания инвалид. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.

В судебное заседание истец не явился, своего представителя не направил, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Комитет в судебное заседание представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных отзывах представитель ответчика указал, что с исковыми требованиями не согласен, просил отказать в их удовлетворении.

Представитель Администрации в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, просила отказать в удовлетворении требований, поскольку оснований для представления истцу жилого помещения не имеется.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и их представителей.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Ухтинского городского суда от <...> г. по делу № .... с Иванова Н.В., Лыткиной О.В. в пользу ОАО «Сбербанк России» взыскана солидарно задолженность по кредитному договору № .... от <...> г. в размере 2 502 844,85 руб. Обращено взыскание на принадлежащее Иванову Н.В. жилое помещение – трехкомнатную квартиру общей площадью 57,3 кв.м., расположенную по адресу: .... установив начальную продажную стоимость объекта в размере 2 300 000 руб., реализовав недвижимое имущество путем продажи с публичных торгов. Иванову Н.В. предоставлена отсрочка реализации обращенного к взысканию недвижимого имущества: вышеназванного жилого помещения сроком на один год, от даты вступления решения суда в законную силу.

<...> г. прекращено право собственности на вышеназванное жилое помещение за истцом, что следует из выписки ЕГРН.

<...> г. на основании акта приема-передачи залогового имущества Иванов Н.В. передал судебному приставу залоговое имущество - трехкомнатную квартиру общей площадью 57,3 кв. м., расположенную по адресу: ....

На основании постановления администрации МО ГО «Ухта» от ........ истцу было предоставлено жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: .... общей площадью 9,6 кв. м. для временного проживания в нем.

Далее между истцом и Комитетом <...> г. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда .... согласно которому истцу представлено жилое помещение по адресу: ....», общей площадью 9,6 кв. м. для временного проживания в нем с составом семьи 1 человек.

Согласно свидетельству № .... о регистрации по месту пребывания Иванов Н.И. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: .... на срок с <...> г.

Из поквартирной карточки следует, что в жилом помещении по адресу: ....» истец зарегистрирован один.

Согласно сведениям из ЕГРН у истца отсутствуют в собственности жилые помещения, как регистрации по месту жительства, что следует из представленного паспорта истца.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец является инвалидом 2 группы бессрочно, на основании акта освидетельствования в ФГУ МСЭ № .... от <...> г..

Согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № .... от <...> г. жилое помещение, расположенное по адресу: ....» признано непригодным для проживания инвалида.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Таким образом, право Иванова Н.В. быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди подлежит реализации в случае признания его малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Судом установлено, что 29.06.2023 истец обратился в Администрацию с запросом о признании его малоимущим для предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в Республике Коми.

Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (далее - среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлен Законом РК от 10.11.2005 № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми».

В соответствие с положениями статьи 1 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми» малоимущими гражданами для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в Республике Коми (далее - орган местного самоуправления) в порядке, установленном настоящим Законом. Органом местного самоуправления семья или одиноко проживающий гражданин признаются малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, если среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению (далее - стоимость имущества), не превышают установленных органом местного самоуправления размеров. Определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и размера стоимости имущества с целью признания ее (его) малоимущей(им) для предоставления ей (ему) по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 4 вышеназванного закона основаниями для принятия решения об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущей(им) для предоставления ей (ему) по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда являются: помимо прочего является превышение среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина размера, установленного органом местного самоуправления.

Согласно статье 5 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Законом Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ утвержден Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, с целью признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее – Порядок), согласно пункту 1 которого размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина (далее - среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина), определяется исходя из суммы доходов гражданина и членов его семьи или дохода одиноко проживающего гражданина за последние двенадцать месяцев (далее - расчетный период), непосредственно предшествующих месяцу подачи запроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущей(им) для предоставления ей (ему) жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее - для признания малоимущими).

Из пункта 2 Порядка следует, что при расчете среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина для признания малоимущими учитываются, в том числе все виды доходов, полученных в денежной и натуральной формах, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи"; денежные эквиваленты предоставляемых гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, транспортных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, органами местного самоуправления и организациями; денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, транспортных услуг; компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан; суммы предоставляемых субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; суммы ежемесячных и ежегодных денежных выплат и компенсаций, выплачиваемые отдельным категориям граждан в качестве мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется как сумма различных видов доходов, полученных в течение расчетного периода, деленная на количество месяцев, в течение которых каждый из видов доходов был получен (пункт 16 Порядка).

Постановлением администрации МО городского округа «Ухта» от 25.07.2019 № 2348 установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в размере величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми (МОГО «Ухта» - южная зона Республики Коми) на момент подачи гражданами запроса в администрацию МОГО «Ухта».

В ходе проверки имущественного состояния истца Администрацией установлено, что среднемесячный доход за период с <...> г. составил 32600,86 руб.

Уведомлением Администрации от <...> г..... истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с превышением среднедушевого дохода семьи, поскольку постановлением Правительства Республики Коми от 20.12.2022 № 630 величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Коми на 2023 год составляет 16415 руб.

Из представленных Администрацией суду документов (справки ОСФР от <...> г. о выплатах истцу за период с <...> г.) следует, что в общий размер выплат <...> г. года составил 31388,28 руб. ежемесячно, <...> г. - 32682,29 руб., с <...> г. - 33209,54 руб. ежемесячно. Кроме того, согласно справке о выплаченных суммах МСП № .... от <...> г. за период с <...> г. истцу было выплачено 5971,91 руб.

Итого за период с <...> г. Иванову Н.В. было выплачено 391210,32 руб., из чего следует, что среднемесячный доход истца за год, предшествующий обращению истца с заявлением о присвоении статуса малоимущего составил 32600,86 руб.

Таким образом суд приходит к выводу о том, что оснований для признания истца в качестве малоимущего не имелось.

Истец <...> г. обратился в Комитет с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставляемом по договору социального найма, в связи наличием инвалидности и не являющимся нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения, не являющимся собственником, ни членом семьи собственника жилого помещения.

Уведомлением Комитета от <...> г..... Иванову Н.В. отказано в предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Основанием для отказа послужило то, что истец не представил документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (отказано в признании малоимущим для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда), а так же отсутствие в регистрации по месту жительства.

Во исполнение требований Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ, постановлением администрации МО городского округа «Ухта» от 15.06.2023 № 1504 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее Регламент).

Согласно пункту 2.3 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: решение о признании граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, либо уведомление об отказе в признании граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Из пункта 2.14 Регламента следует, что основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является: непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.6 настоящего административного регламента; превышение среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина размера, установленного Органом; превышение стоимости имущества размера, установленного Органом; наличие в представленных документах недостоверных сведений.

С учетом установленных обстоятельств, а так же номр действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации в лице Комитета, в предоставлении истцу муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях от <...> г..... является законным, поскольку на момент обращения истца с указанным запросом, среднедушевой доход истца превышал величину прожиточного минимума на душу населения и соответственно он не был признан малоимущим.

Учитывая, что Иванов Н.В. малоимущим не признан, оснований для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке не имеется, поскольку наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого им, непригодным для проживания для инвалида, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения проживающих в нем лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом не представлено доказательств того, что он является малоимущим и в связи с чем, подлежит включению в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда на условиях социального найма и предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения.

Суд учитывает, что Администрацией в связи с утратой истцом жилого помещения расположенного по адресу: .... в результате обращения на него взыскания, выполнены требования действующего законодательства в части обеспечения проживающих в муниципальном, городском округе жилыми помещениями, поскольку как видно из материалов дела истец после утраты своего жилого помещения, был обеспечен жилым помещением маневренного фонда, расположенным по адресу: ....», соответственно ответчиками права истца на жилище не были нарушены.

Учитывая, что наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого инвалидом, непригодным для проживания инвалида, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения проживающего в нем истца жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления истца малоимущими в установленном порядке, суд приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Иванова Н.В. ) к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми о признании незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях от <...> г....., к администрации муниципального округа «Ухта» о возложении обязанности принять истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и предоставлении во внеочередном порядке истцу благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленного органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения в пределах территории муниципального округа «Ухта» Республики Коми, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.М. Изъюров

Решение в окончательной форме изготовлено 13 февраля 2023 года.

Дело № 2-893/2024

11RS0005-01-2023-008246-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Изъюрова С.М., при секретаре Писаревой М.А., представителя ответчика администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми Улановой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 06 февраля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Иванова Н.В. к администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа «Ухта» о признании незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании постановки на учет, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, вне очереди,

установил:

Иванов Н.В. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми (далее – Комитет) о признании незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях от <...> г..... к администрации муниципального округа «Ухта» (далее - Администрация) о возложении обязанности принять истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и предоставлении во внеочередном порядке истцу благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленного органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения в пределах территории муниципального округа «Ухта» Республики Коми. В обоснование искового заявления указано, что <...> г. истец был признан инвалидом первой группы бессрочно. На основании постановления администрации МО ГО «Ухта» от <...> г..... истцу было предоставлено жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: .... для временного проживания в нем. Данное помещение предоставлено в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: ...., в результате обращения на него как залогового имущества. Истец <...> г. обратился в Администрацию с заявлением о признании малоимущим для предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Уведомлением Администрации от <...> г..... истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с превышением среднедушевого дохода семьи. <...> г. истец обратился в Комитет с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Уведомлением Комитета от <...> г..... истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги, поскольку истец не признан малоимущим для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, а так же по причине отсутствия в паспорте штампа о регистрации по месту жительства. Заключением межведомственной комиссии Администрации Мо ГО «Ухта» от <...> г.....3 жилое помещение, расположенное по адресу: .... признано непригодным для проживания инвалид. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.

В судебное заседание истец не явился, своего представителя не направил, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Комитет в судебное заседание представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных отзывах представитель ответчика указал, что с исковыми требованиями не согласен, просил отказать в их удовлетворении.

Представитель Администрации в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, просила отказать в удовлетворении требований, поскольку оснований для представления истцу жилого помещения не имеется.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и их представителей.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Ухтинского городского суда от <...> г. по делу № .... с Иванова Н.В., Лыткиной О.В. в пользу ОАО «Сбербанк России» взыскана солидарно задолженность по кредитному договору № .... от <...> г. в размере 2 502 844,85 руб. Обращено взыскание на принадлежащее Иванову Н.В. жилое помещение – трехкомнатную квартиру общей площадью 57,3 кв.м., расположенную по адресу: .... установив начальную продажную стоимость объекта в размере 2 300 000 руб., реализовав недвижимое имущество путем продажи с публичных торгов. Иванову Н.В. предоставлена отсрочка реализации обращенного к взысканию недвижимого имущества: вышеназванного жилого помещения сроком на один год, от даты вступления решения суда в законную силу.

<...> г. прекращено право собственности на вышеназванное жилое помещение за истцом, что следует из выписки ЕГРН.

<...> г. на основании акта приема-передачи залогового имущества Иванов Н.В. передал судебному приставу залоговое имущество - трехкомнатную квартиру общей площадью 57,3 кв. м., расположенную по адресу: ....

На основании постановления администрации МО ГО «Ухта» от ........ истцу было предоставлено жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: .... общей площадью 9,6 кв. м. для временного проживания в нем.

Далее между истцом и Комитетом <...> г. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда .... согласно которому истцу представлено жилое помещение по адресу: ....», общей площадью 9,6 кв. м. для временного проживания в нем с составом семьи 1 человек.

Согласно свидетельству № .... о регистрации по месту пребывания Иванов Н.И. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: .... на срок с <...> г.

Из поквартирной карточки следует, что в жилом помещении по адресу: ....» истец зарегистрирован один.

Согласно сведениям из ЕГРН у истца отсутствуют в собственности жилые помещения, как регистрации по месту жительства, что следует из представленного паспорта истца.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец является инвалидом 2 группы бессрочно, на основании акта освидетельствования в ФГУ МСЭ № .... от <...> г..

Согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № .... от <...> г. жилое помещение, расположенное по адресу: ....» признано непригодным для проживания инвалида.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Таким образом, право Иванова Н.В. быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди подлежит реализации в случае признания его малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Судом установлено, что 29.06.2023 истец обратился в Администрацию с запросом о признании его малоимущим для предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в Республике Коми.

Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (далее - среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлен Законом РК от 10.11.2005 № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми».

В соответствие с положениями статьи 1 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми» малоимущими гражданами для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в Республике Коми (далее - орган местного самоуправления) в порядке, установленном настоящим Законом. Органом местного самоуправления семья или одиноко проживающий гражданин признаются малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, если среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению (далее - стоимость имущества), не превышают установленных органом местного самоуправления размеров. Определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и размера стоимости имущества с целью признания ее (его) малоимущей(им) для предоставления ей (ему) по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 4 вышеназванного закона основаниями для принятия решения об отказе в признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущей(им) для предоставления ей (ему) по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда являются: помимо прочего является превышение среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина размера, установленного органом местного самоуправления.

Согласно статье 5 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Законом Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ утвержден Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, с целью признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее – Порядок), согласно пункту 1 которого размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина (далее - среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина), определяется исходя из суммы доходов гражданина и членов его семьи или дохода одиноко проживающего гражданина за последние двенадцать месяцев (далее - расчетный период), непосредственно предшествующих месяцу подачи запроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущей(им) для предоставления ей (ему) жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее - для признания малоимущими).

Из пункта 2 Порядка следует, что при расчете среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина для признания малоимущими учитываются, в том числе все виды доходов, полученных в денежной и натуральной формах, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи"; денежные эквиваленты предоставляемых гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, транспортных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, органами местного самоуправления и организациями; денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, транспортных услуг; компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан; суммы предоставляемых субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; суммы ежемесячных и ежегодных денежных выплат и компенсаций, выплачиваемые отдельным категориям граждан в качестве мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется как сумма различных видов доходов, полученных в течение расчетного периода, деленная на количество месяцев, в течение которых каждый из видов доходов был получен (пункт 16 Порядка).

Постановлением администрации МО городского округа «Ухта» от 25.07.2019 № 2348 установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в размере величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми (МОГО «Ухта» - южная зона Республики Коми) на момент подачи гражданами запроса в администрацию МОГО «Ухта».

В ходе проверки имущественного состояния истца Администрацией установлено, что среднемесячный доход за период с <...> г. составил 32600,86 руб.

Уведомлением Администрации от <...> г..... истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с превышением среднедушевого дохода семьи, поскольку постановлением Правительства Республики Коми от 20.12.2022 № 630 величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Коми на 2023 год составляет 16415 руб.

Из представленных Администрацией суду документов (справки ОСФР от <...> г. о выплатах истцу за период с <...> г.) следует, что в общий размер выплат <...> г. года составил 31388,28 руб. ежемесячно, <...> г. - 32682,29 руб., с <...> г. - 33209,54 руб. ежемесячно. Кроме того, согласно справке о выплаченных суммах МСП № .... от <...> г. за период с <...> г. истцу было выплачено 5971,91 руб.

Итого за период с <...> г. Иванову Н.В. было выплачено 391210,32 руб., из чего следует, что среднемесячный доход истца за год, предшествующий обращению истца с заявлением о присвоении статуса малоимущего составил 32600,86 руб.

Таким образом суд приходит к выводу о том, что оснований для признания истца в качестве малоимущего не имелось.

Истец <...> г. обратился в Комитет с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставляемом по договору социального найма, в связи наличием инвалидности и не являющимся нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения, не являющимся собственником, ни членом семьи собственника жилого помещения.

Уведомлением Комитета от <...> г..... Иванову Н.В. отказано в предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Основанием для отказа послужило то, что истец не представил документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (отказано в признании малоимущим для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда), а так же отсутствие в регистрации по месту жительства.

Во исполнение требований Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ, постановлением администрации МО городского округа «Ухта» от 15.06.2023 № 1504 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее Регламент).

Согласно пункту 2.3 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: решение о признании граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, либо уведомление об отказе в признании граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Из пункта 2.14 Регламента следует, что основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является: непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.6 настоящего административного регламента; превышение среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина размера, установленного Органом; превышение стоимости имущества размера, установленного Органом; наличие в представленных документах недостоверных сведений.

С учетом установленных обстоятельств, а так же номр действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации в лице Комитета, в предоставлении истцу муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях от <...> г..... является законным, поскольку на момент обращения истца с указанным запросом, среднедушевой доход истца превышал величину прожиточного минимума на душу населения и соответственно он не был признан малоимущим.

Учитывая, что Иванов Н.В. малоимущим не признан, оснований для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке не имеется, поскольку наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого им, непригодным для проживания для инвалида, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения проживающих в нем лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом не представлено доказательств того, что он является малоимущим и в связи с чем, подлежит включению в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда на условиях социального найма и предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения.

Суд учитывает, что Администрацией в связи с утратой истцом жилого помещения расположенного по адресу: .... в результате обращения на него взыскания, выполнены требования действующего законодательства в части обеспечения проживающих в муниципальном, городском округе жилыми помещениями, поскольку как видно из материалов дела истец после утраты своего жилого помещения, был обеспечен жилым помещением маневренного фонда, расположенным по адресу: ....», соответственно ответчиками права истца на жилище не были нарушены.

Учитывая, что наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого инвалидом, непригодным для проживания инвалида, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения проживающего в нем истца жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления истца малоимущими в установленном порядке, суд приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Иванова Н.В. ) к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми о признании незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях от <...> г....., к администрации муниципального округа «Ухта» о возложении обязанности принять истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и предоставлении во внеочередном порядке истцу благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленного органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения в пределах территории муниципального округа «Ухта» Республики Коми, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.М. Изъюров

Решение в окончательной форме изготовлено 13 февраля 2023 года.

2-893/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов Николай Валерьевич
Ответчики
Администрация МО "Ухта"
КУМИ МОГО "Ухта"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Изъюров Сергей Михайлович
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
28.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2023Передача материалов судье
09.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
13.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2024Дело оформлено
06.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее