№ 2-1729/2022
УИД91RS0012-01-2022-002660-71
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 октября 2022 года г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Григорьевской И.В.,
при секретаре- Орёл А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Керчи Республики Крым к Мушта Александру Андреевичу, третьи лица - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Садовое некоммерческое товарищество «Залив», об обязании произвести отчуждение земельного участка, суд
установил:
Администрация гор.Керчи Республики Крым обратилась в Керченский городской суд Республики Крым с иском к Мушта А.А. и уточнив исковые требования просит суд возложить обязанность на ответчика, являющегося гражданином Украины, произвести отчуждение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования администрации города Керчи мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу:. <данные изъяты> принадлежит на праве собственности гражданину Украины Мушта А.А.Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было сообщено, о нахождении собственности лица имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать. Право собственности ответчика на вышеуказанный земельный участок возникло в 2009 году, что подтверждается государственным актом о праве собственности на земельный участок от 14 декабря 2009 года на основании решения 38-й сессии 5-го созыва Керченского городского совета от 20 ноября 2008 года.
Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ. В соответствии с пунктом 106 Указа Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" муниципальное образование городской округ Керчь отнесено к приграничной территории, в связи с чем, ответчик не может обладать вышеуказанным земельным участком на праве собственности. В виду изложенного администрация гор. Керчи обратилась в суд с иском.
В судебном заседании представитель администрации просила суд исковые требования удовлетворить.
В судебное заседание ответчик не явился, из представленной суду Управлением Министерством внутренних дел России по РК в гор. Керчь информации следует, что ответчик Мушта А.А. зарегистрированным на территории Республики Крым не значится, паспортом гражданина Российской Федерации не документирован, Мушта А.А. назначен адвокат в порядке положений ст. 50 ГПК, который в судебном заседании просил суд в иске оказать, так как пояснил ему не известно мнение Мушта А.А. по заявленным исковым требованиям.
Представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание также не явился, о времени и месте, дате слушания дела извещен надлежаще.
3-тье лицо представитель Садового некоммерческого товарищества «Залив», председатель Ярмоленко А.И., не явился, извещался судом надлежащим образом.
Суд выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований администрации города Керчи Республики Крым.
Согласно пункту 2 ст. 129 Гражданского кодекса российской Федерации законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 106 Указа Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" утверждён перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Подпунктом 44.15 пункта "а" Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 201 "О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года N 26", территория муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым входит в перечень приграничных территорий, на которых иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Таким образом, с момента вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 201 (с 20 марта 2020 года) иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися в границах приграничной территории, независимо от того, на каком основании это право возникает, то есть не могут ни приватизировать такие земельные участки, ни приобретать их в собственность каким-либо иным образом.
Из материалов дела следует, что решением 38-й сессии 5-го созыва Керченского городского совета АР Крым от 20 ноября 2008 года « О передаче гражданам Украины земельных участков в собственность, находящихся в пользовании» передан Мушта А.А.в собственность земельный участок площадью 0,593 га, расположенный в садово-огородный кооператив «Залив» № 721 с целевым назначением - для ведения садоводства. На основании решения 14 декабря 2009 года Мушта А.А. выдан государственный акт на право собственности на земельный участок (л.д. 30-31).
Из представленной суду Управлением Министерством внутренних дел России по РК в гор. Керчь информации следует, что ответчик Мушта А.А. зарегистрированным на территории Республики Крым не значится, паспортом гражданина Российской Федерации не документирован(л.д.38).
Согласно материалов реестрового дела, земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера - <данные изъяты>, право собственности на земельный участок площадью 0,593 га, расположенный в садово-огороднический кооператив «Залив» № 721, в Едином государственном реестре зарегистрировано 19.10.2018 года за Мушта А.А., указан заграничный паспорт иностранного гражданина, выдан Украина, гор. Киев (л.д. 24-37).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
Порядок отчуждения такого имущества определен в статье 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу п. 1 которой, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Таким образом, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 201, однако этого ответчиком добровольно сделано не было.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан. Собственник обязан самостоятельно продать такое имущество в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда, - в таком случае суд выносит решение о продаже земельного участка на торгах, либо имущество передается в государственную или муниципальную собственность. Прекращение права собственности на имущество, которое не может принадлежать иностранному гражданину в силу закона, имеет ввиду прежде всего защиты публично-правовых интересов. В данном случае публичный интерес направляется не на охрану земли, как природного ресурса и обеспечение использование участка в публичных нуждах, а на соблюдение установленных законом ограничений.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года N 8-П вышеуказанные положения Земельного кодекса Российской Федерации, которыми регулируются вопросы, касающиеся предоставления в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, расположенных на определенных территориях, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, как направленные на конкретизацию ее положений о предназначении и конституционно-правовом статусе земли.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2019 года N 2970-О, пункт 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, будучи специальной нормой, не подлежащей расширительному толкованию, содержит ограничение для иностранных граждан - невозможность обладания на праве собственности земельными участками, расположенными на приграничных территориях. Данный вывод согласуется и с пунктом 1 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь в пределах территории Российской Федерации земельные участки только на праве аренды.
При таких обстоятельствах, сохранение за Мушта А.А., не являющимся гражданином Российской Федерации, права собственности на земельный участок, расположенный в границах муниципального образования городской округ Керчь, противоречит действующему законодательству и нарушает публично-правовые интересы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленный иск подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчик, являясь гражданином иностранного государства, в нарушение п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками", не произвёл добровольное отчуждение принадлежащего ему земельного участка расположенного по адресу: Республика Крым, г. Керчь садово- огороднический «Залив», уч.721.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 98 ГПР РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации города Керчи Республики Крым к Мушта Александру Андреевичу, третьи лица - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Садовое некоммерческое товарищество «Залив» об обязании произвести отчуждение земельного участка, удовлетворить.
Возложить обязанность на гражданина Украины Мушта Александра Андреевича, 13.11.1973 года рождения, произвести отчуждение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 593 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения составлен 07.10.2022 года.
Судья Григорьевская И.В.