УИД 04RS0001-01-2024-001120-12
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Баргузин 03 октября 2024 года
Судья Баргузинского районного суда Республики Бурятия Свистунова Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Баргузинская ЦРБ», юридический адрес: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Партизанская, 87,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (далее – ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия), в деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Баргузинская ЦРБ» (далее – ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ») выявлено нарушение требований п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В связи с чем, в действиях ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель юридического лица ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» не явился, от главного врача Очирова Б.А. поступило заявление о рассмотрении протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.30 КоАП РФ в его отсутствие, в связи с выездом в г. Улан-Удэ. Кроме того, в заявлении указано, что с нарушением согласны, вину признают, в настоящее время проводится работа по устранению выявленных проверкой нарушений. Также заявлено ходатайство об уменьшении размера штрафа, в связи с тяжелым имущественным и финансовым положением, в подтверждение представлена оборотно-сальдовая ведомость по счету 201.11.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, извещено надлежаще.
Судья, полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав протокол об административном правонарушении, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 1 ст. 85 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №323-ФЗ) контроль в сфере охраны здоровья включает в себя контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем осуществления лицензирования медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (ст. 88 Закона № 323-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензирование отдельных, видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 статьи 2 ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Статьей 3 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с названным Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона № 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; под лицензионными требованиями - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу п. 46 ст. 12 Закона №99-ФЗ медицинская деятельность относится к видам деятельности, при осуществлении которой необходима лицензия.
Исходя из требований пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную, систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N852 (далее - Положение), лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии предусмотренные п. 5 Положения, а также требования по соблюдению порядков оказания медицинской помощи, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядков проведения диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с п. 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N852, осуществление медицинскойдеятельности с нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные п. 1, частью 10 статьи 19.2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Закона N323-ФЗ, федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, предметом которого в том числе является соблюдение медицинскими организациями требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (пп. «е» п. 1 ч.2 ст. 87 Закона N323-ФЗ), а также соблюдение лицензионных требований к осуществлению медицинской деятельности (п. 2 ч.2 ст. 87 Закона N323-ФЗ).
Как следует из представленных материалов, ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» в
соответствии с лицензией №, выданной ДД.ММ.ГГГГ
Министерством здравоохранения Республики Бурятия, бессрочно, осуществляет
медицинскую деятельность.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия (далее – ТО Росздравнадзора по РБ) на основании решения ТО Росздравнадзора по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, проведена внеплановая выездная проверка федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности в отношении ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ», в связи с выявлением индикатора риска нарушения обязательных требований в соответствии п. 2 Приложения с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 27 октября 2021 г. N1018н "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности", а именно рост больничной летальности от острого нарушения мозгового кровообращения более чем на 2% в год, на основании данных форм статистической отчетности № 14 "Сведения о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях" за 2022 и 2023 года, выявлен рост больничной легальности от острого нарушения мозгового кровообращения (далее – ОНМК) в ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» в 2023 году на 33% по сравнению с 2022 годом.
В ходе проведения проверки ГБУЗ Баргузинская ЦРБ представлены копии следующих документов: 6 медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в стационарных условиях с диагнозом ОНМК в 2023-2024 гг., закончившихся летальным исходом №№ № ФИО23.; 2 медицинские карты пациентов, получающих медицинскую помощь в стационарных условиях с диагнозом ОНМК, пролеченного в ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» №№ № ФИО24 5 медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в стационарных условиях с диагнозом ОНМК в 2023-2024 гг., переведенных в РСЦ №№ № ФИО25.;2 амбулаторные карты пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях №№ б/н ФИО26.; Приказы главного врача ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», № № «Об организации медицинской помощи пациентам с ОНМК 160-164, G45-G46», № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации диспансерного наблюдения за больными с хроническими заболеваниями», № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации деятельности врачебной комиссии»; а также использованные данные: данные федерального реестра медицинских организаций и федерального регистра медицинских работников размещенные в Единой государственной информационной системе здравоохранения.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
1. В нарушение требований ст. 90 Закона № 323-ФЗ, п. 3 приложения №1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 №785н организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности проведена не в полном соответствии с требованиями к её организации и проведению, поскольку при организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности имеет множество внутренних противоречий свидетельствующих о фактическом отсутствии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. При анализе представленной документации отмечается предоставление 4 приказов об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, ни один из которых не отменен более поздним локальным нормативным актом, при этом приказ № от ДД.ММ.ГГГГ при наличии в приказе ссылок на 6 приложений не представлено ни одно из них, структура приказа полностью идентична приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. Приказ № в своей структуре содержит п. 2.1 об утверждении составов комиссий и уполномоченного по качеству фактически такой информации не содержит; п. 3 во всех приказах об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности начальнику отдела кадров поручено ознакомить сотрудников под роспись, при этом во всех приказах отсутствуют даты ознакомления сотрудников с приказом. Назначение Цыденовой М.П. уполномоченным по качеству противоречит требованиям приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду отсутствия у сотрудника сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации по специальности «Организация здравоохранения». Отсутствуют решения руководителя, результаты целевых проверок, анализ полученной в результате проверок информации, отчеты по результатам плановых и целевых проверок с выработкой мероприятий по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и медицинских работников, при наличии в 2023 году 5 летальных исходов, с начала 2024 года 4 летальных исходов больных с ОНМК. Отчет, содержащий информацию о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности позволяет сделать вывод об отсутствии организации в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности работы в проверяемом направлении. Наличие в алгоритме диспансерного наблюдения пациента на дому, утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ в п. 3 предложения ознакомить и подписать договор на оказание услуг, при этом оказание медицинской помощи пациентам в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи не подразумевает заключения договоров с медицинской организацией, данная процедура предусмотрена для оказания платных медицинских услуг.
2. В нарушение требований п.6 приложения №1 к приказуМинистерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 №785н не определены функции и порядок взаимодействия Комиссии по внутреннему контролю и Уполномоченного лица по внутреннему контролю, порядок взаимодействия с врачебной комиссией и руководителями подразделений медицинской организации.
3. В нарушение требований п. 9 приложения №1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 №785н не проводятся мероприятия внутреннего контроля включающие: оценку качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений путем проведения целевых (внеплановых) проверок; сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их анализ; учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской помощи); мониторинг наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций; анализ информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов, сообщаемой медицинской организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ; анализ информации обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий, сообщаемой медицинской организацией в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке, в том числе при организации оказания медицинской помощи пациентам с ОНМК; ввиду отсутствия представленных в ходе выездной проверки результатов вышеуказанных мероприятий.
4. В нарушение требований п. 9 приложения №1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 №785н не проводятся целевые (внеплановые)проверки.
5. В нарушение требований п. 11 приложения №1 к приказу Министерстваздравоохранения РФ от 31 июля 2020 №785н отсутствуют данные о проведении целевых (внеплановых) проверок по фактам летальных исходов пациентов с ОНМК, а также фактов выявленных нарушений страховыми компаниями, территориальным фондом ОМС, министерством здравоохранения Республики Бурятия.
6. В нарушение требований п. 11 приложения №1 к приказу Министерстваздравоохранения РФ от 31 июля 2020 №785н не проводится анализ случаев оказания медицинской помощи в ходе плановых и целевых (внеплановых) проверок для оценки качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, в том числе для оценки характера, частоты и причин возможных нарушений при оказании медицинской помощи пациенту, приведших к ухудшению состояния здоровья пациента, создавшего риск прогрессирования имеющегося заболевания, создавших риск возникновения нового заболевания, приведших к инвалидизации, к летальному исходу, а также к неэффективному использованию ресурсов медицинской организации, неудовлетворенности пациента медицинской помощью, что также подтверждается идентичностью приведенных ниже нарушений при оказании медицинской помощи пациентам с ОНМК.
7. В нарушение требований п. 20 приложения №1к приказу Министерстваздравоохранения РФот 31 июля 2020 №785н по результатам плановых и целевых (внеплановых) проверок отчеты о результатах не формируются, выработка мероприятий по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и медицинских работников не производится.
8. В нарушение требований п. 21 приложения №1 к приказу Министерстваздравоохранения РФ от 31 июля 2020 №785н не производится разработка предложений по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов и их реализация; анализ результатов внутреннего контроля в целях их использования для совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности; обеспечение реализации мер, принятых по итогам внутреннего контроля.
9. В нарушение требований п. 22 приложения №1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 №785н Комиссией и Уполномоченным лицом не реже 1 раза в полугодие, а также по итогам года не формируется сводный отчет, содержащий информацию о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, на основании которого руководителем медицинской организации при необходимости утверждается перечень корректирующих мер.
10. В нарушение требований п. 6 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России N502н при отсутствии в медицинской организации подкомиссии по КИЛИ, представляются протоколы заседания КИЛИ, при организации 2 подкомиссий: лечебно-контрольной комиссии и комиссии по амбулаторной сети комиссии имеют идентичную задачу: «изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента» без указания отличий, что не позволяет установить в чем отличие в функционале каждой из комиссий.
11. В нарушение требований п. 12 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России №502н в составе врачебной комиссии Цыденова М.П. выполняет одновременно функции секретаря и члена врачебной комиссии.
12. В нарушение требований п. 14 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России N502н не представлены документы, подтверждающие проведение заседаний врачебной комиссии и ее подкомиссий в соответствии с графиком.
13. В нарушение требований п. 13.4, 17 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцраз0,шя России N502н журнал принятых на заседании врачебной комиссии и ее подкомиссии решений в период проверки медицинской организации не представлен.
14. В нарушение требований п. 17 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России N502н решения врачебной комиссии и ее подкомиссий, не вносятся в медицинскую документацию пациента.
15. В нарушение требований п. 16 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России N502н в протоколах КИЛИ 2023 года, сформированных на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №, формой не предусмотрено внесение решения врачебной подкомиссии, список членов врачебной подкомиссии, присутствовавших на заседании, только подписи участников, при наличии в тексте приказа требований по внесению решения врачебной подкомиссии, списка членов врачебной подкомиссии в протокол. Замечание устранено.
16. В нарушение требований п.15 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России N502н в протоколах заседаний врачебной комиссии и ее подкомиссий отсутствует информация о поддержании решения 2/3 членов комиссии.
17. В нарушение требований п. 20 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России N502н не формируются отчеты о работе врачебной комиссии и ее подкомиссий, представляемый председателем врачебной комиссии руководителю медицинской организации ежеквартально, а также по итогам года.
18. В нарушение требований п. 2 ч.1 ст. 37 Закона N323-ФЗ, в нарушение п. 63 приложения № 9 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 919н в отделении хирургии, где организована палаты интенсивной терапии, отсутствует транспортируемый рентгеновский аппарат, что привело к невозможности диагностики у пациента ФИО7 МК №, при наличии подозрений на легочное кровотечение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, завершившееся летальным исходом.
19. В нарушение требований пп. а п. 2 Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. N 965н не проведены консультации с участием медицинского работника (врача-невролога РСЦ) сторонней медицинской организации, привлекаемого для проведения консультации с применением телемедицинских технологий по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения тактики медицинского обследования и лечения непосредственно после госпитализации пациента, требующего экстренной медицинской помощи, ввиду развития у него ОНМК: медицинская карта: №№ Е.ФИО28., и не проведены весь период нахождения в стационаре до момента летального исхода № ФИО29.
20. В нарушение требований п. 10 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 928н специализированная медицинская помощьоказывается в медицинской организации, в структуре которой отсутствует неврологическое отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (первичное сосудистое отделение), и следовательно имеет место непрофильная госпитализация пациентов с ОНМК, и оказание им медицинской помощи в условиях не соответствующих требованиям порядка.
21. В нарушение требований п. 19 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 928н, пп. 1 п. 3.9.1 Критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» пациенты с ОНМК не осмотрены врачом неврологом в течение 10 минут с момента госпитализации медицинская карта №№ ФИО10 Отмечается отсутствие осмотра у пациента ФИО8., у пациента ФИО9. время ожидания осмотра 4 часа.
22. В нарушение требований п.21 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 928н, пп. 2 п. 3.9.1 Критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» в период нахождения в стационаре ГБУЗ Баргузинская ЦРБ всем пациентам не выполнена компьютерная томография головы или магнитно-резонансная томография головы, время ожидания значительно превышает предусмотренные 40 минут.
23. В нарушение требований п.20 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 928н, пп. 4, пп. 5, пп. 6 п. 3.9.1 Критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. №203н определение уровня глюкозы в периферической крови, определение уровня тромбоцитов в крови, определение международного нормализованного отношения и активированного частичного тромбопластинового времени не проведено в течение 20 минут от момента поступления в стационар во всех случаях, в ряде случаев отмечается забор крови и ее анализ на следующий день от госпитализации.
24. В нарушение требований п.25 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 928н, пп. 9 п. 3.9.1 Критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. №203н в течение часа не проводится консультация нейрохирурга, ввиду отсутствия возможности проведения КТ-исследования или МРТ - исследования с целью диагностики геморрагического инсульта.
25. В нарушение требований пп. 7 п. 3.9.1 Критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н не выполняется системный внутривенный тромболизис не позднее 40 минут от момента установления диагноза (при ишемическом инсульте при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) ввиду отсутствия возможности исключения геморрагического инсульта.
26. В нарушение требований пп. 8 п. 3.9.1 Критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н выполняется спинномозговая пункция и исследование спинномозговой жидкости всем пациентам с ОНМК, в отсутствие менингеальных симптомов, внешних признаков кровотечения, в отсутствие данных об исключении кровоизлияния по данным компьютерной томографии или магнитно-резонансной томографии. На примере пациента ФИО11. геморрагический инсульт выставлен на основании люмбальной пункции в отсутствие менингеальных симптомов.
27. В нарушение требований п.28 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Министерстваздравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 928н, пп. 11, пн. 12 п. 3.9.1 Критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. №203н в палате реанимации и интенсивной терапии в течение 3 часов с момента поступления больным с ОНМК не проводились стандартизированное скрининговое тестирование функции глотания, оценка неврологического статуса по шкале инсульта NIH, оценка нутритивного статуса, дуплексное сканирование экстракраниальных отделов брахиоцефальных сосудов, дуплексное сканирование транскраниальное, определение тактики ведения и назначение необходимых мероприятий, направленных на предотвращение повторного развития ОНМК.
28. В нарушение требований пп. 14 п. 3.9.1 Критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. №203н в течение 24 часов не начата нутритивная поддержка.
29. В нарушение требований п.29, п. 32 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 928н, пп. 17 п. 3.9.1 Критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. №203н в палате реанимации й интенсивной терапии в течение всего срока пребывания каждому больным с ОНМК не проводится мониторинг неврологического статуса каждые 4 часа, при необходимости чаще, мероприятия по предупреждению соматических осложнений и повторного развития ОНМК; оценка нутритивного статуса; ранняя медицинская реабилитация не позднее 48 часов от момента поступления в стационар.
30. В нарушение требований ч. 2 сг. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323- ФЗ не исполняются требования п. 8, 10, 12, 13 порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 марта 2022 г. N 168н, так пациентка ФИО12. в 2013 году перенесла инфаркт миокарда, имеет ГБ 2, АГ 2 р. 4, стенокардия напряжения (2016) 2 ФК, хроническую сердечную недостаточность 1а ФК 1, по данным медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях последний раз осмотрена в начале 2019 г., пациентка ФИО13. с ОНМК от 2017 года, по данным медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях последний раз осмотрена в 2017 году после выписки из стационара.
31. Нарушение нижеперечисленных требований критериев качества оказания медицинской помощи по п. 2.2 приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. № 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" свидетельствует о недостаточности внутреннего контроля при организации оказании медицинской помощи в соответствии с требованиями к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. N 785н, статьи 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации:
- По пп. «а»: в медкарте ФИО14. в ИДС отсутствует подпись пациента, кроме того исходя из данных объективного осмотра выразить волю он не был способен, что также не соответствует требованиям ч. 1 ч. 7 и пп. 1ч. 10 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- По пп. «е»: у пациентов ФИО15, ФИО16., ФИО17. при повышении уровня глюкозы в крови не проводится назначение лекарственных препаратов с целью его корректировки, пациенту Е.В.Г. не назначен рекомендованный консультантом эноксапарин натрия, не интерпретирована его отмена, отсутствует назначение по терапии сопутствующих заболеваний во всех случаях;
- По пп. «л»: не проводится коррекция план обследования и плана лечения: у пациента ФИО18. отмечается рост уровня креатинкиназы до 1018,4, амилазы до 133,8, мочевой кислоты1024,5, у пациента ФИО21. на фоне роста уровня амилазы до 214,3, при наличииподозрений на токсический гепатит, токсический панкреатит впервые выявленный сахарный диабет не проведена корректировка обследования и лечения Г.В.И., Пациенту ФИО22 поступившему ДД.ММ.ГГГГ не проведено заседание ВК в период стабильного состояния пациента, и не предприняты мероприятия по его переводу в РСЦ. Решение о проведении ТМК принято ДД.ММ.ГГГГ на фоне ухудшения состояния пациента, антибактериальная терапия начата на 3 день от повышения температуры тела до субфебрильных значений. У всех пациентов, поступивших в выходные дни, и после окончания рабочего дня отмечается отсроченное на следующий рабочий день решение о проведении ТМК. В случае поступления пациентов после окончания рабочего дня лабораторные исследования проводятся утром следующего дня;
- По пп. «н»: не проводятся заседание врачебной комиссии или консилиумы для принятия решения о необходимости перевода пациента в стационар, где помощь пациентам с ОНМК может быть оказана в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным с ОНМК;
- По пп. «р» отсутствует возможность оценки расхождения (отсутствия расхождения) посмертного и патологоанатомического диагнозов, ввиду отсутствия во всех проанализированных медицинских картах результатов патологоанатомического вскрытия, где вскрытие проводилось;
32. В нарушение требований 19 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. N 388н " не выполняются требования п 4 Приложения №1 к порядку: медицинская эвакуация осуществляется не бригадой скорой медицинской помощи, а фельдшером без указания типа автотранспорта, на котором эвакуируется пациент.
Таким образом, в ходе проведенной выездной проверки ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» выявлены нарушения Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N928н, когда в медицинской организации осуществляется лечение пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения в отсутствие предусмотренного Порядком медицинского оборудования и специалистов соответствующей квалификации, необходимые для надлежащей диагностики и лечения пациентов с ОНМК, также установлены нарушения требований порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 марта 2022 г. N168н, порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. N965н, Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N919н в части в отсутствие предусмотренного Порядком медицинского оборудования, что также является нарушением пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную системуздравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2021 г. № 852 (далее – Положение о лицензировании).
Также выявлены факты, свидетельствующие о недостаточной организации внутреннего контроля при организации оказании медицинской помощи в соответствии с требованиями к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. N 785н, ст. 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", неисполнение требований которых является нарушением требований пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании.
В силу п. 7 Положения о лицензировании осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пп. "а", "б" и "г" п. 6 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона о лицензировании.
Согласно ч. 10 ст. 19.2 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться, нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Указанные выше нарушения свидетельствуют о том, что ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» при организации оказания медицинской помощи пациентам с ОНМК не позволяет в полной мере обеспечить оказание медицинской помощи, в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, включая диагностику и лечение, ввиду отсутствия обеспечения медицинскими изделиями и врачами специалистами, не обеспечивается преемственность медицинской помощи, что создает возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, в соответствии с требованием п. 7 Положения о лицензировании относится к грубым нарушениям.
Данные обстоятельства подтверждают собранные по делу доказательства, а именно: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №; копии: решения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, акта выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №вв, предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации медицинской помощи пациентам с ОНМК 160-164, G45-G46», приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации диспансерного наблюдения за больными с хроническими заболеваниями», приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Оборганизации деятельности врачебной комиссии», иными документами.
Указанные доказательства оценены судом с точки зрения относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
На основании изложенного, судья приходит к выводу о том, что вина ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» в совершении административного правонарушения, установлена и его действия подлежат квалификации по ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ.
При назначении административного наказания судья принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Смягчающими ответственность обстоятельствами являются то, что ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» к административной ответственности ранее не привлекалось, представителем юридического лица вина признана в полном объеме.
Отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.
В связи с чем, полагает целесообразным назначит наказание в виде административного штрафа.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Между тем, в рассматриваемом случае условий, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, не установлено, поскольку несоблюдением указанных обязательных требований закона создается угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Между тем, учитывая, характер совершенного административного правонарушения, выразившегося в нарушении организации и порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, что создало возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждани привело к грубым нарушения лицензионных требований со стороны ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ», не может быть расценено как наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, в связи с чем, оснований для применения положений ст. 4.1 КоАП РФ не усматривается.
Вместе с тем, необходимо разъяснить о возможности применения ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП об уплате штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Баргузинская ЦРБ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Административный штраф подлежит перечислению: получатель платежа: УФК по Республике Бурятия (Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия), л/с 04021824400, ИНН 0326031149, КПП 032601001, р/с 03100643000000010200 в Отделение НБ РБ г. Улан-Удэ/ УФК по РБ, БИК 018142016, ОКТМО 870100000, к/с 40102810545370000068, КБК 06011601191010020140, УИН 06000000000011345226.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В случае не уплаты административного штрафа в срок, указанный в ст. 32.2 КоАП РФ, лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Разъяснить, что в силу с части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Г.В. Свистунова