Решение по делу № 12-1019/2023 от 31.10.2023

11RS0001-01-2023-014738-95

Дело № 12-1019/2023

РЕШЕНИЕ

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Котов Р.В.,

с участием защитника Кондратовой А.Ю., лица, вынесшего постановление – Зиборова Е.П.,

рассмотрев 15 декабря 2023 года в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 22, жалобу Государственного автономного учреждения дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детей и молодёжи» на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова Е.П. от ** ** ** №... о привлечении ГАУ ДО РК «РЦДиМ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова Е.П. от ** ** ** №... юридическое лицо – ГАУ ДО РК «РЦДиМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 135 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ГАУ ДО РК «РЦДиМ» обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой, не оспаривая фактических обстоятельств совершенного правонарушения, просит постановление должностного лица изменить, назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Законный представитель юридического лица на рассмотрение жалобы не явился, будучи надлежащим образом, заблаговременно извещенным о времени и месте ее рассмотрения, ходатайств об отложении рассмотрения не заявила, доверив представление своих интересов защитнику. Из пункта 14 Международного пакта о гражданских и политических правах следует, что лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в процессе, поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя юридического лица, оснований для отложения судебного разбирательства не имеется.

В судебном заседании защитник Кондратова А.Ю. доводы жалобы поддержала.

Лицо, вынесшее постановление – Зиборов Е.П., просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая в обоснование, что юридическим лицом не представлено доказательств тяжелого финансового положения.

Одновременно с жалобой ГАУ ДО РК «РЦДиМ» заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования постановления.

В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного часть 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Жалоба ГАУ ДО РК «РЦДиМ» на постановление старшего государственного инспектора труда ГИТ в Республике Коми Зиборова Е.П. от ** ** ** №... впервые поступила в суд ** ** **, однако возвращена заявителю определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** в связи с нарушением процессуального порядка подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Копия определения с оригиналом жалобы получены заявителем ** ** ** при этом повторно в Сыктывкарский городской суд Республики Коми юридическое лицо обратилось ** ** **, то есть через шесть дней (с учетом выходных нерабочих дней) после получения определения Сыктывкарского городского суда Республики Коми о возврате жалобы.

Учитывая конкретные обстоятельства пропуска процессуального срока обжалования постановления должностного лица, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного ходатайства и восстановления пропущенного срока обжалования постановления.

Заслушав участвующих при рассмотрении жалобы лиц, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, а также возражение на жалобу, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

При этом на основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из материалов дела, в ходе расследования смертельного несчастного случая, произошедшего ** ** ** с работником ГАУ ДО РК «РЦДИМ» ФИО3, ГИТ в Республике Коми выявлены нарушения, выразившиеся в том, что ГАУ ДО РК «РЦДИМ» не выдало сторожу (вахтёру) ФИО3 дерматологические средства, которые ему полагались. Личная карточка учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств на работника ФИО3 отсутствует.

Согласно ч. 3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии с ч. 1,2, абз. 11 ч. 3 ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно ст. 221 ТК РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.Согласно п. 163 Приложения к Приказу Минтруда России от 09.12.2014 №997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» сторожу (вахтеру) выдаются сапоги резиновые с защитным подноском 1 пара на 1 год, костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 штука, перчатки с полимерным покрытием 12 штук.В соответствии с п.п. 2, 5 Приложения №1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 №1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) и средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) выдаются при работе, выполняемой в закрытой специальной обуви. В нарушение указанных норм ГАУ ДО РК «РЦДИМ» не выдало сторожу (вахтеру) ФИО3 дерматологические средства, которые ему полагались. Личная карточка учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств на работника ФИО3 отсутствует.Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения уполномоченным должностным лицом ГИТ в Республике Коми в отношении
ГАУ ДО РК «РЦДИМ» постановления об административном правонарушении от ** ** ** по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.Факт совершения ГАУ ДО РК «РЦДИМ» административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств. Обстоятельства, перечисленные в статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены государственным инспектором труда с достаточной полнотой. Действия юридического лица – ГАУ ДО РК «РЦДИМ» правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Однако постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова Е.П. от ** ** ** подлежит изменению по следующему основанию. Так, согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.Суд принимает во внимание, что при назначении наказания должностным лицом не в полной мере учтены фактический характер совершенного административного правонарушения, поскольку из вынесенного постановления усматривается, что работнику не выданы лишь дерматологические средства, не связанные с непосредственным обеспечением безопасности жизни и здоровья последнего при выполнении возложенных на него обязанностей. Каких-либо негативных последствий невыдачи указанных средств работнику материалами дела не установлено, с учетом того, что несчастный случай с работником квалифицирован как не связанный с производством. Кроме того суд принимает во внимание, что привлекаемое к ответственности юридическое лицо в силу ст. ст. 123.22 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» является некоммерческой организацией, созданной собственником для осуществления социально-культурных, образовательных и иных функций некоммерческого характера, финансируемой за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, по делу не установлено.

В связи с изложенным, учитывая характер совершенного
юридическим лицом административного правонарушения при установленных конкретных обстоятельствах и его последствия, имущественное и финансовое положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд полагает возможным при назначении наказания ГАУ ДО РК «РЦДИМ» применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно в размере 65 000 рублей.

Каких-либо иных доводов, имеющих правовое значение для рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в жалобе не указано, судом не установлено.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Восстановить Государственному автономному учреждению дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детей и молодёжи» пропущенный процессуальный срок обжалования постановления старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова Е.П. от ** ** ** №...

Постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова Е.П. от ** ** ** №... о привлечении ГАУ ДО РК «РЦДиМ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, жалобу удовлетворить:

- в соответствии с положениями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно в размере 65 000 рублей.

В остальной части постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова Е.П. от ** ** ** №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ГАУ ДО РК «РЦДиМ», оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

    

Судья Р.В. Котов

12-1019/2023

Категория:
Административные
Ответчики
ГАУ ДО РК Республиканский центр детей и молодежи
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Котов Роман Владимирович
Статьи

5.27.01

Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
01.11.2023Материалы переданы в производство судье
15.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее