УИД № 19RS0001-02-2022-010505-15
Дело № 2-1385/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10.03.2023 г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Лемперт И.Н.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.М. к министру здравоохранения Республики Хакасия ФИО2 об обязании оформить рецепты для получения лекарственных препаратов по федеральной льготе до окончания лечения,
с участием истца К.,
представителя третьего лица Министерства здравоохранения РХ по доверенности ФИО6,
представителя третьего лица ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» по доверенности ФИО5,
У С Т А Н О В И Л:
К. обратился в суд с иском к министру здравоохранения РХ ФИО2 об обязании оформить рецепты для получения лекарственных препаратов по федеральной льготе до окончания лечения, мотивируя исковые требования тем, что он как онкобольной нуждается в постоянном приеме лекарственного препарата <данные изъяты>, который ему вводят в виде инъекций в ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница», отказываясь выписывать рецепты на спорный лекарственный препарат по федеральной льготе, тем самым нарушается его право на охрану здоровья.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранение РХ привлечено в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» привлечено в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал на ответчике, полагая, что в компетенцию ответчика входят вопросы по оформлению рецептов на получение спорного лекарственного препарата. Не согласился с доводами возражений представителей ответчика и третьих лиц, считая действия министра здравоохранения РХ ФИО2 об отказе в предоставлении рецептов на спорный лекарственный препарат по федеральной льготе незаконным. Просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представители третьих лиц против иска возражали, считали, что оснований к удовлетворению иска не имеется, поддержали доводы письменных отзывов на иск. Представитель Министерство здравоохранение РХ ФИО6 дополнительно пояснила, что в полномочия министра здравоохранения не входит обязанность по оформлению рецептов, считала его ненадлежащим ответчиком.
Ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд определил, в порядке ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав пояснения истца, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Аналогичные нормы содержит ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Как предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствие со ст.ст. 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми медицинскими изделиями.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
С 01.01.2008 Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.
В соответствие с законодательством РФ расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организации лекарственным препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
При этом, орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.Постановлением Правительства РФ от 09.05.2022 № 841 «Об установлении норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в 2022 году», установлено с ДД.ММ.ГГГГ норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в размере 1007,9 рубля.
Таким образом, обеспечение больного, проживающего в РХ, бесплатными медицинскими изделиями, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект федерации – Республику Хакасии в лице его компетентного исполнительного органа – Минздрава РХ, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
К. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РХ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: <данные изъяты>.
Согласно амбулаторной карте истца, врачом-онкологом ГБУЗ РХ «<данные изъяты>» ему назначено лечение препаратом «<данные изъяты>» 3,6 мг п/к каждые 28 дней, или 10,8 мг № на 3 месяца.
Лечение К. ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ получает через ЦАОП, который находится в <адрес> и входит в состав ГБУЗ РХ ««<данные изъяты>», образованному согласно приказу Минздрава РФ № 116н от 19.02.2021 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях», инъекции «<данные изъяты>» 3,6 мг п/к через 28 дней, что подтверждается медицинской документацией истца, ответом ООО СК «Ингосстрах-М» от ДД.ММ.ГГГГ, ответом ГБУЗ РХ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.
Из медицинской карты амбулаторного больного следует, что ДД.ММ.ГГГГ К. был выписан рецепт № на препарат «<данные изъяты>» по региональной льготе.
Положением о Министерстве здравоохранения РХ, утвержденным постановлением Правительства РХ от 11.06.2009 № 260, предусмотрено, что Министерство здравоохранения РХ является исполнительным органом государственной власти РХ, осуществляющим функции по реализации государственной политики и управлению в сфере здравоохранения, защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан, включая вопросы организации оказания медицинской помощи лекарственного обеспечения. К полномочиям Министерства относится обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, в том числе утверждение порядка отбора аптечных организаций, имеющих право на отпуск лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (п. 4.4.3).
Минздрав РХ осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий (п.4.5.8.).
Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Министр освобождается от должности Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия (п. 6 Положения о Министерстве здравоохранения РХ).
Исходя из п. 7 Положения о Министерстве здравоохранения РХ министр: распределяет обязанности между работниками Министерства; представляет предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников Министерства; представляет предложения по кандидатурам на должности заместителей министра; утверждает положения о структурных подразделениях Министерства; в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства; решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и законодательством Республики Хакасия о государственной гражданской службе Республики Хакасия вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Министерстве; утверждает штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Республики Хакасия фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Хакасия; в установленном порядке представляет в Правительство Республики Хакасия предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Министерства; в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных организаций, заключает, изменяет, расторгает с указанными руководителями трудовые договоры, согласовывает проекты уставов подведомственных организаций; в установленном порядке представляет работников Министерства к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и Республики Хакасия; на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства.
В силу приказов Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н, от 24.11.2021 № 1093н, основанием отпуска лекарственных препаратов и медицинских изделий является рецепт, выписываемый лечащим врачом или иными уполномоченными лицами.
В силу ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 41 названного кодекса суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим (часть 1).
В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску (часть 2).
Из приведенных норм процессуального права в их совокупности следует, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает свободу и самостоятельность сторон в осуществлении своих материальных и процессуальных прав, в том числе право истца определять лицо, к которому он адресует свои требования, а также право сторон обжаловать принятые в отношении них судебные постановления либо согласиться с ними.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом. Только в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (ч. 3 ст. 40 ГПК РФ).
Истец в судебном заседании настаивал на требованиях к министру здравоохранения РХ.
Из приведенных выше положений действующего законодательства в сфере здравоохранения на федеральном уровне, а также Республики Хакасия, следует, что министр здравоохранения РХ не наделен полномочия по оформлению рецептов на лекарственные препараты, определения уровня льготного (федеральный или региональный) обеспечения лекарственными препаратами той или иной категории граждан. Истец о замене ненадлежащего ответчика надлежащим перед судом не ходатайствовал, исковые требования по правилам стст. 39, 40 ГПК РФ не изменял и не дополнял.
Поскольку ответчик является ненадлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования К.А.М. к министру здравоохранения Республики Хакасия ФИО2 об обязании оформить рецепты для получения лекарственных препаратов по федеральной льготе до окончания лечения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий И.Н. Лемперт
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Н. Лемперт