Дело № 33-5987/2022
№ 2-4899/2022
72RS0025-01-2022-004066-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень 28 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пуминовой Т.Н.,
судей Малининой Л.Б., Федоровой И.И.,
при секретаре Матвеевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 23 мая 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Т. к ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области удовлетворить.
Возложить обязанность на ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области включить в страховой стаж Т, период его работы с 02.10.1991 по 31.12.2020 – работа в АО «Алюминий Казахстана».
Возложить обязанность на ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области назначить Т, страховую пенсию по старости с 14.10.2021.
Взыскать с ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области в пользу Т, расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя истца Алексеевой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Березина В.Ю., возражавшего против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Истец Т, обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Государственному учреждению–Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области (далее по тексту– ГУ-ОПФР) о возложении обязанности по включению в страховой стаж периода работы с 02 октября 1991 года по 31 декабря 2020 года в АО «Алюминий Казахстана», назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения (с 14 октября 2021 года), взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 50 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что 31 января 2022 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права. В стаж на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не зачтен период с 02 октября 1991 года по 31 декабря 2020 года: работа в АО «Алюминий Казахстана». Вышеуказанный период в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» подлежит включению в страховой стаж истца, следует назначить страховую пенсию по старости с даты обращения. При этом, в стаж на соответствующих видах работ включен период работы в должности ремонтного слесаря глиноземного производства гидрометаллургического цеха Павлодарского алюминиевого завода с 02 октября 1991 года по 12 марта 1992 года. Законодатель не установил, что стаж на соответствующих видах работ подтверждается конкретными документами определенной формы. Указанный период работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждается справкой компетентного органа, в которой указано, что истец работал полный рабочий день в режиме полной рабочей недели в особых условиях труда (вредных и тяжелых). Вышеуказанная работа предусматривает льготное пенсионное обеспечение по позиции 2091100а-18559 раздела VIII-20900000 Списка №2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10. Период работы после 01 января 2002 года подтвержден оборотами по транзитным счетам вкладчика, в которых указаны перечисления обязательных пенсионных взносов за период с 10 февраля 1998 года по 21 апреля 2021 года.
В судебное заседание истец Т, не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Его представитель Алексеева И.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ-ОПФР Березин В.Ю. в судебном заседании с иском не согласился.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ГУ-ОПФР. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение. Ссылается на то, что в стаж на соответствующих видах работ зачтено 05 месяцев 11 дней, общий страховой стаж составил 04 года 06 месяцев при требуемых 25 годах. Указывает, что направляли запросы в компетентные органы Республики Казахстан для получения сведений о стаже работы и заработной плате истца с 13 марта 1992 года. Ссылается на то, что компетентными органами в установленный законом срок не направлены соответствующие документы по запросу ГУ-ОПФР. Считает, что право на пенсию в рамках Соглашения ЕАЭС возникает при наличии не менее 12 месяцев российского стажа, приобретенного после вступления в силу Соглашения ЕАЭС. Ссылается на то, что у истца отсутствует стаж на территории Российской Федерации. Обращает внимание, что при включении периода работы в стаж истца по решению суда с 13 марта 1992 года по 31 декабря 2020 года (28 лет 09 месяцев 19 дней) в должности ремонтного слесаря глиноземного производства гидрометаллургического цеха Павлодарского алюминиевого завода, стаж на соответствующих видах работ составит 29 лет 03 месяца. Между тем величина индивидуального пенсионного коэффициента составит 11,892 при требуемой 21.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, 14 октября 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
Решением ГУ-ОПФР от 31 января 2022 года в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ истцу отказано в связи с отсутствием права. Стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ по подсчетам ответчика отсутствует, общий страховой стаж составил 04 года 06 месяцев 00 дней.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь Федеральным законом № 400-ФЗ, Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку Т, работал полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели в АО «Алюминий Казахстана» в особых условиях труда в качестве слесаря-ремонтника, грузчика, чистильщика, что соответствует работе, указанной в Списке № 2.
Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит правильным, поскольку он соответствует требованиям норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, а также материалам гражданского дела.
Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Соглашение от 13 марта 1992 года распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (статья 5 Соглашения).
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется в том числе исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (части 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, определяется на день установления страховой пенсии.
В силу части 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента для расчета страховой пенсии определяется за каждый календарный год, начиная с 01 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Формулы расчета величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, с 01 января 2015 года приведены в частях 10, 11 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы апелляционной жалобы о том, что трудовая деятельность истца в Республике Казахстан не может быть включена в страховой стаж истца и ссылки на недостаточность величины индивидуального пенсионного коэффициента истца (11,892 вместо требуемых 21) не могут быть приняты во внимание.
Из устных и письменных разъяснений ответчика по расчету ИПК представленного в суд апелляционной инстанции следует, что ИПК рассчитан ГУ Отделение пенсионного фонда РФ без учета заработной платы, полученной Т, в период работы с 1987 года по 01 января 2002 год и без учета стажа в период с января 2002 года по 31 декабря 2020 года - работы в АО «Алюминий Казахстан».
Между тем, согласно ответу Центрального филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения, по имеющимся в базе данных сведениям на Т,, перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 10 февраля 1998 года по 21 апреля 2021 года и обязательные профессиональные пенсионные взносы за период с 18 мая 2018 года по 21 апреля 2021 года, с приложением оборотов по транзитным счетам вкладчика.
Размер заработной платы, получаемой истцом в период с 1987 года по 2002 год подтверждается справками Республики Казахстан АО «Павлодарский картонно-рубероидный завод» от 25 августа 2021 года № 27, справками АО «Алюминий Казахстан» от 10 ноября 2021 года. В суде апелляционной инстанции обозревались подлинники указанных документов, оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется. Указанные справки предоставлялись ответчику, однако не были приняты во внимание при назначении пенсии (л.д.37).
На официальный запрос ответчика в АО «Единый национальный накопительный фонд» в Республику Казахстан по вопросу пенсионного обеспечения Т. ответ не получен, что не должно влиять на пенсионные права истца.
При разрешении спора о включении периодов работы в специальный стаж юридически значимыми обстоятельствами является не только установление характера и условий труда по определенным профессиям и должностям, предоставляющим право на досрочное пенсионное обеспечение, но и интенсивность такого труда, а именно постоянная занятость выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 2 (раздел XXVII «Металлургическое производство») пользуются: «Слесари-ремонтники» (2091100а-18559), «Грузчики, занятые на погрузке цемента, каустика, соды и глинозема» (2091100а-11768), «Чистильщики, занятые на очистке аппаратуры» (2091100а-19555).
Справкой АО «Алюминий Казахстана» от 10 ноября 2021 года № 1208/13631 уточняющей особый характер работы подтверждена постоянная занятость истца в течение полного рабочего дня в указанные периоды в производстве: глиноземном, в особых условиях труда: вредных и тяжелых, с 02.10.1991 по 03.03.2005, в качестве слесаря-ремонтника, что соответствует работе, указанной в Списке № 2 (раздел XXVII «Металлургическое производство», «Слесари-ремонтники» (2091100а-18559)), с 04.03.2005 по 17.05.2018 в качестве грузчика (занятым на погрузке глинозема), что соответствует работе, указанной в Списке № 2 (раздел XXVII «Металлургическое производство», «Грузчики, занятые на погрузке цемента, каустика, соды и глинозема» (2091100а-11768)), с 18.05.2018 по 01.03.2021, в качестве чистильщика (занятым на очистке аппаратуры) что соответствует работе, указанной в Списке № 2 (раздел XXVII «Металлургическое производство», «Чистильщики, занятые на очистке аппаратуры» (2091100а-19555)).
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил значимые для дела обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, которое не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 23 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области–без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 05 декабря 2022 года.
Председательствующий /подпись/
Судьи коллегии: /подписи/
Копия верна.
Судья