Гражданское дело № 2-3655/2024
27RS0004-01-2024-003537-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2024 г. г.Хабаровск
Индустриальный районный суд г.Хабаровска
в составе председательствующего судьи Герасимовой И.И.
с участием прокурора ФИО2
с участием представителей ответчиков ФИО3, ФИО4
с участием представителя третьего лица ФИО5
при секретаре судебного заседания Гусихиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хабаровского муниципального района <адрес>, Министерству образования и науки <адрес> о возложении обязанности по организации создания дополнительных учебных мест путем строительства образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хабаровского муниципального района <адрес>, Министерству образования и науки <адрес> о возложении обязанности по организации создания дополнительных учебных мест путем строительства образовательного учреждения, ссылаясь на то, что прокуратурой района совместно со специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> Хабаровского муниципального района <адрес> по вопросу нарушения прав несовершеннолетних на получение общедоступного образования. В результате проверки установлено, что в <адрес> имеется образовательное учреждение - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> имени Героя Российской Федерации подполковника ФИО1, которое располагается в приспособленном здании, 1960 года постройки. <адрес> здания составляет 653,9 кв.м., мощность здания рассчитана на 180 мест, при этом фактическое количество учащихся на период учебного ДД.ММ.ГГГГ года составляет – 474 человека. Исходя из количества фактически обучающихся в учреждении и общей площади здания образовательного учреждения в <адрес>, последнее не соответствует нормативам, установленным санитарными правилами. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ СОШ <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения, которого нарушения не устранены. В связи с имеющейся потребностью по обеспечению доступным общим образованием несовершеннолетних, проживающих в <адрес>, а также недостаточностью мощности здания действующего в населенном пункте образовательного учреждения, имеется необходимость в создании дополнительных учебных мест, в том числе путем строительства на территории <адрес> здания общеобразовательного учреждения. В связи с чем прокурор просит возложить на администрацию Хабаровского муниципального района обязанность по организации создания дополнительных учебных мест путем строительства на территории <адрес> Хабаровского муниципального района <адрес> образовательного учреждения, в целях обеспечения прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; возложить обязанность на Министерство образования и науки <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов администрации Хабаровского муниципального района по созданию дополнительных учебных мест путем строительства на территории <адрес> Хабаровского муниципального района <адрес> образовательного учреждения, в целях обеспечения прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Определением Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство финансов <адрес>.
В судебном заседании прокурор поддержала исковые требования, сославшись на обстоятельства, указанные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Хабаровского муниципального района <адрес> иск не признала, пояснив, что предъявленный не соответствует требованиям бюджетного законодательства, исковые требования являются формальными и неисполнимыми. Предъявление прокурором иска о возложении на администрацию Хабаровского муниципального района обязанности по организации создания дополнительных учебных мест путем строительства на территории <адрес> Хабаровского муниципального района <адрес> является вмешательством в деятельность муниципального органа. Необходимость создания дополнительных учебных мест ответчиком не оспаривается. Дефицит учебных мест может быть восполнен не только путем строительства новой школы, которое невозможно в отсутствие финансирования в сложившихся экономических условиях.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования и науки <адрес> иск не признала, пояснив, что финансирование строительства образовательных организаций не входит в полномочия и обязанности министерства. Из предъявленного иска невозможно установить на каком основании прокурор просит возложить на Министерство образования и науки <адрес> обязанность обеспечить финансирование расходов по строительству образовательного учреждения.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов <адрес> возразила против исковых требований, пояснив, что министерство не наделено полномочиями главного распорядителя средств краевого бюджета в отношении отраслевых расходов, в том числе расходов в сфере образования. Предмет иска не затрагивает расходов краевого бюджета. В связи с чем просит суд отказать в удовлетворении иска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно со специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> Хабаровского муниципального района <адрес> по вопросу нарушения прав несовершеннолетних на получение общедоступного образования.
В результате проверки установлено, что в рп. Корфовский имеется образовательное учреждение - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> имени Героя Российской Федерации подполковника ФИО1, которое располагается в приспособленном здании, 1960 года постройки. <адрес> здания составляет 653,9 кв.м., мощность здания рассчитана на 180 мест, при этом фактическое количество учащихся на период учебного ДД.ММ.ГГГГ года составляет – 474 человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»5, разделом 6 которого установлены гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
В нарушение табл. 6.1, 6.4 СП 1.2.3685-21 в санузлах отсутствует достаточное количество унитазов.Так, в 1 смену в начальной школе обучается 50 девочек и 49 мальчиков. Фактически на 1 унитаз приходится 50 девочек при норме 20 и 49 мальчиков при норме 30. Во 2 смену в начальной школе 45 девочек и 58 мальчиков. Фактически на 1 унитаз приходится 45 девочек при норме 20 и 58 мальчиков при норме 30.
В нарушение п. 3.4.14 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»), утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 286, в образовательном учреждении не соблюдаются нормы площади на 1 ребенка в кабинетах начальной школы, где организованы уроки для 1-3 классов. Площадь на 1 учащегося составляет 2,0 кв.м. при норме 2,5 кв.м. на человека. Не соблюдаются нормы площади на 1 ребенка среди учащихся 7, 8«А», 8«Б», 9«А», 9«Б» классов в кабинете «Физика», где площадь на 1 ребенка варьируется от 1,9 кв.м. до 2,2 кв.м. при норме 2,5 кв.м. на человека. В кабинете «Химия» для учащихся 7, 8«А», 8«Б», 9«А», 9«Б» классов площадь на 1 ребенка варьируется от 2,0 кв.м. до 2,3 кв.м. при норме 2,5 кв.м. на человека. В кабинете «Русский язык» для учащихся 7, 8«А», 8«Б», 9«А», 9«Б» классов площадь на 1 ребенка варьируется от 1,8 кв.м. до 2,3 кв.м. при норме 2,5 кв.м. на человека. В кабинете «Биология» для учащихся 7, 8«А», 8«Б», 9«А», 9«Б» классов площадь на 1 ребенка варьируется от 1,7 кв.м. до 2,3 кв.м. при норме 2,5 кв.м. на человека.
В нарушение п. 3.4.5 СП 2.4.3648-20 в МБОУ СОШ <адрес> недостаточно мест в гардеробах для обучающихся во вторую смену, в связи с чем дополнительно в кабинетах начальной школы оборудованы вешалки с крючками для верхней одежды, обувницы. Площадь на 1 ребенка в гардеробе 0,12 кв.м. при норме не менее 0,15 кв.м.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ СОШ <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения, которого нарушения не устранены.
Согласно информации администрации <адрес> городского поселения <адрес> количество населения <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 4 894 чел., включая 832 несовершеннолетних (из которых 472 - школьного возраста, 360 - дошкольного возраста).
Исходя из положений статей 7-9, 13-15, 30, 65, 84-86 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная политика в Российской Федерации основывается на принципе разграничения бюджетных полномочий, расходных обязательств между Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, принципе их формирования в соответствии с этим разграничением, принципе разграничения расходов между Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и не предполагает принадлежности одного полномочия, расходного обязательства одновременно двум публично-правовым образованиям разного уровня.
Положениями статьи 31 БК РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов, означающий недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Прокурор основывает свои требования на положениях статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
Согласно пункту 6 части 3 статьи 4 Федерального закона № 273-ФЗ одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования является разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статьей 9 Федерального закона № 273-ФЗ полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); по созданию, реорганизация, ликвидации муниципальных образовательных организаций, осуществлению функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Полномочия органов местного самоуправления по созданию муниципальных образовательных организаций включает в себя и фактические действия по созданию здания, соответствующего установленным законом требованиям (если такого нет), и юридические действия по регистрации муниципальной образовательной организации в качестве юридического лица.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, аналогичные тем, что указаны в статье 9 Федерального закона № 273-ФЗ, предусмотрены пунктом 11 части 1 статьи 15, пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.
Указанными нормами законодательства РФ определена принадлежность полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, по созданию муниципальных образовательных организаций публично-правовому образованию, а именно, муниципальному району.
Главой 11 БК РФ установлены правила возникновения расходных обязательств публично-правовых образований - Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 86 БК РФ в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, в том числе соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, возникают расходные обязательства муниципального образования.
Следовательно, заключение договоров (соглашений) муниципальным районом по вопросам местного значения, в частности, установленным пунктом 11 части 1 статьи 15, пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ (т.е. на строительные работы по созданию здания муниципального образовательного учреждения) повлечет возникновение расходного обязательства этого муниципального района.
Правило финансового обеспечения (финансирования) расходных обязательств муниципального образования, указанных в абзаце втором статьи 86 БК РФ, закреплено в пункте 2 статьи 86 БК РФ, согласно которому данные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ: финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, т.к. субвенции не обеспечивают исполнение финансовых обязательств по вопросам местного значения, а переданные муниципальному образованию полномочия РФ или субъекта РФ, статья 140 БК РФ).
Таким образом, в силу вышеназванного законодательства РФ обязанность по финансовому обеспечению (финансированию) расходного обязательства публично-правового образования - муниципального района по оплате расходов на работы по строительству здания муниципальной образовательной организации в рамках договора строительного подряда, заключенного этим публично-правовым образованием (или от его имени), также, как и само расходное обязательство, принадлежит этому публично-правовому образованию - муниципальному району в лице его исполнительно-распорядительного органа - администрации муниципального района.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (статья 14 БК РФ, далее - субъект РФ).
Вопросы по строительству зданий муниципальных образовательных учреждений в состав полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения частью 1 статьи 44 Федерального закона № 414-ФЗ не включены.
К предметам ведения <адрес> указанный вопрос также не отнесен, поскольку в отношении него законы <адрес> не принимались, это и невозможно в виду того, что данный вопрос прямо отнесен статьей 9 Федерального закона № 273-ФЗ, пунктом 11 части 1 статьи 15, пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В связи с чем правовые основания для возложения на <адрес>, на его исполнительные органы, в частности на Министерство образования <адрес> обязанности по финансовому обеспечению (финансированию) полномочия, расходного обязательства муниципального образования - муниципального района отсутствуют.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, нормы бюджетного законодательства устанавливают право субъектов РФ, а не обязанность по самостоятельному разрешению вопроса о предоставлении из бюджета субъекта РФ местным бюджетам межбюджетных трансфертов (в т.ч. в форме субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований) на основании принятых субъектом РФ нормативных правовых актов.
Нормативными правовыми актами <адрес> не предусмотрено предоставление из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края субсидий на софинансирование мероприятий муниципальных образований края по созданию муниципальных образовательных организаций путем строительства их зданий.
Поэтому и Министерство образования и науки <адрес>, и другие исполнительные органы края не имеют установленной бюджетным законодательством РФ обязанности по предоставлению из краевого бюджета местным бюджетам края и вышеназванного софинансирования.
Органы исполнительной власти <адрес> в соответствии с БК РФ самостоятельно определяют формы и направления расходования бюджетных средств, предназначенных для исполнения возложенных на них законом полномочий.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований прокурора к Министерству образования и науки <адрес> о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов администрации Хабаровского муниципального района по созданию дополнительных учебных мест путем строительства на территории <адрес> Хабаровского муниципального района <адрес> образовательного учреждения у суда не имеется.
Факт несоответствия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа <адрес> имени Героя Российской Федерации подполковника ФИО1 требованиям санитарных правил и норм установлен и подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (п. 1).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2).
Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Судом установлено, что администрацией Хабаровского муниципального района <адрес> решение о строительстве новой школы в рп <адрес> не принималось, финансирование на указанные цели не выделялось.
Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.(пункт 62).
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хабаровского муниципального района <адрес> о возложении обязанности по организации создания дополнительных учебных мест путем строительства образовательного учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хабаровского муниципального района <адрес>, Министерству образования и науки <адрес> о возложении обязанности по организации создания дополнительных учебных мест путем строительства образовательного учреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.
Судья И.И.Герасимова
Решение принято в окончательной форме 25 сентября 2024 года