Решение по делу № 33-13817/2022 от 15.11.2022

Судья – Реброва И.Е. гражданское дело № 33-13817/2022

УИД 34RS0011-01-2022-005327-47

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2022 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Федоренко И.В.,

судей Волковой И.А., Лымарева В.И.,

при секретаре Потёмкиной В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3714/2022 по иску Поповой Любови Константиновны к администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области, комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным постановления, обязании восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья,

по апелляционной жалобе администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 19 сентября 2022 года, которым исковые требования Поповой Любови Константиновны к администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области, комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным постановления, обязании восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения представителя администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области Ефремовой О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Попова Л.К. обратилась в суд с иском к администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области, комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным постановления, обязании восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ она и члены её члены семьи супруг <.......> сыновья <.......> дочь <.......>., были приняты на учёт администрацией городского округа – г. Волжский Волгоградской области в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также как граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по получению жилищного сертификата.

В ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области об исключении её и членов её семьи из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также как граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по получению жилищного сертификата, в связи с тем, что у неё и членов её семьи имеются жилые помещения, метраж которых удовлетворяет требованиям по обеспечению граждан жилыми помещениями, поскольку при оформлении земельного участка и дачного дом по адресу: <адрес>, сотрудником, заполнявшим заявление, было ошибочно указано, что дачный дом является жилым помещением, при этом указанные данные были внесены при заполнении заявления о приватизации земельного участка и дачного дома без фактического выезда на место.

Между тем, после обследования данного дома, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление № № <...> об утверждении решения о признании жилого дома по адресу: <адрес>, садовым домом, в связи с чем она обратилась в Управление муниципальным имуществом администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области с заявлением о восстановлении её и членов её семьи в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также как граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по получению жилищного сертификата, приложив указанные документы, в удовлетворении которого ей было отказано, при этом до настоящего времени её семья не получила государственный жилищный сертификат, её не уведомляли, какая она по очереди на получение сертификата.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учётом уточнённых исковых требований, просила суд признать незаконным постановление администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении её и членов её семьи в количестве 3 человек, обязать администрацию городского округа – г. Волжский Волгоградской области восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий Попову Л.К. и членов её семьи в составе 4-х человек, обязать комитет строительства Волгоградской области выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилья на состав семьи <.......> человека.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить, отказав с удовлетворении требований в полном объёме.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьёй 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), принятых в соответствии с ЖК РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ).

Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.

ЖК РФ гарантирует гражданам право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учёта, предусмотренных статьёй 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учёта (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).

Согласно статье 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

ЖК РФ наделяет правом получить жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма малоимущих граждан, признанных нуждающимися в таких жилых помещениях по установленным ЖК РФ основаниям (часть 2 статьи 49), а из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации – ряд иных категорий граждан, указанных в части 3 статьи 49 ЖК РФ.

Законодатель, регулируя труд лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрел для них соответствующие государственные гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях – не противоречит принципу равенства, закреплённому статьёй 19 Конституции Российской Федерации.

Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

Право граждан на получение жилищных субсидий за счёт средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (статья 37, часть 3; статья 40; статья 27, часть 1; статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.

Федеральный законодатель, закрепляя право граждан на получение выплат такого характера, как жилищная субсидия, и определяя условия его возникновения, вправе, как следует из статей 71 (пункты «в», «е» и «з»), 37 (часть 3), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления жилищных субсидий. В частности, в связи с недостаточностью бюджетных средств, выделяемых на переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и организацию строительства для них жилья на территории Российской Федерации в районах с благоприятными природными и социально – экономическими условиями жизни, а также необходимостью первоочередного решения вопросов социальной поддержки особо нуждающихся граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более длительное время, он может увеличить минимальную продолжительность стажа работы (времени проживания) в указанных районах и местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета.

Согласно пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» – списки граждан формируются ежегодно, на основании заявления граждан. Списки формируются в соответствии с очерёдностью, установленной статьёй 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее по тексту – Закон о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера).

Согласно статье 2 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, если иное не предусмотрено Законом о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвёртую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очерёдность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной статьёй 2 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учёт в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учёт, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очерёдность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную статьёй 2 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очерёдности для этой категории.

В силу пункта 1 части 1 и части 2 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Статьёй 55 ЖК РФ установлено, что право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьёй 56 ЖК РФ оснований снятия их с учёта.

Согласно части 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учёта заявления о снятии с учёта; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трёх и более детей, а также иных категорий граждан, определённых федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации г. Волжского Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ приняты на учёт граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно протоколам с № <...> от ДД.ММ.ГГГГ по № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ том числе Попова Л.К., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающая в однокомнатной квартире, жилой площадью <.......>.м. по адресу: <адрес>, составом семьи 5 человек: она, супруг, трое детей.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Попова Л.К. является собственником однокомнатной квартиры по адресу<адрес>, общей площадью <.......> кв.м., жилой площадью <.......> кв.м.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очерёдности в Сводном списке граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших своё участие в указанной ведомственной целевой программе в ДД.ММ.ГГГГ среди граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Поповой Л.К. – 2.

В соответствии с выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, Попова Л.К. является правообладателем земельного участка, а также жилого здания, площадью <.......> кв.м. по адресу: <адрес>

В соответствии с постановлением администрации г. Волжского Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма Попова Л.К., <.......> были сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что <.......> был снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование на основании Постановления № <...> от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, инициируя иск, Попова Л.Кю указала, что при оформлении ею земельного участка и дачного домика сотрудник, заполнявший заявление, ошибочно указал, что дачный домик является жилым помещением, в связи с чем она обратилась в администрацию г. Волжского Волгоградской области с заявлением о признании жилого дома по адресу: <адрес> садовым домом.

Постановлением администрации г. Волжского Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан садовым домом.

Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> находится здание нежилое – садовый дом.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, разрешая требования Поповой Л.К. о признании незаконным постановления, обязании восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришёл в выводу о том, что они подлежат удовлетворению, поскольку с учётом размера площади жилого помещения – квартиры, принадлежащей на праве собственности истцу, имеющей жилую площадь <.......> кв.м, на Попову Л.К. и членов её семьи <.......> приходится менее <.......> кв.м на одного человека, при этом <.......> не подлежит восстановлению в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку он был снят с учёта постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование и указанное постановление в установленном законом порядке не изменено и не отменено, с чем судебная коллегия соглашается.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Поповой Л.К. к комитету строительства Волгоградской области о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, суд первой инстанции исходил из следующего.

Как указано выше, Законом о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера предусмотрены дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определённое время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно преамбуле Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, он устанавливает право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.

Абзац 1 статьи 1 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера устанавливает, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Из анализа изложенных правовых норм следует, что федеральный законодатель установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, на получение за счёт средств федерального бюджета жилищной субсидии; закрепил в качестве условий его возникновения, наряду с иными условиями, – отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий. Сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учёт для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечёт возникновение у этого гражданина права на получение жилищной субсидии с соблюдением очерёдности по дате подачи соответствующего заявления.

Таким образом, с учётом характера и назначения выплат, при решении вопроса о снятии с учёта граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, обстоятельством, имеющим значение, является установление факта прекращения (утраты) права гражданина на получение социальной поддержки.

Вместе с тем, суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закреплённых Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, Конституции Российской Федерации).

Суд, в соответствии с закреплённым в статье 10 Конституции Российской Федерации принципом разделения властей не подменяет органы исполнительной власти, а, следовательно, не может принять решение по вопросу выдачи государственного жилищного сертификата вместо комитета строительства Волгоградской области.

В силу статьи 7 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Согласно статье 10 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации № 879 от 10 декабря 2002 года, регистрация и учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В силу пункта 24 данного Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Согласно пункта 25 Положения, утверждённые списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья, данные списки предоставляются в Минрегион России.

В соответствии с пунктом 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Согласно пункта 19 указанных Правил, гражданам – участникам подпрограммы, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выдачу сертификата осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных субсидий.

Предоставление субсидии определяется исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление мероприятий по реализации указанной подпрограммы.

С учётом вышеизложенного, поскольку вопрос о предоставлении субсидии лицам, состоящим на жилищном учёте, относится к компетенции комитета строительства Волгоградской области, суд первой инстанции пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, с чем судебная коллегия также соглашается, отмечая, что решение суда Поповой Л.К. не обжалуется, и в данном случае суд апелляционной инстанции связан доводами жалобы, иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2 и 9 ГК РФ недопустимо.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для признания незаконным постановления и обязания восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе по мотивам пропуска срока на обращение в суд аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом судебном акте дана надлежащая правовая оценка, выводов суда они не опровергают, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 19 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья – Реброва И.Е. гражданское дело № 33-13817/2022

УИД 34RS0011-01-2022-005327-47

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2022 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Федоренко И.В.,

судей Волковой И.А., Лымарева В.И.,

при секретаре Потёмкиной В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3714/2022 по иску Поповой Любови Константиновны к администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области, комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным постановления, обязании восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья,

по апелляционной жалобе администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 19 сентября 2022 года, которым исковые требования Поповой Любови Константиновны к администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области, комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным постановления, обязании восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения представителя администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области Ефремовой О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Попова Л.К. обратилась в суд с иском к администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области, комитету строительства Волгоградской области о признании незаконным постановления, обязании восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ она и члены её члены семьи супруг <.......> сыновья <.......> дочь <.......>., были приняты на учёт администрацией городского округа – г. Волжский Волгоградской области в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также как граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по получению жилищного сертификата.

В ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области об исключении её и членов её семьи из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также как граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по получению жилищного сертификата, в связи с тем, что у неё и членов её семьи имеются жилые помещения, метраж которых удовлетворяет требованиям по обеспечению граждан жилыми помещениями, поскольку при оформлении земельного участка и дачного дом по адресу: <адрес>, сотрудником, заполнявшим заявление, было ошибочно указано, что дачный дом является жилым помещением, при этом указанные данные были внесены при заполнении заявления о приватизации земельного участка и дачного дома без фактического выезда на место.

Между тем, после обследования данного дома, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление № № <...> об утверждении решения о признании жилого дома по адресу: <адрес>, садовым домом, в связи с чем она обратилась в Управление муниципальным имуществом администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области с заявлением о восстановлении её и членов её семьи в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также как граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по получению жилищного сертификата, приложив указанные документы, в удовлетворении которого ей было отказано, при этом до настоящего времени её семья не получила государственный жилищный сертификат, её не уведомляли, какая она по очереди на получение сертификата.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учётом уточнённых исковых требований, просила суд признать незаконным постановление администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении её и членов её семьи в количестве 3 человек, обязать администрацию городского округа – г. Волжский Волгоградской области восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий Попову Л.К. и членов её семьи в составе 4-х человек, обязать комитет строительства Волгоградской области выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилья на состав семьи <.......> человека.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить, отказав с удовлетворении требований в полном объёме.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьёй 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), принятых в соответствии с ЖК РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ).

Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.

ЖК РФ гарантирует гражданам право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учёта, предусмотренных статьёй 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учёта (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).

Согласно статье 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

ЖК РФ наделяет правом получить жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма малоимущих граждан, признанных нуждающимися в таких жилых помещениях по установленным ЖК РФ основаниям (часть 2 статьи 49), а из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации – ряд иных категорий граждан, указанных в части 3 статьи 49 ЖК РФ.

Законодатель, регулируя труд лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрел для них соответствующие государственные гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях – не противоречит принципу равенства, закреплённому статьёй 19 Конституции Российской Федерации.

Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

Право граждан на получение жилищных субсидий за счёт средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (статья 37, часть 3; статья 40; статья 27, часть 1; статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.

Федеральный законодатель, закрепляя право граждан на получение выплат такого характера, как жилищная субсидия, и определяя условия его возникновения, вправе, как следует из статей 71 (пункты «в», «е» и «з»), 37 (часть 3), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления жилищных субсидий. В частности, в связи с недостаточностью бюджетных средств, выделяемых на переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и организацию строительства для них жилья на территории Российской Федерации в районах с благоприятными природными и социально – экономическими условиями жизни, а также необходимостью первоочередного решения вопросов социальной поддержки особо нуждающихся граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более длительное время, он может увеличить минимальную продолжительность стажа работы (времени проживания) в указанных районах и местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета.

Согласно пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» – списки граждан формируются ежегодно, на основании заявления граждан. Списки формируются в соответствии с очерёдностью, установленной статьёй 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее по тексту – Закон о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера).

Согласно статье 2 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, если иное не предусмотрено Законом о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвёртую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очерёдность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной статьёй 2 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учёт в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учёт, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очерёдность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную статьёй 2 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очерёдности для этой категории.

В силу пункта 1 части 1 и части 2 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Статьёй 55 ЖК РФ установлено, что право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьёй 56 ЖК РФ оснований снятия их с учёта.

Согласно части 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учёта заявления о снятии с учёта; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трёх и более детей, а также иных категорий граждан, определённых федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации г. Волжского Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ приняты на учёт граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно протоколам с № <...> от ДД.ММ.ГГГГ по № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ том числе Попова Л.К., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающая в однокомнатной квартире, жилой площадью <.......>.м. по адресу: <адрес>, составом семьи 5 человек: она, супруг, трое детей.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Попова Л.К. является собственником однокомнатной квартиры по адресу<адрес>, общей площадью <.......> кв.м., жилой площадью <.......> кв.м.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очерёдности в Сводном списке граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших своё участие в указанной ведомственной целевой программе в ДД.ММ.ГГГГ среди граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Поповой Л.К. – 2.

В соответствии с выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, Попова Л.К. является правообладателем земельного участка, а также жилого здания, площадью <.......> кв.м. по адресу: <адрес>

В соответствии с постановлением администрации г. Волжского Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма Попова Л.К., <.......> были сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что <.......> был снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование на основании Постановления № <...> от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, инициируя иск, Попова Л.Кю указала, что при оформлении ею земельного участка и дачного домика сотрудник, заполнявший заявление, ошибочно указал, что дачный домик является жилым помещением, в связи с чем она обратилась в администрацию г. Волжского Волгоградской области с заявлением о признании жилого дома по адресу: <адрес> садовым домом.

Постановлением администрации г. Волжского Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан садовым домом.

Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> находится здание нежилое – садовый дом.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, разрешая требования Поповой Л.К. о признании незаконным постановления, обязании восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришёл в выводу о том, что они подлежат удовлетворению, поскольку с учётом размера площади жилого помещения – квартиры, принадлежащей на праве собственности истцу, имеющей жилую площадь <.......> кв.м, на Попову Л.К. и членов её семьи <.......> приходится менее <.......> кв.м на одного человека, при этом <.......> не подлежит восстановлению в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку он был снят с учёта постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование и указанное постановление в установленном законом порядке не изменено и не отменено, с чем судебная коллегия соглашается.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Поповой Л.К. к комитету строительства Волгоградской области о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, суд первой инстанции исходил из следующего.

Как указано выше, Законом о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера предусмотрены дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определённое время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно преамбуле Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, он устанавливает право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.

Абзац 1 статьи 1 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера устанавливает, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Из анализа изложенных правовых норм следует, что федеральный законодатель установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, на получение за счёт средств федерального бюджета жилищной субсидии; закрепил в качестве условий его возникновения, наряду с иными условиями, – отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий. Сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учёт для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечёт возникновение у этого гражданина права на получение жилищной субсидии с соблюдением очерёдности по дате подачи соответствующего заявления.

Таким образом, с учётом характера и назначения выплат, при решении вопроса о снятии с учёта граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, обстоятельством, имеющим значение, является установление факта прекращения (утраты) права гражданина на получение социальной поддержки.

Вместе с тем, суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закреплённых Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, Конституции Российской Федерации).

Суд, в соответствии с закреплённым в статье 10 Конституции Российской Федерации принципом разделения властей не подменяет органы исполнительной власти, а, следовательно, не может принять решение по вопросу выдачи государственного жилищного сертификата вместо комитета строительства Волгоградской области.

В силу статьи 7 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Согласно статье 10 Закона о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации № 879 от 10 декабря 2002 года, регистрация и учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В силу пункта 24 данного Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Согласно пункта 25 Положения, утверждённые списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья, данные списки предоставляются в Минрегион России.

В соответствии с пунктом 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Согласно пункта 19 указанных Правил, гражданам – участникам подпрограммы, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выдачу сертификата осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных субсидий.

Предоставление субсидии определяется исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление мероприятий по реализации указанной подпрограммы.

С учётом вышеизложенного, поскольку вопрос о предоставлении субсидии лицам, состоящим на жилищном учёте, относится к компетенции комитета строительства Волгоградской области, суд первой инстанции пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, с чем судебная коллегия также соглашается, отмечая, что решение суда Поповой Л.К. не обжалуется, и в данном случае суд апелляционной инстанции связан доводами жалобы, иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2 и 9 ГК РФ недопустимо.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для признания незаконным постановления и обязания восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе по мотивам пропуска срока на обращение в суд аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом судебном акте дана надлежащая правовая оценка, выводов суда они не опровергают, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 19 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-13817/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Любовь Константиновна
Ответчики
Комитет строительства Волгоградской области
Администрация городского округа – г.Волжский Волгоградской области
Другие
Шерипов Сергей Александрович
Попова Марина Николаевна
Попов Павел Николаевич
Морозова Елена Олеговна
Попов Александр Николаевич
Управление муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Волкова Ирина Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
16.11.2022Передача дела судье
14.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2022Передано в экспедицию
14.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее