Дело №2а-710/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2021 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи: Казацкого В.В.
при секретаре: Лукашовой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному иску Филиппова В. А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица: Правительство города Севастополя, ПК ДСОИЗ «Технолог», Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, -
установил:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованные лица: Правительство города Севастополя, ПК ДСОИЗ «Технолог», Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что в декабре 2020 года через МФЦ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, однако решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении заявления ему было отказано, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка частично не соответствует функциональной зоне согласно Генерального плана города Севастополя от 13.12.2004 года №4114, а именно испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой дачно-рекреационной зоне; в соответствии с приказом Минкультуры от 12.08.2016 года №1864 земельный участок относится к зоне Р-4-4 уч. С-13; также на земельном участке расположены строения (сооружения). Считает вынесенный отказ незаконным, в связи с чем за защитой своих прав административный истец обратился в суд.
Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, были уведомлены, от представителя административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении иска настаивает.
Представитель административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений на иск не направил.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Как установлено судом, ФИО является членом ПК ДСОИЗ «Технолог», за ней закреплен участок № площадью 395 кв. м. С 2017 года ФИО несет расходы по содержанию и использованию указанного земельного участка, а ДД.ММ.ГГГГ между нею и ПК ДСОИЗ «Технолог» заключен договор о порядке пользования объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования ПК ДСОИЗ «Технолог».
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ПК ДСОИЗ «Технолог», уч. №, представив для этого необходимый пакет документов.
Решением административного ответчика, оформленным в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ №, в предоставлении государственной услуги было отказано, поскольку в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя от 13.12.2004 года №4114, т.к. в соответствии с Генеральным планом испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой дачно-рекреационной зоне; в соответствии с приказом Минкультуры от 12.08.2016 года №1864 земельный участок относится к зоне Р-4-4 уч. С-13; также на земельном участке расположены строения (сооружения).
В соответствии с ч.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом предварительное согласование места размещения земельного участка, в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации - процедура определения местоположения несформированного ранее земельного участка для указанных целей.
Так, в силу положений ч. 1 ст. 11.2, п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из перечисленных в данном пункте документов, в частности с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10. настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
В силу положений статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Соответственно, при предоставлении государственной услуги по предварительному согласованию места размещения земельного участка уполномоченным органом сначала проверяется схема расположения, и только после ее утверждения производятся остальные действия по процедуре предварительного согласования.
Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, в свою очередь, влечет отказ в предварительном согласовании места расположения земельного участка, на что указано в подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ - уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с указанной нормой основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка и затем предварительное согласование места расположения земельного участка - технические этапы процедуры предоставления, призванные последовательно определить и согласовать заявителю с уполномоченными органом место расположения земельного участка, и на названных этапах вопросы принадлежности земельных участков не решаются, а проверяется наличие названных технических препятствий для образования на выбранном месте нового земельного участка.
В соответствии со ст. 2 Закона города Севастополя «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» №299-ЗС от 16.12.2016 года, наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), в том числе и по основанию несоответствия схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года №4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, в том числе по утверждению схемы расположения земельных участков, является Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.
В то же время, административным ответчиком не представлено суду доказательств нахождения на испрашиваемом административным истцом земельном участке каких-либо строений и сооружений.
Так, согласно ответа БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, а также уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют сведения о каких-либо зарегистрированных правах на недвижимое имущество по адресу: г. Севастополь, ПК ДСОИЗ «Технолог», уч. №. Кроме того, согласно представленной истцом к утверждению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на испрашиваемом земельном участке отсутствуют какие-либо строения и сооружения.
В то же время, на схеме расположения земельного участка, приведенной в заключении о проведенном анализе границ от ДД.ММ.ГГГГ, имеются очертания строения, однако суду не представлено сведений об источниках получения данной схемы.
При этом какие-либо дополнительные материалы, подтверждающие нахождение на испрашиваемом земельном участке каких-либо строений и сооружений, суду не представлены.
На основании изложенного, принимая во внимание представленные сторонами доказательства, а также учитывая то обстоятельство, что испрашиваемый истцом земельный участок находится в проектируемой дачно-рекреационной зоне (поэтапно преобразуемой в частные пансионаты), однако такой вид разрешенного использования не предусмотрен действующим законодательством РФ, а также принимая во внимание то обстоятельство, что нахождение земельного участка в зоне Р-4-4 уч. С-13 в соответствии с приказом Минкультуры от 12.08.2016 года №1864 не запрещает его использование для индивидуальной жилой застройки, суд приходит к убеждению, что отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, нарушающим прав и интересы административного истца, в связи с чем заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -
решил:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ПК ДСОИЗ «Технолог», уч. №, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Филиппова В. А. № от ДД.ММ.ГГГГ (поступившее из МФЦ <адрес>) о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ПК ДСОИЗ «Технолог», уч. 217.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 03 августа 2021 года.
Судья В.В.Казацкий