Дело № 2-537/2023
УИД 54RS0010-01-2022-010226-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 года город Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Судовцева А.С.
при ведении протокола секретарем Гантимуровым Д.Е.,
с участием старшего помощника военного прокурора Борзинского гарнизона Барсукова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениювоенного прокурора Борзинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
военный прокурор Борзинского гарнизона Смирнов Я.Н., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, мотивируя его следующим.
Военной прокуратурой Борзинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами домоуправления № <адрес> ЖКС № (<адрес>) ФИО1 России (по ВВО) требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при обслуживании многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: военный городок №, <адрес>.Проверкой установлено, что в соответствии с проведенными плановым весенним осмотром в 2021 году, многоквартирный жилой <адрес>, принадлежащий ФИО1 России на праве собственности, находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитального ремонта.Так, согласно акту общего весеннего осмотра объектов жилищного фонда (многоквартирного дома) от ДД.ММ.ГГГГ в доме инв. №, необходимо провести капитальный ремонт: систем отопления, водоснабжения (горячего и холодного), водоотведения; оборудования электроснабжения и учетаэлектрической энергии; фасада здания; межпанельных швов (их герметизация); цоколя; отмостки, внутриподъездной отделки; подходов к подъездам; тротуаров, а также произвести монтаж окон на лестничных клетках, новых игровых площадок, скамеек и урн; утепление инженерных подвальных помещений; установку освещения в подвальных помещениях; замену входных подвальных дверей и входных люков чердачных.
Указывает, что Министерство обороны несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, а также обязанность по проведению капитального ремонта объектов недвижимости, в том числе вышеуказанного многоквартирного дома.
С учетом уточнения исковых требований, просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации в порядке, предусмотренном действующим законодательством, принять решение и провести капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>: системы отопления (теплоснабжения), водоснабжения (холодного), водоотведения; оборудования электроснабжения; фасада здания.
- подвальное помещение: монтаж дверей в количестве-2 шт.; розлив центрального отопления: монтаж стальных труб на полипропиленовые: диаметром 25мм-42м, диаметром 32мм-132м, диаметром 40мм-188м, диаметром 57мм-45м, диаметром 76мм-99м, диаметром 89мм-75м, монтаж задвижки шаровой флянцевой: диаметром 80мм-4 шт., диаметром 50мм-2шт.; монтаж вентиля муфтового: диаметром 25мм-56 шт., диаметром 32мм-6 шт., диаметром 40мм-8 шт.; розлив ХВС: монтаж стальных водопроводных труб на полипропиленовые: диаметром 76мм-60м., диаметром 50мм-110м.; диаметром 32м-140м, диаметром 25мм-141м, монтаж вентиля муфтового: диаметром 32мм-5шт., монтаж задвижки шаровой флянцевой: диаметр 80мм-1 шт., диаметром 50мм – 4 шт.; канализация: монтаж канализационной трубы диаметром 110 мм-130 м; монтаж тройника 45° диаметром 110 мм – 14 шт., монтаж тройника 90° диаметром 110 мм-16 шт., монтаж крестовины 45° диаметром 110 мм-12 шт., монтаж манжета диаметром 110 мм-20 шт.; монтаж отвода 45° диаметром 110 мм-15 шт., монтаж отвода 90° диаметром 110 мм-14 шт.; монтаж гофры диаметром 110 мм-20 шт.; электрощитовая: монтаж вставок ПН250А-6 шт.
- общедомовые инженерные сети: холодное водоснабжение: монтаж стальных водопроводных труб на полипропиленовые: диаметром 20мм-150м.; монтаж вентиля муфтового: диаметром 20мм-40шт.; установить систему горячего водоснабжения; произвести замену стальных труб: диаметром 20мм-140 м., монтаж вентиля муфтового: п/п диаметром 20 мм-80 шт.; электроснабжение: монтаж осветительных приборов на лестничных клетках (светодиодный светильник с датчиком движения ASD СПБ-2Д 310-20 20Вт.) - 8шт., монтаж кабеля ВВГ 3*1,5 - 100м., монтаж осветительных приборов в подвальном помещении НСП-100-10 шт., монтаж выключателей 1ОП-1КП-2 шт., монтаж кабель канала 25*25 - 100м;
- стены: межпанельные швы: ремонт, заделка мастикой - 130м2; парапет требует ремонта;
-ремонт отмостки – 30 м2;
- внутренние стены: внутриподъездная отделка: произвести частичную штукатурку –370м2, масляную окраску-240м2, окраску в/эмульсионными составами -430 м2;
- кровля: произвести замену кровли из рулонных материалов на скатную (проф.лист) – 923 м2 ;
- произвести монтаж защитных зонтов;
- провести монтаж оконных блоков – 24 шт., рам-24 шт.;
- провести монтаж тамбурных дверей – 6 шт.;
- установить малые архитектурные формы, урны, скамейки, беседки: урны – 6 шт., скамейки – 6 шт.; игровые площадки: монтаж новых игровых площадок согласно ГОСТа.
Определением суда от 21 июня 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Филиал «Восточный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (также - ФГАУ «Росжилкомплекс»), Государственная жилищная инспекция Забайкальского края, Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, Администрация городского поселения «Борзинское» и Администрацичмуниципального района «Борзинский район».
Протокольным определением суда от 18 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена войсковая часть 06705, в лице командира части.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора Борзинского гарнизона Барсуков А.Ю. поддержал заявленные исковые требования, с учётом уточнений, в полном объеме по указанным в нем основаниям.
В судебное заседание Министерство обороны Российской Федерации своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, о причинах неявки не сообщило, ходатайств, заявлений не представило. Ранее - представитель Кокарев Д.Г., действующий на основании надлежащей доверенности, представил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебное заседание представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не явился, извещен надлежащим образом, ранее - представитель Сараева В.С. представила письменные пояснения.
В судебное заседание Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов своего представителя не направил, извещен надлежащим образом.От представителя Сахтёровой Н.Г.поступили письменные пояснения.
В судебное заседание представитель администрации муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края Клыгина Ю.П., действующая на основании доверенности, не явилась, направила отзыв на исковое заявление, в котором оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Третьи лица - ФГАУ «Росжилкомплекс», филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу, войсковая часть 06705, Государственная жилищная инспекция Забайкальского края, Администрациягородского поселения «Борзинское» муниципального района Борзинский район Забайкальского края в судебное заседание представителей не направили, надлежащим образом извещены о дате проведения судебного заседания, ходатайств, заявлений не представили.
Суд, в порядке статьи 167 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (пункт 1).
Компетенция военного прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ закреплена пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 года№84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».
Из материалов дела следует, что основанием для обращения прокурора в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации послужил выявленный им факт необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, военный городок №, состояние которого создает угрозу жизни и здоровью не только для жильцов указанного дома, но и для других лиц, находящихся в нем.
Таким образом, подавая настоящее исковое заявление в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор действовал в рамках предоставленных ему полномочий в целях обеспечения соблюдения собственником законодательства о благоприятных и безопасных условиях проживания граждан.Поскольку установить всех лиц, не являющихся нанимателями жилых помещений, но находящихся в жилом доме, невозможно, прокурор правомерно предъявил иск в защиту неопределенного круга лиц.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ«Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункта 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительномупроектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов (подпункт 68 пункта 7 указанного положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения, на Министра обороны Российской Федерации и подведомственное ему Министерство возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, планов капитального строительства в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по содержанию имущества связана с необходимостью несения расходов по поддержанию его в надлежащем состоянии (проведение текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.д.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре. Таким образом, Минобороны России несет бремя содержания указанного имущества и обязано производить его капитальный ремонт.
В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) под капитальным ремонтом понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций нааналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии со ст. 55.24ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (пункты 6 - 8).
Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.
Судом установлено, что многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по адресу: военный городок №, <адрес> договором № управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ был передан на балансовый учет ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «СибТУИО» МО РФ), находился на праве оперативного управления ФГКУ «СибТУИО» МО РФ.
В соответствии с приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ право оперативного управления за ФГКУ «СибТУИО» МО РФ на недвижимое имущество прекращено, с одновременным закреплением на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс».
ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником военного прокурора Борзинского гарнизона капитаном юстиции Барсуковым А.Ю., с участием представителя войсковой части 06705 заместителя командира бригады по тылу - начальника тыла гвардии подполковника ФИО8, начальника домоуправления № ЖКС № (<адрес>) ФИО1 МО РФ (по ВВО) ФИО9, техника гарнизона филиала «Читинский Росжилкомплекс» ФИО10 произведен осмотр многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, о чем составлен Акт осмотра.В ходе осмотра установлено, что ФИО1 «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ осуществляет управление многоквартирным домом, который расположен по адресу: <адрес>, со следующими нарушениями:
- помещение подвала увлажнено по причине не изношенности инженерного оборудования, захламлено мусором и иными хозматериалами, подвальное помещение не имеет освещения, не проводится дезинфекция подвала, отмостка имеет изломы, подвальное помещение затоплено ввиду прорыва канализации, что является нарушением пунктов 3.4.5, 3.4.8, 4.1, 4.1.3, 4.1.7, 4.1.9, 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России №170 от 27 сентября 2003 года;
- нарушены правила содержания подъездов: частично отсутствует внутриколлекторный рукав перил, остекление оконных блоков отсутствует, местами повреждено остекление оконных блоков, нарушение штукатурного слоя, загрязнение стен и потолков, частично отсутствует на лестничных маршах плитка, не выполняется влажная протирка подоконников, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, дверных коробок, полотен дверей, дверных ручек и мытье окон, электрощитовые открыты, нарушены пункты 3.2, 4.8.14 Правил №170;
- не выполняется уборка придомовой территории (подметание), на придомой территории имеется мусор (окурки, полиэтиленовые пакеты и т.п.), нарушены п. 1.8, п. 3.6, п. 3.7 Правил №170;
- на крыше слуховые окна повреждены, разрушение двух вентиляционных шахт, наличие мусора и строительных материалов, повреждение кровельных металлических листов;
- требуется проведение инструментального обследования, поскольку исходя из его состояния, имеется наклон плиты боковой между чердачными и потолочными перекрытиями, что может повлечь выпадение плиты на фасаде здания над 5 этажом 3 подъезда;
- требуется установка пожарной сигнализации, отсутствуют пожарные гидранты.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником военного прокурора Борзинского гарнизона капитаном юстиции Барсуковым А.Ю. у начальника домоуправления № ЖКС № (<адрес>) ФИО1 МО РФ (по ВВО) ФИО11 отобраны объяснения, которая пояснила, что установленные нарушения возникли по причине нехватки рабочей силы, отсутствия строительных и иных необходимых материалов, отсутствия оперативности реализации заявок.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе председателя начальника домоуправления№(<адрес>) ЖКС № (<адрес>)ФИО11 и членов комиссии начальника ПУ 4 (<адрес>) ЖКС № (<адрес>) ФИО12, инженера отделения (ЖФ) ЖКС № (<адрес>) ФИО13 произведен осмотр многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (инв.№) в/г №, о чем составлен акт общего весеннего осмотра, в соответствии с которым многоквартирный жилой находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитального ремонта.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ военным прокурором Борзинского гарнизона в адрес начальника ЖКС № филиала ФИО1 «ФИО1» МО РФ по ВВО ФИО14 вынесено представление об устранении нарушений закона.
Из ответа начальника ЖКС № филиала ФИО1 «ФИО1» МО РФ по ВВО следует, что жилищный фонд г. Борзя был принят в управление и обслуживание ФИО1 «ФИО1» МО РФ в рамках договора управления № от ДД.ММ.ГГГГ. По условиям договора ФИО1 «ФИО1» МО РФ приняло на себя обязательства по управлению и обслуживанию общедомового имущества жилищного фонда, подведомственного Министерству обороныРоссии. При принятии указанного жилищного фонда в управление, ФИО1 «ФИО1» МО РФ был установлен факт необходимости проведения в нем капитального ремонта, поскольку жилые дома находятся в неудовлетворительном состоянии. В связи с этим ЖКС № <адрес> филиала ФИО1 «ФИО1» ФИО1 России по ВВО была проведена работа по включению данных МКЖ в «Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края».
Вместе с тем состояние МКД на текущий момент требует проведение данных работ безотлагательно и в оптимально короткие сроки, поскольку находятся в аварийном и предаварийном состоянии не позволяющим благоприятного проживания граждан в них.Работы текущего характера, выполняемые ЖКС № поддерживают инженерные системы МКД в работоспособном состоянии и позволяют избежать наступления чрезвычайных ситуаций и ухудшения состояния общедомового имущества.
ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией Забайкальского края в лице инженера - государственного жилищного инспектора отдела лицензирования и капитального ремонта Озёрской Т.А. на основании обращения главы городского поселения «Борзинское» Нехамкина В.Я.произведен визуальный осмотр крыши, фасада, внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, электроснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения жилого многоквартирного дома, находящегося по адресу: <адрес>.
На момент проведения осмотра установлено следующее.
Состояние кровельного покрытия неудовлетворительное: массовые протечки, многочисленные просадки, вздутия, трещины, разрывы, отслоения покрытия от основания, отсутствие частей покрытия, застой воды, лужи на поверхности кровли, наличие растительности. Примыкания кровельного покрытия к выступающим элементам кровли негерметичны и не защищены фартуками из оцинкованной стали. Разрушение вентиляционных шахт, парапета и ограждающей решетки. Вследствие постоянных протечек с крыши, на потолках и внутренних стенах дома наличие трещин, следов залива, сырости, плесени, проникновение воды в систему электроснабжения.
Фасад находится в неудовлетворительном состоянии:массовоеотслоение, выветривание раствора из стыков, повреждение фактурного облицовочного слоя панелей, промерзание стен. Отмотстка по периметру дома имеет повреждения, трещины, выбоины, просадки, частично отсутствует. Деревянные оконные блоки в подъездах поражены гнилью, древесина расслаивается, створки не открываются или выпадают, остекление частично отсутствует, все сопряжения нарушены, имеют место сквозные щели.
Внутридомовая инженерная система электроснабжения находится в неудовлетворительном состоянии: полная потеря эластичности изоляции проводов, значительные повреждения сетей и приборов, провесы проводов,наличие скруток, намокание системы электроснабжения из-за протечек крыши, перебои в работе системы электроснабжения.
Внутридомовые инженерные системы (трубопроводы теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения) находятся в неудовлетворительном состоянии: наличие капельных течей потрубопроводам, массовое повреждение трубопроводов (розливов и стояков), сильное поражение ржавчиной, следы больших ремонтов систем в виде хомутов, заварок и частичных замен трубопроводов, неудовлетворительная работа запорной арматуры, значительное нарушение теплоизоляции трубопроводов теплоснабжения. Отсутствует система теплоснабжения подъездов.
На основании данного осмотра Государственной инспекцией Забайкальского края был составлен акт осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ и дано заключение, чтокрыша, фасад, внутридомовые инженерные системы теплоснабжении, электроснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения жилого многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес> находятся в неудовлетворительном состоянии, и достигли уровня проведения капитального ремонта.
Выявленныекомиссиями нарушения до настоящего времени не устранены, ремонтные работы в отношении указанного здания не проведены, объект находится в эксплуатации при наличии признаков аварийности, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в многоквартирном доме людей, угрозу причинения вреда их имуществу.
Доказательств, опровергающих названные обстоятельства, стороной ответчика в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств необоснованности исковых требований, отсутствия оснований для проведения капитального ремонта.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
На территории Забайкальского края отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Забайкальского края от 29 октября 2013 года№ 875-ЗЗК «О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края».Порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта установлены статьями 12 - 13 вышеуказанного Закона.
В соответствии со статьей 13 Закона Забайкальского края от 29 октября 2013 года№875-ЗЗК предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта формируется исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим реализацию единой государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края, в порядке, установленном настоящей статьей, и утверждается Правительством Забайкальского края в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества за счет средств бюджета Забайкальского края, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, утверждена постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года №590.
В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года№590, с учетом внесенных в него изменений в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой многоквартирный, расположенный по адресу:<адрес>(приложение №, порядковые номера №) включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>на 2041-2043 годы.
Факт включения постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года №590многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в региональную программу проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, не освобождает Министерство обороны России, как собственника этого объекта недвижимости, от обязанностей по его содержанию. Основным источником финансирования работ, выполнение которых возможно в рамках реализации региональной программы, являются средства собственников, накапливаемые при оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт.
Согласно информации Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов по состоянию на 01 августа 2023 года по указанному многоквартирному дому поступили взносы в размере 331 493 рублей 78 копеек.
Таким образом, фактическое проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с региональной программой является невозможным из-за отсутствия финансирования услуг и работ по капитальному ремонту общедомового имущества со стороны Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пунктам 10, 14, 17 приложения №7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170 в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, входят: внутренняя отделка (восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах); вентиляция (замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции включая собственно вентиляторы и их электроприводы);внешнее благоустройство (ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников).
Требования прокурора об обязании Министерства обороны Российской Федерации принять решение и провести капитальный ремонт многоквартирного дома путем проведения следующих видов работ: ремонт отмостки-30м2; внутренние стены: внутриподъездная отделка: произвести частичную штукатурку - 370м2, масляную окраску-240м2; окраску в/эмульсионными составами – 430 м2;произвести монтаж защитных зонтов; установить малые архитектурные формы, урны, скамейки, беседки: урны – 6 шт., скамейки – 6 шт.; игровые площадки: монтажновых игровых площадок согласно ГОСТа, являются необоснованными, поскольку вышеуказанными положениями такие работы относятся к текущему ремонту.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, суд при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание объем работ, которые необходимо будет провести, необходимость соблюдения требований действующего законодательства в бюджетной сфере, а также сфере закупок муниципальных услуг, работ, суд полагает правильным установить срок для исполнения решения суда – двенадцать месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.35Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины только за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций.
Таким образом, поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы необходимо отнести за счет средств федерального бюджета.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворитьчастично.
Обязать Министерство обороны Российской Федерациипринять решение о включении в план капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также обеспечить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу проведение капитального ремонта кровли, фасада здания, внутридомовых инженерных систем отопления (теплоснабжения), электроснабжения, водоснабжения (холодного)данного многоквартирного жилого дома.
При осуществлении капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,произвести следующие виды работ:
- подвальное помещение: монтаж дверей в количестве-2 шт.; розлив центрального отопления: монтаж стальных труб на полипропиленовые: диаметром 25мм-42м, диаметром 32мм-132м, диаметром 40мм-188м, диаметром 57мм-45м, диаметром 76мм-99м, диаметром 89мм-75м, монтаж задвижки шаровой флянцевой: диаметром 80мм-4 шт., диаметром 50мм-2шт.; монтаж вентиля муфтового: диаметром 25мм-56 шт., диаметром 32мм-6 шт., диаметром 40мм-8 шт.; розлив ХВС: монтаж стальных водопроводных труб на полипропиленовые: диаметром 76мм-60м., диаметром 50мм-110м.; диаметром 32м-140м, диаметром 25мм-141м, монтаж вентиля муфтового: диаметром 32мм-5шт., монтаж задвижки шаровой флянцевой: диаметр 80мм-1 шт., диаметром 50мм – 4 шт.; канализация: монтаж канализационной трубы диаметром 110 мм-130 м; монтаж тройника 45° диаметром 110 мм – 14 шт., монтаж тройника 90° диаметром 110 мм-16 шт., монтаж крестовины 45° диаметром 110 мм-12 шт., монтаж манжета диаметром 110 мм-20 шт.; монтаж отвода 45° диаметром 110 мм-15 шт., монтаж отвода 90° диаметром 110 мм-14 шт.; монтаж гофры диаметром 110 мм-20 шт.; электрощитовая: монтаж вставок ПН 250 А-6 шт.
- общедомовые инженерные сети: холодное водоснабжение: монтаж стальных водопроводных труб на полипропиленовые: диаметром 20мм-150м.; монтаж вентиля муфтового: диаметром 20мм-40шт.; установить систему горячего водоснабжения; произвести замену стальных труб: диаметром 20мм-140 м., монтаж вентиля муфтового: п/п диаметром 20 мм-80 шт.; электроснабжение: монтаж осветительных приборов на лестничных клетках (светодиодный светильник с датчиком движения ASD СПБ-2Д 310-20 20Вт.) - 8шт., монтаж кабеля ВВГ 3*1,5 - 100м., монтаж осветительных приборов в подвальном помещении НСП-100-10 шт., монтаж выключателей 1ОП-1КП-2 шт., монтаж кабель канала 25*25 - 100м;
- стены: межпанельные швы: ремонт, заделка мастикой - 130м2; ремонт парапета;
- кровля: произвести замену кровли из рулонных материалов на скатную (проф.лист) – 923 м2 ;
- провести монтаж оконных блоков – 24 шт., рам-24 шт.;
- провести монтаж тамбурных дверей – 6 шт.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда, через Борзинский городской суд Забайкальского края с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.С. Судовцев
Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2023 года.