К делу № 2-1199/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2016 год Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Костюк А.А.
при секретаре Самоваровой Е.С.
с участием представителя истца Музыченко О.А.
ответчика Кравченко М.М.
его представителя Маслова Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Государственной компании «Российские автомобильный дороги» (ГК «Автодор») к Кравченко М. М. об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации
УСТАНОВИЛ
Истец обратился в суд с иском к ответчику о прекращении право собственности путем изъятия земельного участка с кадастровым номером № площадью 17 522 кв.м., из категории земель населенных пунктов - под объекты административно-делового назначения: административные здания, офисы, расположенного по адресу: <адрес> для федеральных нужд, с предварительной выплатой ему равноценного возмещения истцом в размере 1 506 892 рублей; признании право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
В обоснование иска указал, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2011г. года № 77 «О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти» распоряжением Федерального дорожного агентства от 11.11.2013 № 1867-р утверждена документация по планировке территории объекта: «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1119,5 - км 1319, км 1373 - км 1383, Краснодарский край. Реконструкция автомагистрали М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1250 - км 1319, км 1373+906 - км 1383+036, Краснодарский край».
Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта: «Реконструкция автомагистрали М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1250 - км 1319, км 1373+906 - км 1383+036, Краснодарский край», подлежат изъятию для государственных нужд Российской Федерации и предоставлению в аренду ГК «Автодор».
19.03.2014 г. Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) принято распоряжение № 427-р «Об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Реконструкция автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1265 - км 1319, Краснодарский край», согласно которому подлежит изъятию путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации попадающий в полосу отвода земельный участок с кадастровым номером №, площадью 17 522 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 17 522 кв.м., был снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Ответчика, поданного им в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю. После чего, Ответчиком выполнены кадастровые работ по разделу земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 26 000 кв.м., и образованы: земельный участок площадью 5 524 кв.м., с кадастровым номером №, и земельный участок, площадью 20 476 кв.м., с кадастровым номером №.
С целью образования земельного участка, подлежащего изъятию, повторно проведены кадастровые работы, произведен раздел земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 20 476 кв.м., и образован земельный участок с кадастровым номером № 17 522 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 20 476 кв.м., из категории земель населенных пунктов - под объекты административно-делового назначения: административные здания, офисы, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Кравченко М.М.
В судебном заседании представитель истца уточнила исковые требования и просила суд изъять у ответчика для нужд Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 23:07:0602019:77, площадью 17 522 кв.м., из категории земель населенных пунктов - под объекты административно-делового назначения: административные здания, офисы, расположенного по адресу: Россия, <адрес> с выплатой ответчику Кравченко М. М. возмещения истцом суммы в размере 1 486 000 руб., установленной заключением эксперта Экспертный <адрес> В обоснование иска сослалась на доводы, изложенные в заявлении, и также пояснила, что судом необоснованно была назначена повторная судебная экспертиза по делу, согласно которой стоимость земельного участка определена в сумме более 26 000 000 руб. Данная сумма не подлежит применению, поскольку на момент издания распоряжения об изъятии земельного участка его категория была для сельскохозяйственного использования. Ответчик в нарушение законодательства изменил категорию и назначение земельного участка.
Ответчик и его представитель в судебном заседании не возражали против удовлетворения иска в части изъятия земельного участка, однако, просили выплатить ответчику стоимость земельного участка указанную в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ равную 26 926 600 руб.
Третьи лица администрация МО Динской район и администрация Пластуновского сельского поселения в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив исковое заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 49 Земельного кодекса РФ необходимость размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения является основанием для изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 17.07.2009 г. № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ о ГК «Автодор») Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (далее по тексту - ГК «Автодор») является заказчиком работ по строительству автомобильных дорог на основании программы деятельности Государственной компании на долгосрочный период, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Программа деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы) утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 2146-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 14.11.2011 г. № 1989-р, от24.04.2013г. № 672-р) (далее по тексту - программа). Мероприятиями программы предусмотрено проведение комплекса работ по проектированию, подготовке территории и строительству (реконструкции) автомагистралей и скоростных автомобильных дорог Государственной компании для организации их эксплуатации, в том числе осуществляются мероприятия по реализации проекта «Реконструкция автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1250 - км 1319, Краснодарский край».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2011 года № 77 «О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти» распоряжением Федерального дорожного агентства от 11.11.2013 № 1867-р утверждена документация по планировке территории объекта: «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж. Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1119.5 - км 1319, км 1373 - км 1383, Краснодарский край. Реконструкция автомагистрали М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1250-км 1319, км 1373+906-км 1383+036. Краснодарский край».
Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта: «Реконструкция автомагистрали М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1250 - км 1319, км 1373+906 - км 1383+036, Краснодарский край», подлежат изъятию для государственных нужд Российской Федерации и предоставлению в аренду ГК «Автодор».
Поручением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 18.11.2010 г. № 01-24/13318 Государственной компании «Российские автомобильные дороги» предписано осуществлять полномочия, связанные с изъятием земельных участков для государственных нужд Российской Федерации, предусмотренные подпунктом 5.4.(13) Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. № 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» и статьей 37 Федерального закона от 17.07.2009 г. № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно документации по планировке территории, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от 11.11.2013 № 1867-р, (чертеж проекта межевания, лист № 4) в границы реконструкции объекта: «Реконструкция автомагистрали М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1250 - км 1319, км 1373+906 - км 1383+036, Краснодарский край» попадает часть земельного участка с кадастровым номером 23:07:0602019:57, площадью 16 808 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 26 000 кв.м.
После утверждения документации по планировке территории были проведены кадастровые работы по образованию из земельного участка с КН 23:07:0602019:57, общей площадью 26 000 кв.м., земельного участка с КН 23:07:0602019:60, общей площадью 17 522 кв.м.
Разница в площади образуемого и образованного земельного участка (17 522 кв.м. – 16 808 кв.м. = 714 кв.м.) обусловлена наличием технической ошибки в документации по планировке территории, при этом, при сопоставлении координат образуемого земельного участка из документации по планировке территории, его площадь составляет 17 522 кв.м. Кроме того, допущенная техническая ошибка не приводит к увеличению площади более чем на 10%, что является допустимым.
19.03.2014 года Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) принято распоряжение № 427-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Реконструкция автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1265 - км 1319, Краснодарский край», согласно которому подлежит изъятию путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации попадающий в полосу отвода земельный участок с кадастровым номером № 17 522 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 17 522 кв.м., был снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ответчика Кравченко М.М., поданного им в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю. После чего, ответчиком выполнены кадастровые работ по разделу земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 26 000 кв.м., и образованы: земельный участок площадью 5 524 кв.м., с кадастровым номером № и земельный участок, площадью 20 476 кв.м., с кадастровым номером №
С целью образования земельного участка, подлежащего изъятию, повторно проведены кадастровые работы, произведен раздел земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 20 476 кв.м., и образован земельный участок с кадастровым номером № площадью 17 522 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 20 476 кв.м., из категории земель населенных пунктов - под объекты административно-делового назначения: административные здания, офисы, расположенный по адресу: Россия, <адрес>» принадлежит на праве собственности Кравченко М.М.
В соответствии с п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Из п. 12 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ следует, что если решение об изъятии принято на основании ходатайства Государственной компании «Российские автомобильные дороги», соглашение об изъятии недвижимости заключается от имени Российской Федерации указанной Государственной компанией в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом подписание такого соглашения со стороны федерального органа исполнительной власти не требуется.
Согласно п. 2 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с п. 6 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Пунктом 7 ст. 56.10 ЗК РФ установлено, что организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении.
27.11.2015г. с сопроводительным письмом от 20.11.2015г. № ГК «Автодор» отправлен Кравченко М.М. проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд (приложения № к соглашению) и актом приема-передачи земельного участка (приложение № к соглашению) и листом согласования, а также отчетом №-О от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 1 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В соответствии с п. 2 названной статьи при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Из п. 1 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ следует, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей установленных настоящей статьей.
Размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером № определен истцом в соответствии с отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии земельного участка с кадастровым номером № для государственных нужд Российской Федерации» составленным оценщиком ООО «ГЕО Инвест-Информ». Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №77 в связи с досрочным прекращением своих обязательств составила 1 506 892 рубля 00 копеек.
Определением Динского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу назначалась судебная экспертиза для установления рыночной стоимости спорного земельного участка и установления размера убытков, причиненных изъятием земельного участка.
Согласно выводов заключения эксперта ООО «Экспертный дом» от 28.06.2016г. № 16.223 следует, что рыночная стоимость земельного участка с КН №, площадью 17522 кв.м., по адресу: <адрес>» составляет 1 486 000 рублей. Размер убытков, причиненных правообладателю изъятием для государственных нужд указанного земельного участка составляет 0 рублей.
Истец, не согласившись с выводами вышеуказанного экспертного заключения, ходатайствовал о назначении повторной судебной оценочной экспертизы. Его ходатайство судом было удовлетворено и по делу назначена повторная экспертиза.
Согласно выводов заключения эксперта ООО «Производственно-коммерческая фирма «Уран-Сервис» №-О от 31.10.2016г. рыночная стоимость имущества: земельный участок с кадастровым номером № площадью 17 522 кв.м., из категории земель населенных пунктов – под объекты административно-делового назначения: административные здания, офисы, расположенный по адресу: <адрес>, в границах СПК «Красная звезда» принадлежит на праве собственности Кравченко М.М. составляет 26 926 600 рублей по состоянию на 18.03.2014г.
Согласно п. 1 ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 ст. 282 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В связи с тем, что Кравченко М.М. соглашение о выкупе изымаемого для федеральных нужд земельного участка не подписал, истец обратился с настоящим иском в суд с целью принудительного изъятия земельного участка.
Ответчик не возражал против изъятия земельного участка, не согласившись с выкупной ценой.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным изъять для государственных нужд вышеназванный земельный участком.
Что касается определения выкупной цены, то суд считает необходимым исходить из заключения эксперта ООО «Производственно-коммерческая фирма «Уран-Сервис» №-О от 31.10.2016г. по следующим основаниям:
В заключение эксперта ООО «Производственно-коммерческая фирма «Уран-Сервис» при определении рыночной стоимости земельного участка эксперт исходил из того, что спорный земельный участок из категории земель населенных пунктов – под объекты административно-делового назначения: административные здания, офисы, в соответствии с решением Совета Пластуновского сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ находится на землях населенных пунктов, а в ранее проведенной экспертизе и в отчете, предоставленным истцом, о рыночной стоимости указано, что спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. Данное обстоятельство является существенным, поскольку расположение земельного участка на землях населенных пунктов значительно увеличивает его стоимость.
Кадастровая стоимость изымаемого земельного участка составляет 28 679 483 руб. /т. 1 л.д. 49/, тогда как рыночная по заключению эксперта 26 926 000 руб.
Согласно письма главы администрации Пластуновского сельского поселения исходный земельный участок с кадастровым номером 23:07:0602019:57, из которого был выделен спорный земельный участок, включен в границы населенного пункта ст. Пластуновской на основании вышеуказанного решения Совета от 26.04.2012 года /т. 1 л.д. 200/.
Таким образом, на дату принятия решения об изъятии земельного участка, принадлежащего Кравченко М.М., (19.03.2014 года) он уже находился в границах населенных пунктов. Проектная документация на объект «Реконструкция ФАД М-4 Дон» поступила в ИСОГД МО Динской район от ГК КТУ «Российские автомобильные дороги» 20.07.2015 года по письму 24/2937-КрТУ от 7.10.2014 года, то есть после утверждения генерального плана. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом первого заместителя главы МО Динской район на имя заместителя начальника Краснодарского территориального управления ГК «Российские автомобильные дороги» /т. 1 л.д. 201/.
В соответствии с п. 2 ст. 16 федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок, осуществляется на основании заявления о государственном кадастровом учете и необходимых, в соответствии с Законом о кадастре, для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Порядок и перечень документов, в соответствии с которыми в государственный кадастр недвижимости вносятся изменения в сведения о категории земель земельных участков, установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон №172-ФЗ) и Законом о кадастре.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В соответствии со ст. 15 Закона о кадастре и пунктом 5 (1) Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений ГКН, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения ГКН, а так же требования к формату таких документов в электронной форме (далее - Правила), утвержденных Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае утверждения генерального плана либо внесения в него изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден или изменен генеральный план, включая сведения об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 20 тех же Правил сведения, содержащиеся в документах, полученных органом кадастрового учета, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. При невозможности внесения в государственный кадастр недвижимости содержащихся в документах сведений из-за несоответствия их формата и (или) содержания требованиям, предусмотренным настоящими Правилами, орган кадастрового учета в течение 5 рабочих дней формирует запрос об уточнении представленных данных и направляет его органу государственной власти или органу местного самоуправления, представившему указанные документы.
Также суд принимает во внимание, что сам истец в своих уточненных исковых требованиях также указывает категорию и назначение изымаемого земельного участка: категории земель населенных пунктов - под объекты административно-делового назначения: административные здания, офисы.
Кроме того, в заключение эксперта ООО «Экспертный дом» указана рыночная стоимость земельного участка, однако не указано по состоянию на какую дату установлена эта рыночная стоимость. Тогда как в соответствии с п. 5 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
Решение об изъятии земельного участка у ответчика было принято 19 марта 2014 года. В заключение эксперта ООО «Производственно-коммерческая фирма «Уран-Сервис» рыночная стоимость определена по состоянию на 18 марта 2014 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об установлении выкупной стоимости земельного участка по заключению эксперта ООО «Производственно-коммерческая фирма «Уран-Сервис».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Государственной компании «Российские автомобильный дороги» (ГК «Автодор») к Кравченко М. М. об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации – удовлетворить частично.
Изъять у Кравченко М. М. для нужд Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №, площадью 17 522 кв.м., из категории земель населенных пунктов - под объекты административно-делового назначения: административные здания, офисы, расположенного по адресу: Россия, <адрес>», с выплатой ему возмещения истцом Государственной компанией «Российские автомобильный дороги» (ГК «Автодор») в размере 26 926 600 руб., - в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 2 декабря 2016 года.
Председательствующий