Решение по делу № 33-3723/2018 от 20.06.2018

Судья Платто Н.В. Дело № 33-3723/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Е.А.,

судей Сусловой Н.А., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Буткиной А.В.

рассмотрела в судебном заседании <Дата обезличена> дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> года, которым возложена на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части дворового проезда общего пользования вдоль дома №<Адрес обезличен> путем организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна и тротуара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52766-2007.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснение прокурора Чершкуте Я.В., представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Зембецкой М.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО ГО "Сыктывкар" об обязательстве в срок до <Дата обезличена> обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части дворового проезда общего пользования вдоль дома <Адрес обезличен> путем организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 и тротуара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007. В обоснование иска указано, что на всем протяжении дворового проезда общего пользования в районе названного дома дорожное полотно находится в неудовлетворительном состоянии, а также отсутствует тротуар, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар", ООО "Управляющая компания Управление ремонтно-эксплуатационными компаниями" (ООО "УК УРЭК") и ООО "Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания" (ООО "УРЭК").

В судебном заседании представители истца и представитель третьих лиц ООО "УК УРЭК" и ООО "УРЭК" Лаптев А.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Андрушко Я.Н. и представитель ответчика Зембецкая М.А., представляющая также интересы третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар", с иском не согласились, указав, что названная обязанность не может быть возложена на администрацию МО ГО "Сыктывкар", поскольку земельный участок, на котором прокурор просит обустроить тротуар, находится в собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома №47 по ул.Первомайская г.Сыктывкара.

Представители третьих лиц МКП "Дорожное хозяйство" и ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару в судебное заседание не явились, извещены, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" Зембецкая М.А. просит его отменить, так как земельный участок д. <Адрес обезличен> имеет кадастровый номер <Номер обезличен> с определением границ земельного участка, то есть обслуживание дворовой территории, в том числе проезда и тротуара, находится в ведении управляющей компании.

Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" Андрушко Я.Н., представитель ООО "Управляющая компания Управление ремонтно-эксплуатационными компаниями" и ООО "Управляющая ремонтно-эксплуатационная компания" Лаптев А.В., представитель МКП "Дорожное хозяйство" Габов М.С., ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

От прокуратуры г. Сыктывкара поступили возражения на апелляционную жалобу, ходатайств от сторон не поступило. Препятствий для рассмотрения жалобы не установлено.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы настоящего дела, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Судом установлено, что в рамках проведенной прокуратурой г.Сыктывкара проверки было выявлено, что в дворовом проезде общего пользования в районе дома №47 по ул.Первомайская г.Сыктывкара на всем протяжении проезжей части имеются многочисленные просадки и выбоины, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельной выбоины составили: по длине - 260 см, ширине - 180 см и глубине - 7,5 см, имеются повреждения (разрушения) бортовых камней, отклонения бортовых камней от его проектного положения, что не соответствует требованиям п.4.4.5 ГОСТ Р 50597-93. Также вдоль дома №47 по ул.Первомайская отсутствуют тротуары, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении искового заявления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обязанность по содержанию дороги, пролегающей вдоль дворовой территории в районе дома № 47 по ул.Первомайская г.Сыктывкара, в силу закона возложена на администрацию МО ГО "Сыктывкар", как исполнительный орган местного самоуправления, и ею ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности и должным образом не обеспечивается содержание дороги, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что администрация МО ГО "Сыктывкар" не предприняла своевременно все необходимые и достаточные меры по организации должным образом надлежащего состояния дворовой территории в районе дома №47 по ул.Первомайская г.Сыктывкара.

Судебная коллегия считает вывод суда законным и обоснованным.

В силу положений ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона).

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

В силу пунктов 3.1.1., 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги являются линейными объектами; под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Разрешая данный спор, суд первой инстанции, применив к спорным правоотношениям положения приведенных норм материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО "Сыктывкар" о том, что земельный участок дома № <Адрес обезличен> имеет кадастровый номер <Номер обезличен> с определением границ земельного участка, в связи с чем обслуживание дворовой территории, в том числе проезда и тротуара, находится в ведении управляющей компании и на администрации МО ГО "Сыктывкар" не может быть возложена обязанность по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна и обустройству тротуара в соответствии с ГОСТом, судебной коллегией не могут быть признаны обоснованными в виду следующего.

В силу положений ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Статьей 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Администрация МО ГО "Сыктывкар", являясь исполнительным органом местного самоуправления и собственником местных дорог общего пользования, обязана содержать автомобильные дороги в пределах территории города в соответствии с требованиями технических регламентов.

Довод апелляционной жалобы о том, что обслуживание спорного участка дороги должно осуществляться управляющей компанией, не может быть принят во внимание, поскольку участок дороги вдоль дома № <Адрес обезличен> предназначен для прохода пешеходов, подъезда личного транспорта и иных транспортных средств специального назначения к жилым домам и нежилым зданиям, т.е. является дорогой общего пользования в границах муниципального образования.

Таким образом, поскольку выявленные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований к администрации МО ГО "Сыктывкар", которая не осуществила мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на территории МО ГО "Сыктывкар".

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия    

о п р е д е л и л а :

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3723/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура г. Сыктывкара
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Другие
ООО Управляющая компания Управление ремонтно-эксплуатационными компаниями (ООО УК УРЭК)
УЖКХ АМО ГО Сыктывкар
ООО УК УРЭК
ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару
МКП Дорожное хозяйство
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Суслова Н А
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
28.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее