Судья Привалова М.А. | № 33-1572-2024 УИД 51RS0021-01-2023-001503-07Мотивированное определение изготовлено 27.04.2024 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 24 апреля 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Тищенко Г.Н. |
судей | Булыгиной Е.В. |
при секретаре | Брандиной Н.В.Малик А.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9/2024 по иску прокурора города Североморска к Администрации ЗАТО г. Североморск, МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» об обязании совершить определенные действия
по апелляционным жалобам администрации ЗАТО г. Североморск, МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» на решение Североморского районного суда Мурманской области от 23 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Булыгиной Е.В., объяснения представителя администрации ЗАТО г. Североморск, КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск, КИО администрации ЗАТО г.Североморск Ватлиной А.А., МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» Бевзюк Е.П., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения относительно доводов апелляционной жалобы старшего помощника прокурора г.Северомосрка Малышевой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор г. Североморска Мурманской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному казенному учреждению «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» (далее МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск»), Администрации ЗАТО г. Североморск о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Североморска проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы устройства и содержания детских игровых и спортивных площадок.
По результатам проверки оборудования детских площадок были выявлены многочисленные нарушения и неисправности на детских игровых площадках, расположенных: на ул. Авиаторов, д. 8 (земельный участок 51:06:0030203:57), на ул. Гаджиева, д. 9 (земельный участок 51:06:02030111:63), на ул. Гвардейская, д. 16-20 (земельный участок 51:06:0030203:1115), ул. Гвардейская, д. 43-45 (земельный участок 51:06:0030202:13), в Городском парке (земельный участок 51:06:0030107:220), на ул. Пионерская, д. 29 (земельный участок 51:06:0030106:1526), на спортивной площадке расположенной на ул. Гвардейская, д. 24а, на спортивной площадке, расположенной на ул. Гвардейская, д. 43-45 (земельный участок 51:06:0030202:13) - в г. Североморске.
Выявленные недостатки нарушают установленные нормы и правила ГОСТ, что, в свою очередь, создает опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних детей, в связи с чем, просит суд обязать МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» в течение одного года с вступления решения суда в законную силу привести детские игровые и спортивные площадки в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52025-2021, ГОСТ Р 52167-2012, ГОСТ Р 52168-2012, ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 5230-2013, а именно:
на детской игровой площадке, расположенной в г. Североморск на ул. Авиаторов, д. 8 (земельный участок 51:06:0030203:57) заменить горку, заменить качели с жесткими элементами подвесов на качели с элементами подвесов в виде канатов или цепей, восстановить уровень песка в песочнице;
на детской игровой площадке, расположенной в г. Североморск на ул. Гаджиева, д. 9 (земельный участок 51:06:02030111:63) заменить детский игровой комплекс, заменить горку; заменить качели с жесткими элементами подвесов на качели с элементами подвесов в виде канатов или цепей;
на детской игровой площадке, расположенной по адресу: г. Североморск на ул. Гвардейская, д. 16-20 (земельный участок 51:06:0030203:1115) обеспечить чистоту оборудования и покрытий; восстановить уровень песка в песочнице; заменить качели с жесткими элементами подвесов на качели с элементами подвесов в виде канатов или цепей; произвести ремонт игрового объекта «Автобус»;
на спортивной площадке, расположенной по адресу: г. Североморск, ул. Гвардейская, д. 24а (земельные участки 51:06:0030203:1154, 51:06:0030203:36) выполнить ремонтные работы трибуны - установить сидения; установить сетки на баскетбольные корзины;
на детской игровой площадке, расположенной по адресу: г. Североморск на ул. Гвардейская, д. 43-45 (земельный участок 51:06:0030202:13) заменить качели с жесткими элементами подвесов на качели с элементами подвесов в виде канатов или цепей; заменить горку; заменить детский игровой комплекс;
на спортивной площадке, расположенной по адресу: г. Североморск, ул. Гвардейская, д. 43-45 (земельный участок 51:06:0030202:13) заменить покрытие спортивной площадки, заменить спортивное оборудование - ТС-229 «Подтягивание +Жим», ТС -235 «ЖИМ ногами + Флеке», ТС-105 «Орбитек», «Скамья для пресса»;
на детской игровой площадке, расположенной по адресу: в г. Североморск, Городской парк (земельный участок 51:06:0030107:220) установить информационную табличку, восстановить целостность резинового покрытия, восстановить крепежные элементы игрового оборудования «Сетка с вращением», произвести ремонт крепежной цепи качели;
на детской игровой площадке, расположенной по адресу: в г. Североморск, на ул. Инженерная, д. 7 (земельный участок 51:06:0030105:134) заменить изношенную горку;
на детской игровой площадке, расположенной по адресу: в г. Североморск, ул. Пионерская, д. 29 (земельный участок 51:06:0030106:1526) заменить горку, восстановить ударопоглощающее покрытие в зоне приземления с горки, заменить качели с жесткими элементами подвесов на качели с элементами подвесов в виде канатов или цепей, заменить карусель.
В соответствии с п. 7.7 ГОСТ Р 52301-2023, п. 7.7 ГОСТ Р 55679-2013 до замены детского игрового и спортивного оборудования, указанного в п. 1, принять меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием.
Обязать администрацию ЗАТО г. Североморск осуществить финансовое обеспечение МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» на выполнение работ по приведению игровых и спортивных площадок в соответствие с требованиями ГОСТов.
Определением суда от 23 января 2024 года производство по делу в части исковых требований, заявленных в отношении детских игровых площадок, расположенных по адресам: г. Североморск, ул. Гвардейская, д. 24 а; г. Североморск, ул. Полярная, д. 4; г. Североморск, ул. Северная Застава, д. 36, прекращено в связи с отказом истца от требований.
Судом принято решение, которым исковые требования прокурора г. Североморска Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично.
Суд постановил:
«Обязать МКУ «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» (ИНН 5110003476) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу привести детские игровые и спортивные площадки в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52025-2021, ГОСТ Р 52167-2012, ГОСТ Р 52168-2012, ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 5230-2013, и в течении месяца принять меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием в соответствии с п. 7.7 ГОСТ Р 52301-2023, п. 7.7 ГОСТ Р 55679-2013 до замены детского игрового и спортивного оборудования:
- на детской игровой площадке, расположенной в г. Североморск на ул. Авиаторов, д. 8 (земельный участок 51:06:0030203:57) заменить горку;
- на детской игровой площадке, расположенной по адресу: г. Североморск на ул. Гвардейская, д. 16-20 (земельный участок 51:06:0030203:1115) обеспечить чистоту оборудования и покрытий; восстановить уровень песка в песочнице; заменить качели с жесткими элементами подвесов на качели с элементами подвесов в виде канатов или цепей; произвести ремонт игрового объекта «Автобус»;
на спортивной площадке, расположенной по адресу: г. Североморск, ул. Гвардейская, д. 24а (земельные участки 51:06:0030203:1154, 51:06:0030203:36) выполнить ремонтные работы трибуны - установить сидения; установить сетки на баскетбольные корзины;
на детской игровой площадке, расположенной по адресу: в г. Североморск, Городской парк (земельный участок 51:06:0030107:220) установить информационную табличку, восстановить целостность резинового покрытия, восстановить крепежные элементы игрового оборудования «Сетка с вращением», произвести ремонт крепежной цепи качели;
на детской игровой площадке, расположенной по адресу: в г. Североморск, на ул. Инженерная, д. 7 (земельный участок 51:06:0030105:134) заменить изношенную горку;
на детской игровой площадке, расположенной по адресу: в г. Североморск, ул. Пионерская, д. 29 (земельный участок 51:06:0030106:1526) заменить горку, восстановить ударопоглощающее покрытие в зоне приземления с горки, заменить качели с жесткими элементами подвесов на качели с элементами подвесов в виде канатов или цепей, заменить карусель.
Обязать администрацию ЗАТО г. Североморск (ИНН 5110120236), организовать финансирование мероприятий по приведению детских и спортивных площадок в соответствии с вышеуказанными требованиями.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора г. Североморска Мурманской» области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск», Администрации ЗАТО г. Североморск о возложении обязанности совершить определенные действия отказать».
В апелляционной жалобе представитель администрации ЗАТО г.Североморск Ватлина А.А., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить.
В жалобе приводит доводы о том, что судом не исследована обязанность и возможность главного распорядителя бюджетных средств в отношении муниципальных учреждений профинансировать такие мероприятия.
Отмечает, что из анализа законодательства Российской Федерации, регулирующего рассматриваемые правоотношения, не следует установление равенства между принципом подведомственности расходов бюджетов и обязанностью ГРБС по финансированию мероприятий казенного учреждения.
Принцип подведомственности расходов бюджетов заключается в доведении главным распорядителем бюджетных средств до учреждений денежных средств, которые в свою очередь доведены до главного распорядителя в соответствии с лимитами бюджетных обязательств и на основании бюджетной росписи.
Приводя закрепленный законодательно порядок доведения лимитов бюджетных средств, указывает, что главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно не может произвести финансирование мероприятий по приведению детских и спортивных площадок в соответствие с требованиями ГОСТа в силу того, что такое финансирование не зависит от главного распорядителя бюджетных средств.
Ссылаясь на пункт 44 Технического регламента евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», утвержденного 17.05.2017 №ТР ЕАЭС 042/2017), приводит доводы о том, что МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск в силу закона обязано производить только ремонт и демонтаж игрового оборудования, а не его замену.
В соответствии с Приказом Минстроя России № 897/пр Минспорта России № 1128 от 27.12.2019 «Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры» ремонт оборудования целесообразно производить, если это установлено производителем данного оборудования, в иных случаях оборудование рекомендуется заменять. При этом замена отдельной части является внесением конструктивных изменений в него, что в дальнейшем может повлиять на безопасность его использования.
При таких обстоятельствах, с учетом ответа производителя игрового оборудования АО «КСИЛ» полагает незаконным вывод суда о возложении на учреждение обязанности по замене игрового оборудования на детской площадке на адресам: ул.Инженерная д.7 и ул.Авиаторов д.8, поскольку конструктив игрового оборудования, расположенного на них, не позволяет провести отдельно замену/ремонт изношенных элементов.
В связи с отсутствием на момент судебного решения на балансе учреждения качелей с жесткими элементами подвесов на детских игровых площадках в г.Североморск по ул.Гвардейская д. 16-20 и на ул.Пионерская д.29, поскольку они демонтированы, их невозможно заменить на качели с элементами подвесов в виде канатов или цепей.
В апелляционной жалобе директор МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» Ухарев К.Н., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить.
В жалобе приводит доводы о том, что в отношении находящегося в оперативном управлении Учреждения игрового оборудования Учреждение уполномочено осуществлять контроль за его техническим состоянием и контроль за соответствием требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт, а также демонтаж и удаление с игровой площадки оборудования, неисправности которого невозможно устранить.
Ссылаясь на пункт 44 Технического регламента евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», утвержденного 17.05.2017 №ТР ЕАЭС 042/2017), приводит доводы о том, что МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск в силу закона обязано производить только ремонт и демонтаж игрового оборудования, а не его замену.
Отмечает, что на земельных участках, находящихся в собственности собственников многоквартирных домов, где обслуживание детских площадок возложено на управляющие организации в соответствии с договором управления, а благоустройство придомовой территории решается путем проведения общего собрания собственников помещений оснований для возложения обязанности на Учреждение по установке нового оборудования не имеется.
Обращает внимание на то, что замена игрового оборудования представляет собой совокупность действий по демонтажу оборудования неисправного и/или с истекшим сроком службы и установке нового оборудования взамен демонтированного.
Соответственно, считает не основанным на законе возложение на Учреждение обязанности по замене горок, расположенных на детских площадках на ул.Авиаторов д.8, Инженерная д.7 в г. Североморске, качелей с жесткими элементами подвесов, расположенных на детских площадках на ул.Гвардейской д.16-20, ул.Пионерская д.29 в г. Североморске, карусели, расположенной на детской площадке в г. Североморск, ул.Пионерская д.29.
Кроме того, в материалы дела представлены документы о произведенном демонтаже указанных качелей, а также решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов от 29.12.2022 №0000-000013, в связи с чем приводит доводы о невозможности произвести их замену на качели с элементами подвесов в виде канатов или цепей и решение в указанной части не отвечает принципу исполнимости.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ЗАО «КСИЛ», ООО «УК «Североморец», ООО «Фортуна», ООО «УК «Альфа», ООО «Североморскжилкомхоз», ООО «УК Авиагородок», ООО «Инвест ЖКХ», извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе в порядке, предусмотренном статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельности которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Согласно пункту 1 статьи 4 названного Закона целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Пунктом 1 статьи 12 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит понятие правил благоустройства территории муниципального образования как муниципального правового акта, устанавливающего на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Статьей 16 указанного Закона создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения.
Решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 02.04.2014 № 517 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования ЗАТО г. Североморск» к элементам благоустройства относится игровое и спортивное оборудование.
Игровое и спортивное оборудование на территории ЗАТО г. Североморск представлено игровыми, физкультурно-оздоровительными устройствами, сооружениями и (или) их комплексами.
Игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным. Целесообразно применять модульное оборудование, обеспечивающее варианты сочетаний элементов.
Спортивное оборудование предназначено для всех возрастных групп населения, размещается на спортивных, физкультурных площадках либо на специально оборудованных пешеходных коммуникациях (тропы здоровья) в составе объектов рекреации. Спортивное оборудование в виде специальных физкультурных снарядов и тренажеров может быть только промышленного изготовления. При размещении необходимо руководствоваться каталогами сертифицированного оборудования. (раздел 2, т. 1 л.д.47).
Требования к техническим характеристикам оборудования детских игровых площадок, его установке и эксплуатации установлены государственными стандартами, в том числе ГОСТом Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.013 г. N 182-ст) (далее - ГОСТ Р 52301-2013), который распространяется на оборудование детских игровых площадок, предназначенное для индивидуального и коллективного пользования, а также устанавливает общие требования безопасности при монтаже, эксплуатации оборудования всех типов; ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" (утв. приказом Росстандарта от 23.11.2012 г. N 1148-ст) (далее - ГОСТ Р 52169-2012), который распространяется на оборудование детских игровых площадок и покрытия детских игровых площадок, предназначенные для индивидуального и коллективного пользования, а также устанавливает общие требования к безопасности конструкции и методам испытаний оборудования и покрытий детских игровых площадок; ГОСТом Р 52167-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей» утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 г. N 333-ст) (далее - ГОСТ Р 52167- 2012), который распространяется на качели, устанавливаемые на детских игровых площадках. Стандарт устанавливает общие требования к безопасности конструкции и методам испытаний качелей всех типов; ГОСТом Р 52168-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.09.2012. N 334-ст). который распространяется на горки, устанавливаемые на детских игровых площадках (далее - горки). Стандарт устанавливает требования к безопасности конструкции и методам испытаний горок всех типов.; ГОСТ Р 55679-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность при эксплуатации" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.10.2013 N 1284-ст), который распространяется на оборудование детских спортивных площадок (далее - оборудование), предназначенное для индивидуального и коллективного пользования. Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
Настоящие стандарты распространяются на оборудование детских игровых и спортивных площадок, предназначенное для индивидуального и коллективного пользования.
Пунктом 5.5 ГОСТ Р 52167-2012 на качелях запрещается применять жесткие элементы подвеса. В качестве гибких элементов подвеса качелей должны применяться канаты или цепи по ГОСТ Р 52169.
Согласно п. 4.3.23.3. ГОСТ Р 52169-2012 не допускается застревания головы или шеи ребенка: в отверстиях; в прямоугольных и V-образных зазорах или щелях;- в подвижных отверстиях, зазорах и щелях.
Согласно пунктов 6.1- 6.4.1 ГОСТ Р 52301-2013 оборудование и его элементы осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем, Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант «владелец. Результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контрам соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца). Контроль технического состояния оборудования включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр. По результатам ежегодного основного осмотра составляют акт.
Как усматривается из пункта 6.6 ГОСТ Р 52301-2013 при обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
Пунктами 7.7, 7.8, 7.9 ГОСТ Р 52301-2013 установлено, что неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки. Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования включают: проверку и подтягивание узлов крепления; обновление окраски оборудования; обслуживание ударопоглощающих покрытий; смазку подшипников; нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов; обеспечение чистоты оборудования и покрытий (удаление битого стекла, обломков и загрязнителей); восстановление ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировка их уровня; обслуживание пространства зон безопасности.
Ремонтные работы включают: замену крепежных деталей; сварку; замену частей оборудования (например, изношенных желобов горок); замену структурных элементов оборудования.
Согласно пункту 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
Пунктами 7.2, 7.7, 7.8 ГОСТ Р 55679-2013 установлено, что эксплуатант (владелец) детской игровой площадки должен периодически, не реже одного раза в 12 месяцев оценивать эффективность мероприятий по обеспечению безопасности и на основе опыта или при изменении условий эксплуатации корректировать (если это необходимо) комплекс мероприятий по обеспечению безопасности. Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с детской спортивной площадки. Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской спортивной площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования включают: проверку и подтягивание узлов крепления; обновление окраски оборудования; обслуживание ударопоглощающих покрытий; смазку подшипников; нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов; обеспечение чистоты оборудования и покрытий (удаление битого стекла, обломков и загрязнителей); восстановление ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировка их уровня; обслуживание пространства зон безопасности.
Согласно пункта 5.10.1 ГОСТ Р 52168-2012 ударопоглощающее покрытие оборудуют по всей зоне приземления горки. Общие требования к зоне приземления - по ГОСТ Р 52169.
В силу п. п. 4.3.2, 4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012 конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость, элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.).
В силу п. 4.2.8. ГОСТ Р 52169-2012, износостойкость и твердость поверхностей полимерных и композиционных материалов, включая стеклоармированные полимерные материалы, должны обеспечивать безопасность детей в течение всего установленного периода эксплуатации.
В соответствии с 4.3.1. ГОСТ Р 52169-2012, оборудование и элементы оборудования должны: соответствовать общим требованиям безопасности и мерам защиты по ГОСТ Р ИСО/МЭК 50; быть такими, чтобы риск, предполагаемый в игре, был явным для ребенка и он мог его предвидеть.
В п. 4.3.4. ГОСТ Р 52169-2012 установлено, что элементы оборудования из полимерных и композиционных материалов, которые со временем становятся хрупкими, должны заменять по истечении периода времени, указанного изготовителем.
Из пунктов 4.3.22.2, 4.3.26.7 ГОСТ Р 52169-2012 следует, что для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия. Если в качестве покрытия на детской игровой площадке применяется сыпучий материал, для компенсации вытеснения сыпучего материала толщину покрытия увеличивают на 100 мм по сравнению с толщиной, полученной при лабораторных испытаниях испытаниях при оценке требуемой критической высоты падения по ГОСТ Р EH 1177.
Также технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» 042-2017 (далее - (ТР ЕАЭС 042/2017) устанавливает требования к безопасности оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок и связанным с ними процессам проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.
Пунктом 23 ТР ЕАЭС 042/2017 установлено, что конструкция оборудования должна обеспечивать прочность, устойчивость, жесткость и неизменяемость; должна иметь защиту от коррозии и старения с учетом степени агрессивности среды и стойкости используемых материалов; не должна иметь выступающих элементов с острыми концами или кромками; не должна иметь шероховатых поверхностей, способных нанести травму пользователю; должна иметь защиту выступающих концов болтовых соединений; должна иметь гладкие сварные швы; должна иметь закругленные углы и края любой доступной для пользователей части оборудования: должна исключать возможность демонтажа без применения специализированных инструментов; должна иметь защиту от несанкционированного доступа к элементам (комплектующим) оборудования, подлежащим периодическому обслуживанию или замене; должна иметь размеры поперечного сечения элементов оборудования для захвата, при которых обеспечивается возможность захвата детьми; должна исключать образование сдавливающих или режущих поверхностей между подвижными, а также подвижными и неподвижными элементами; должна обеспечивать безопасные расстояния между подвижными элементами оборудования и поверхностью игровой площадки; должна иметь оснащение перилами и ограждениями; не должна допускать застревание тела, частей тела или одежды ребенка; должна обладать необходимой несущей способностью к возникающим нагрузкам.
В пункте 25 ТР ЕАЭС 042/2017 по всей зоне приземления с оборудования должны быть установлены ударопоглощающие покрытия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» на праве оперативного управления переданы следующие объекты:
на основании постановления администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 18.06.2012 №475 «О передаче муниципального имущества в оперативное управление МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» передан детский игровой комплекс, расположенный по адресу г. Североморск на ул. Гвардейская, д. 16-20 (земельный участок 51:06:0030203:1115);
на основании постановления администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 18.06.2012 №475 «О передаче муниципального имущества в оперативное управление МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» передан детский игровой комплекс (направо), расположенный по адресу: г. Североморск, Городской парк;
на основании постановления администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 18.06.2012 №475 «О передаче муниципального имущества в оперативное управление МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» передана детская игровая площадка, расположенная по адресу: г. Североморск, ул. Авиаторов, д. 2,4,6,8;
на основании постановления администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 31.01.2023 №141 «О приеме имущества в качестве пожертвования и о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления» передана спортивная площадка (корт), расположенная по адресу: г. Североморск, ул. Гвардейская, д. 24 а;
на основании постановления администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 18.06.2012 №475 «О передаче муниципального имущества в оперативное управление МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» передан детский игровой комплекс расположенный по адресу: г. Североморск, ул. Гвардейская, д. 43;
детская игровая площадка, спортивный комплекс, расположенные по адресу: г. Североморск, ул. Пионерская, д. 29, переданы в рамках муниципального контракта на поставку оборудования для детских площадок, расположенных в ЗАТО г. Североморск от 12.05.2012 №16/12;
на основании постановления администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 18.06.2012 №475 «О передаче муниципального имущества в оперативное управление МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» передан детский игровой комплекс, расположенный по адресу: г. Североморск, ул. Инженерная, д. 7;
на основании постановления администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 18.06.2012 №475 «О передаче муниципального имущества в оперативное управление МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» передан детский игровой комплекс, расположенный по адресу: г. Североморск, ул. Гаджиева, д. 9.
Также как следует из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости и свидетельств о государственной регистрации права земельные участки на которых располагаются детские и спортивные площадки по адресам:
г. Североморск, ул. Гвардейская, д. 16-20 (земельный участок с кадастровым номером 51:06:0030203:1115) находится в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ "ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск" на основании постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 18.06.2015 №624.
г. Североморск, ул. Гвардейская, д. 24а, (земельные участки с кадастровыми номерами 51:06:0030203:1154, 51:06:0030203:36) переданы в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск" на основании постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 24.04.2017 №633.
г. Североморск, Городской парк, (земельный участок с кадастровым номером 51:06:0030107:220) находится в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ "ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск" на основании постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 28.03.2013 №268-20 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование».
г. Североморск, ул. Пионерская, д. 29, (земельный участок с кадастровым номером 51:06:0030106:1526) находится в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ "ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск" на основании постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 18.06.2015 №615 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование».
Земельные участки на которых располагаются детские и спортивные площадки по адресам: г. Североморск, ул. Гаджиева, д. 9 (кадастровый номер
51:06:0030111:63), г. Североморск, ул. Авиаторов, д. 8 (кадастровый номер
51:06:0030203:57), г. Североморск, ул. Инженерная, д. 7(кадастровый номер
51:06:0030105:134), г. Североморск, ул. Гвардейская, 43 (кадастровый номер
51:06:0030202:13) относятся к зданиям сооружениям, и как следует из сведений ГКН относятся к территориям многоквартирных домов.
Между МКУ "ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск" и ООО «Фортуна» заключен муниципальный контракт №0849300000522000009-01 на выполнение работ по содержанию и обслуживанию объектов прочего благоустройства ЗАТО г. Североморск (т. 2 л.д. 34-128).
Согласно пункта 1.2 контракта состав, объем единицы измерения работ, выполняемых подрядчиком по контракту, установлены Техническим заданием (приложение №1 к Контракту).
В пункте 2.1 технического задания (приложение №1 к Контракту) к перечню видов и объемов работ отнесен ремонт детских площадок, который включает в себя сварочные работы, ремонт деревянных элементов, постановку болтов, постановку заглушек, смазку солидолом, замену подшипников, замену карабина, демонтаж неисправного оборудования детских и спортивных площадок, уличных тренажеров.
Прокуратурой г. Североморска проведена проверка обеспечения безопасности несовершеннолетних на детских игровых и спортивных площадках.
Из акта проверки от 26 мая 2023 года, составленного старшим помощником прокурора г. Североморска при участии директора МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» Ухарева К.Н. и начальника отдела благоустройства территории МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г.Североморск» Смирновой И.О. следует, что по результатам проверки обеспечения безопасности несовершеннолетних на игровых и спортивных площадках выявлены следующие нарушения:
На детской игровой площадке (г.Североморск, ул. Инженерная, д.7): изношенный желоб горки; в зоне приземления с горки отсутствует ударопоглощающее покрытие, на детской спортивной площадке (г.Североморск, ул.Гвардейская, д.24А): на трибунах отсутствуют (сломаны) сидения; баскетбольные сетки порваны; на территории спортивной площадки мусор, на детской игровой площадке (г.Североморск, ул. Гвардейская, д.16) на территории площадки находятся сгнившие, упавшие деревянные фигуры; качели с жесткими элементами подвеса; на территории детской площадки разбросаны камни; в песочнице практически отсутствует песок; тренажер уличный «Орбитрек» неустойчиво закреплен (шатается), наклонен по отношению к поверхности площадки, на территории спортивной площадки (г.Североморск, ул. Гвардейская, д.43,45): покрытие спортивной площадки изношено, местами деформировано; сетка ограждения порвана, местами отсутствует, деформировано, сетка ограждения порвана, местами отсутствую, баскетбольные сетки отсутствуют; сетка футбольных ворот отсутствует; ограждение спортивной площадки местами сломано; спортивное оборудование сломано, в нерабочем состоянии, ржавое; на детской игровой площадке (г.Североморск, ул.Гвардейская, д.43): качели с жесткими элементами подвеса; на территории детской площадки разбросаны камни; изношенный желоб горки; в зоне приземления с горки отсутствует ударопоглощающее покрытие, частично сломано (сгнило) основание детского комплекса; на детской игровой площадке (г.Североморск, ул.Гаджиева, д.9): металлическая лестница для лазанья ржавая; изношенный желоб горки; качели с жесткими элементами подвеса; деревянные элементы игрового комплекса частично сломаны, частично отсутствуют; подвесные качели на игровом комплексе отсутствуют; на детской игровой площадке (г.Североморск, ул. Пионерская, д.29): качели с жесткими элементами подвеса; поверхность карусели треснута, отколоты куски; изношенный желоб горки; в зоне приземления с горки отсутствует ударопоглощающее покрытие.
Доступ к детским игровым и спортивным площадкам открыт, ограждений или запрещающих эксплуатацию знаковое установлено.
Установив, что состояние указанных детских площадок не соответствует требованиям ГОСТ и создает реальную угрозу жизни и здоровья детей и нарушает их права, при этом оборудование на детских площадках, расположенных по адресам: г. Североморск, Городской парк, ул. Гвардейская, 16, 24А, передано МКУ «ГЦЖКХ ЗАТО г. Североморск» на праве оперативного управления, земельные участки находятся в постоянном бессрочном пользовании МКУ «ГЦЖКХ ЗАТО г. Североморск»», детское оборудование - горки в детском игровом комплексе, расположенном по адресу: г. Североморск, ул. Инженерная, д. 7, и по адресу ул. Авиаторов, д.8 переданы в оперативное управление, оборудование находится на балансе МКУ «ГЦЖКХ ЗАТО г. Североморск», суд правомерно возложил на МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск» обязанность в течение одного года со дня вступления решения в законную силу по приведению оборудования на данных детских площадок, в соответствие с требованиями ГОСТ, и в течение одного месяца принять меры, обеспечивающие невозможность пользование оборудованием в соответствии с п.7.7ГОСТ Р 52301-2023, п. 7.7 ГОСТ Р 55679-2013 до замены детского игрового оборудования в связи с чем, исковые требования прокурора в данной части удовлетворил.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и оснований считать их неправильными, в том числе по доводам апелляционной жалобы, у судебной коллегии не имеется.
Так, вопреки доводам апелляционной жалобы МКУ «ГЦЖКХ ЗАТО г. Североморск» содержанием решения подтверждается, что суд возложил на Учреждение обязанность по приведению оборудования в соответствие с требованиями ГОСТ на тех объектах, которые на праве оперативного управления переданы в ведение ответчика, что соответствует положениям пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава, утвержденным приказом Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск от 06.08.2021 №154, согласно которому МКУ «ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск») является некоммерческой организацией, созданной в соответствии постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 15.08.2011 № 630 «О создании Муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно- коммунального хозяйства и благоустройства, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы (п.1.1).
Для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по организации обустройства объектов социальной инфраструктуры (места массового отдыха населения, спортивные площадки, физкультурно- оздоровительные комплексы и т.п.).
Установив, что земельные участки на которых располагаются детские и спортивные площадки по адресам: г. Североморск, ул. Гаджиева, д. 9 (кадастровый номер 51:06:0030111:63), г. Североморск, ул. Авиаторов, д. 8, (кадастровый номер 51:06:0030203:57), г. Североморск, ул. Гвардейская, д. 43, (кадастровый номер 51:06:0030202:13) относятся к зданиям сооружениям, и как следует из сведений ГКН и планов территорий многоквартирных домов. управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом по адресу: г. Североморск, ул. Авиаторов, д. 8 является ООО «Инвест ЖКХ», управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом №43 по ул. Гвардейская является ООО «УК Североморскжилкомхоз». управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом по ул. Гаджиева, д. 9 является ООО «УК Североморец» суд не нашел оснований для удовлетворения требований прокурора в этой части, поскольку земельные участки находятся в собственности собственников помещений в многоквартирных домах, где обслуживание детских площадок возложено на управляющие организации в соответствии с договорами управления, а благоустройство придомовой территории решается путем проведения общего собрания собственников помещений и оснований возлагать обязанность по приведению указанных объектов в соответствие с требованиями ГОСТа у МКУ «ГЦЖКХ ЗАТО г. Североморск» не имеется.
Кроме того, при вынесении решения суд учел, что оборудование на детских площадках по адресам г. Североморск, ул. Гаджиева, д. 9, и ул. Гвардейская, д. 43, демонтировано в соответствии с требованиями ГОСТов, по адресу г. Североморск, ул. Авиаторов, д. 8, демонтированы качели с жесткими элементами подвеса, в соответствии с требованиями Гостов, а песочница в оперативное управление МКУ "ГЦ ЖКХ ЗАТО г. Североморск" не передавалась.
Срок устранения выявленных нарушений установлен судом с учетом требований прокурора и положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что установленный судом срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности отвечает требованиям разумности и справедливости.
Доводов о несогласии с установленным судом сроком исполнения решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционных жалоб о том, что учреждение не обязано проводить замену игрового оборудования, подлежат отклонению ввиду следующего.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 утверждены ведомственные строительные нормы Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения")
Указанное Положение устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - здания и объекты) по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (п.1.1).
При этом Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов включает в себя замену оборудования детских игровых, спортивных и хозяйственных площадок (п. 2 раздела "Внешнее благоустройство" Приложения № 7 к Ведомственным строительным нормам).
Вместе с тем, по мнению судебной коллегии заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы администрации ЗАТО г. Североморск Ватлиной А.А. относительно возложения на администрацию обязанности организовать финансирование мероприятий по приведению детских и спортивных площадок в соответствие с требованиями ГОСТов.
Согласно п. 1.1 Устава муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» муниципальное казенное учреждение «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 15.08.2011 № 630 «О создании Муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.
Учредителем муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» является муниципальное образование ЗАТО г. Североморск. Функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет по развитию городского хозяйства Администрации ЗАТО г. Североморск.
Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейства, печать с полным наименованием Учреждения на русском языке.
Учреждение заключает муниципальные контракты и иные договоры, подлежащие исполнению за счет средств местного бюджета от имени муниципального образования в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств по направлениям своей деятельности (п.1.2, 1.8, 1.10 Устава).
Согласно пункту 5.10 Устава финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск на основании бюджетной сметы.
Пунктом 1 Приказа Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск от 28 января 2019 года «О внесении изменений в Устав муниципального казенного учреждения «Городской центр жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО г. Североморск» раздел 3 Устава изложен в следующей редакции, в частности для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: осуществление бюджетных полномочий получателя средств бюджета ЗАТО г. Североморск на содержание Учреждения и реализацию возложенных на Учреждение функций (п.3.20),
Исполнение бюджетных полномочий администратора дохода бюджета ЗЗАТО г. Североморск в пределах полномочий, закрепленных за Учреждением настоящим Уставом и другими нормативно-правовыми актами муниципального образования город Североморск (п.3.25 (т.3 л.д. 10-11).
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В соответствии с пунктом 44.1 статьи 44 Устава муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование город Североморск Мурманской области" (принят решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 13.12.2011 N 218) администрация ЗАТО г. Североморск (местная администрация ЗАТО г. Североморск) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО г. Североморск федеральными законами и законами Мурманской области.
Согласно пункту 47.5 Устава администрация ЗАТО г.Североморск обеспечивает составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение Совета депутатов, обеспечивает исполнение бюджета ЗАТО г. Североморск и составление бюджетной отчетности, представляет отчет об исполнении бюджета ЗАТО г. Североморск на утверждение Совета депутатов, обеспечивает управление муниципальным долгом, осуществляет иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и бюджетным процессом ЗАТО г. Североморск, регулирующими бюджетные правоотношения; разрабатывает и представляет на согласование в Совет депутатов одновременно с проектом бюджета муниципальные программы, реализуемые за счет средств бюджета ЗАТО г. Североморск; утверждает муниципальные программы, реализуемые за счет средств бюджета ЗАТО г. Североморск.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, администрация ЗАТО г.Североморск, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При этом понуждение администрации ЗАТО г.Североморск к выделению финансирования является ограничением полномочий ответчика как главного распорядителя средств бюджета муниципального образования и органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к его компетенции, в том числе вопроса о том, какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений.
При таких обстоятельствах, решение суда в части возложения обязанности на Администрацию ЗАТО г. Североморск организовать финансирование мероприятий по приведению детских и спортивных площадок с вышеуказанными требованиями подлежит отмене, в указанной части требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 23 января 2024 года в части возложения на Администрацию ЗАТО г. Североморск обязанности организовать финансирование мероприятий по приведению детских и спортивных площадок с установленными требованиями отменить и принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора г. Североморска Мурманской области к администрации ЗАТО г.Североморск отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: