УИД 38OS0000-01-2020-000246-52

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2021 г.                                                                        г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре судебного заседания Гордееве А.С., с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Валеевой Ю.Р., административного истца Бараковой М.Ф., представителя административного ответчика Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. - Хороших К.А., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-27/2021 (№ 3а-275/2020) по административному исковому заявлению Бараковой Марии Федоровны к Губернатору Иркутской области Кобзеву Игорю Ивановичу о признании недействующим Указа Губернатора Иркутской области от           28 октября 2020 г. № 304-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 г. № 279-уг» в части включения в перечень мест, нахождение в которых предусматривает использование средств индивидуальной защиты органов дыхания, подъездов многоквартирных жилых домов,

УСТАНОВИЛ:

Баракова М.Ф. обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Губернатору Иркутской области Кобзеву И.И. о признании недействующим Указа Губернатора Иркутской области от 28.10.2020 № 304-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг» в части включения в него словосочетания «в подъездах многоквартирных жилых домов».

В обоснование административных исковых требований указала, что Указом Губернатора Иркутской области от 28.10.2020 № 304-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг» были внесены изменения в пункт 1 Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Порядка передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки), установленных указом, изложенные в следующей редакции:

«1. Лицам, находящимся на территории Иркутской области, при посещении магазинов и других помещений организаций, деятельность которых не приостановлена, совершении поездок в общественном транспорте и такси, при нахождении на парковках, в подъездах многоквартирных жилых домов, лифтах использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания в соответствии с Методическими рекомендациями «МР 3.1.0140-18.3.1. Профилактика инфекционных болезней. Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.12.2018) либо их аналоги (далее - медицинские или гигиенические маски и т.п.), если иное не установлено рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Пунктом 1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предусмотрена обязанность лиц, находящихся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

В соответствии с разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека, опубликованными на официальном сайте «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COV1D-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» от 27.10.2020, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Административный истец полагает, что включение в перечень мест, нахождение в которых предусматривает использование средств индивидуальной защиты органов дыхания либо их аналогов, подъездов многоквартирных жилых домов является неправомерным.

Указала, что через электронную приемную Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. на официальном портале она направляла обращение об оспаривании Указа Губернатора Иркутской области от 28.10.2020 № 304-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг» в его части. 09.11.2020 она получила ответ, в котором указано, что «проведение ограничительных и иных мероприятий, установленных на территории Иркутской области, осуществляется в рамках действующего законодательства, а также требований установленных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COV1D-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» и направлены исключительно на защиту и сохранение здоровья населения».

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указы и распоряжения Губернатора Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области.

Считает, что Указ Губернатора Иркутской области от 28.10.2020         № 304-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг» в части включения в него словосочетания «в подъездах многоквартирных жилых домов» не соответствует положениям Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-I9 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», следовательно, нарушает право административного истца на охрану здоровья, закрепленное в ст. 41 Конституции Российской Федерации. Ношение средств защиты органов дыхания вредит её здоровью, так как средства индивидуальной защиты накапливают в себе микробы и бактерии, что приводит к самоинфицированию; от контакта со средствами индивидуальной защиты на коже образуются повреждения. Административный истец указала, что она, как человек, имеет право дышать беспрепятственно свежим воздухом, не закрывая лицо, не нанося вред своему здоровью, и следуя законодательству, носит средства индивидуальной защиты только в местах, прямо установленных законом. Считает, что расширение списка этих мест незаконно. Права человека могут быть ограничены только федеральными законами, а указы и распоряжения Губернатора не должны им противоречить.

Просит суд признать недействующим Указ Губернатора Иркутской области от 28.10.2020 № 304-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг» в части включения в него словосочетания «в подъездах многоквартирных жилых домов», как противоречащее пункту 1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом».

В судебном заседании административный истец Баракова М.Ф. административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд административные исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. - Хороших К.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, отметив, что оспариваемый Указ принят Губернатором Иркутской области в пределах его полномочий, соответствует требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, и не нарушает права административного истца.

Административный ответчик Губернатор Иркутской области        Кобзев И.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 213 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения административного истца Бараковой М.Ф., поддержавшей административные исковые требования, представителя административного ответчика Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. - Хороших К.А., просившего в удовлетворении административных исковых требований отказать, изучив материалы административного дела, заслушав заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Валеевой Ю.Р., полагавшей, что административные исковые требования Бараковой М.Ф. удовлетворению не подлежат, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. п. 5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) предусмотрено введение режима повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации - обстановки на определенной территории, сложившейся в результате, в частности, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1, подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ).

В статье 2 Федерального закона № 68-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется данным Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В частности, указанные органы:

- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. п. «м» п. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ);

- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» данного пункта (п. п. «у» п. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, введенный Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»);

- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ (п. п. «ф» п. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, введенный Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

В соответствии с п. п. «в» п. 8 ст. 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ региональный уровень реагирования вводится решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

Статьей 4 (1) Закона Иркутской области от 08.06.2009 № 34-оз «Об отдельных вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Иркутской области» введение режима повышенной готовности отнесено к полномочиям Губернатора Иркутской области.

В соответствии с п. п. 1.1, 1.2 п. 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

В целях реализации вышеуказанных предписаний 18.03.2020 временно исполняющим обязанности Губернатора Иркутской области Кобзевым И.И. принят Указ № 59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (вместе с «Правилами поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Порядком передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки)»).

Данный нормативный правовой акт признан утратившим силу указом Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 280-уг «О признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Иркутской области».

При этом Указом Губернатора Иркутской области № 279-уг от 12.10.2020 «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что на территории Иркутской области указом Губернатора Иркутской области от 18.03.2020 № 59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с 18.03.2020 введен и действует режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 1 Указа №279-уг).

Согласно п. 2 Указа Губернатора Иркутской области от 12.10.2020      № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Иркутская область определена как территория, на которой предусматривается комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 (1) Закона Иркутской области от 08.06.2009     № 34-оз «Об отдельных вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Иркутской области» Губернатор Иркутской области осуществляет установленные федеральным и областным законодательством полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе:

1) принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2) устанавливает региональный уровень реагирования;

3) определяет руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для органов управления и сил территориальной подсистемы области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принимает дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством.

Статьей 6 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе, введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

Пунктом 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предусмотрена обязанность лиц, находящихся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

Кроме того, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) возложена обязанность обеспечить контроль за исполнением пункта 1 настоящего Постановления, а также рекомендовано исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки принять дополнительные меры, направленные на стабилизацию обстановки, связанной с распространением случаев заболевания, снижение рисков распространения COVID-19.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Устава Иркутской области Губернатор Иркутской области является высшим должностным лицом Иркутской области.

Статьей 59 Устава Иркутской области установлено, что Губернатор Иркутской области издает правовые акты в форме указов Губернатора Иркутской области и распоряжений Губернатора Иркутской области. Правовые акты Губернатора Иркутской области издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов Иркутской области.

Таким образом, проанализировав выше изложенное, суд приходит к выводу, что Указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также Указ Губернатора Иркутской области от 28.10.2020 № 304-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг» принят Губернатором Иркутской области в рамках предоставленных федеральным и областным законодательством полномочий.

При принятии Указа Губернатора Иркутской области от 12.10.2020      № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также Указа Губернатора Иркутской области от 28.10.2020 № 304-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг» соблюдена процедура, установленная Законом Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области».

Согласно ст. 11 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Губернатор Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области издает нормативные правовые акты в форме указов и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений. Указы и распоряжения Губернатора Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области.

В силу ч. 7 ст. 7 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» внесение изменений в правовые акты области, отмена правовых актов области или их отдельных положений, признание утратившими силу правовых актов области или их отдельных положений, приостановление действия правовых актов области или их отдельных положений осуществляются посредством издания правовых актов области тех же вида и формы, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области о поправках к Уставу Иркутской области, настоящим Законом или иными законами области.

Таким образом, Губернатор Иркутской области обладает правом внесения изменений в изданный им нормативный правовой акт путем издания нового нормативного правового акта.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» указы и распоряжения Губернатора Иркутской области издаются посредством их подписания Губернатором Иркутской области.

Указ № 279-уг, а также оспариваемый Указ № 304-уг подписаны Губернатором Иркутской области Кобзевым И.И.

Административным истцом оспаривается норма, которая включена в Правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Порядок передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки), установленные Указом       № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», и подписанные первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области ЗКБ

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 21 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» правовой акт Иркутской области может иметь приложения, на наличие которых указывается в соответствующем структурном элементе правового акта. Приложения являются неотъемлемой составной частью правового акта области.

Таким образом, приложение к нормативному правовому акту не является самостоятельным правовым актом, не действует самостоятельно и не может применяться отдельно от правового акта. Подписание правового акта уполномоченным должностным лицом завершает собой процедуру подготовки правого акта.

Порядок принятия правовых актов Губернатора Иркутской области определен в порядке организации деятельности Губернатора Иркутской области, утвержденном указом Губернатора Иркутской области от 01.06.2016 № 127-уг.

Согласно п. 94 Порядка организации деятельности Губернатора Иркутской области приложение к проекту правового акта Губернатора Иркутской области подписывается курирующим деятельность исполнителя первым заместителем Губернатора Иркутской области, первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области, первым заместителем Председателя Правительства Иркутской области, заместителем Губернатора Иркутской области, заместителем Председателя Правительства Иркутской области либо руководителем аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.

Согласно ст. 62 (1), 64 Устава Иркутской области первый заместитель Губернатора Иркутской области также является Председателем Правительства Иркутской области.

На основании указа Губернатора Иркутской области № 29-угк от 16.04.2020 обязанности первого заместителя Губернатора Иркутской области - председателя Правительства Иркутской области исполняет ЗКБ

В связи с чем, ЗКБ, действуя на основании указа Губернатора Иркутской области № 29-угк от 16.04.2020 и в соответствии с порядком принятия правовых актов Губернатора Иркутской области, определенном в Порядке организации деятельности Губернатора Иркутской области, утвержденном указом Губернатора Иркутской области от 01.06.2016 № 127-уг, уполномочен на подписание приложений к нормативным правовым актам Губернатора Иркутской области.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта в форме подписания правового акта уполномоченным лицом - Губернатором Иркутской области Кобзевым И.И. и приложений к нормативному правовому акту - первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области ЗКБ соблюдена.

Указы Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 28.10.2020         № 304-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг» официально опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области (http://www.ogirk.ru), Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) и в общественно-политической газете «Областная» в порядке, определенном ст. 54 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области».

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг, а также Указ Губернатора Иркутской области от 28.10.2020 № 304-уг, которым внесены изменения в Указ № 279-уг, приняты с соблюдением требований к порядку принятия и введения в действие.

На момент рассмотрения настоящего административного дела административный истец Баракова М.Ф. оспаривает Указ Губернатора Иркутской области от 28.10.2020 № 304-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг» в части включения в него словосочетания «в подъездах многоквартирных жилых домов», как противоречащее п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», которым не установлено требование о ношении средств индивидуальной защиты (масок) для защиты органов дыхания в подъездах многоквартирных домов. Считает, что включение в перечень мест, нахождение в которых предусматривает использование средств индивидуальной защиты органов дыхания, подъездов многоквартирных жилых домов является неправомерным.

Проверяя Указ Губернатора Иркутской области от 28.10.2020 № 304-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг» в оспариваемой части на соответствие требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).

Общие конституционные и международно-правовые нормы нашли свое развитие в положениях законодательства Российской Федерации, позволяющих органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливать режим повышенной готовности, а также обязательные правила поведения при введении данного режима для защиты жизни и здоровья (п. п. «м», «у» п. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшие должностные лица субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, обеспечивают его реализацию исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, решение об установлении мер, направленных на защиту жизни и здоровья граждан во время действия режима повышенной готовности, принимается Губернатором Иркутской области, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Иркутской области, и не ограничивается    мерами по снижению рисков распространения коронавирусной инфекции, определяемыми Главным государственным санитарным врачом.

Также суд учитывает, что подъезд многоквартирного жилого дома является общедоступным местом, в котором может находиться неопределенный круг лиц, включая не только жителей данного дома, но и иных лиц. При этом распространение коронавирусной инфекции воздушно-капельным путем означает, что в случае, если в подъезде многоквартирного жилого дома лицо, являющееся носителем коронавирусной инфекции, не будет использовать ношение средств индивидуальной защиты (масок) для защиты органов дыхания, то все указанные лица будут подвергнуты повышенному риску заражения коронавирусной инфекцией, что является особо актуальным в период подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом.

При таких обстоятельствах создается угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2020 № 49-П «По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 5 постановления Губернатора Московской области «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» в связи с запросом Протвинского городского суда Московской области» Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.

В связи с этим Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.

Вместе с тем необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - учитывая, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 27, часть 1) каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться. Свобода передвижения гарантирована также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе Протоколом № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2). Однако реализация гражданами индивидуального по своей правовой природе права на свободу передвижения в условиях возникновения реальной общественной угрозы предполагает проявление с их стороны разумной сдержанности. Принятие государством в отношении данного права конституционно допустимых и вынужденных временных ограничительных мер прежде всего имеет направленность на самоорганизацию общества перед возникновением общей угрозы и тем самым является проявлением одной из форм социальной солидарности, основанной на взаимном доверии государства и общества, тем более что ограничение свободы передвижения по своим отличительным конституционным параметрам не тождественно ограничению личной свободы (статья 22, часть 1; статья 75.1 Конституции Российской Федерации).

С учетом этого введение тех или иных ограничений прав граждан, обусловленных распространением опасных - как для жизни и здоровья граждан, так и по своим социально-экономическим последствиям - эпидемических заболеваний, требует обеспечения конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества, в том числе вызванных уникальным (экстраординарным) характером ситуации распространения нового опасного заболевания. При этом обеспечение при необходимости соблюдения ограничений мерами юридической ответственности, в том числе административной, является естественным элементом механизма правового регулирования. Осуществление же соответствующего регулирования и правоприменения представляет собой особую задачу, уклониться от решения которой государство не вправе (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Принятые Губернатором Иркутской области в оспариваемом Указе правила предопределяются степенью угрозы распространения на территории Иркутской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Данная инфекция постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, поскольку может повлечь многочисленные человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей.

Рассматриваемые меры, направленные на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сопровождаются государственной поддержкой наиболее уязвимых сфер экономики, материальной поддержкой широких категорий граждан. Это подтверждает, что при введении неотложных ограничительных мер соблюдены требования соразмерности и обоснованности ограничений прав и свобод. Меры, закрепленные в оспариваемом Указе, носят исключительно временный характер и регулярно пересматриваются на предмет соответствия текущей ситуации. Постепенные ослабления ограничений подтверждают, что целью введенных мер является именно защита жизни и здоровья, а не произвольное вмешательство в личную жизнь граждан.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые ограничения, предусмотренные Указом Губернатора Иркутской области от 28.10.2020 № 304-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг» в части включения в пункт 1 Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Порядка передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки), установленных указом, словосочетания «в подъездах многоквартирных жилых домов» являются правомерными, так как приняты в пределах компетенции Губернатора Иркутской области, основаны на федеральном законе, направлены на охрану жизни и здоровья, соразмерны угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Установив, что оспариваемые положения Указа Губернатора Иркутской области от 28.10.2020 № 304-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 № 279-уг» в части включения в него словосочетания «в подъездах многоквартирных жилых домов» (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, суд приходит к выводу, что на основании п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ в удовлетворении заявленных административным истцом требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2020 ░. № 304-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2020 ░. № 279-░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 16.10.2020 № 31 «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ COVID-19 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░» - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                                                                        ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ 2021 ░.

3а-27/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Баракова Мария Федоровна
Прокурор Иркутской области
Ответчики
Губернатор Иркутской области Кобзев Игорь Иванович
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Ларичева Ирина Владиславовна
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
30.11.2020Регистрация административного искового заявления
01.12.2020Передача материалов судье
02.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2021Дело оформлено
18.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее