Судья: Приходько П.В. 24RS0056-01-2023-001708-55
Дело №33-10530/2024
2.088
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 сентября 2024г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Беляковой Н.В., Киселевой А.А.,
помощника судьи: Коцаревой И.Г.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Липина Сергея Михайловича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности восстановить в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты,
по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ,
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 27 марта 2024г., которым постановлено:
Исковые требования Липина Сергея Михайловича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности восстановить в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю от 20 января 2023 года об исключении (снятии с учета) из списков очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Липина Сергея Михайловича и членов его семьи: супруги - ФИО1, <дата> года рождения, дочерей - ФИО2, <дата> года рождения, ФИО3, <дата> года рождения.
Возложить на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> (ИНН 2466175698) обязанность по восстановлению ФИО7 (паспорт серии 0418 №358940) в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на условиях, действовавших до снятия его с учета.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Липин С.М. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности восстановить в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты. Свои требования мотивировал тем, что в период с 27 февраля 1995г. по 30 сентября 2016г. он проходил службу в органах внутренних дел РФ, с 01 октября 2016г. по 30 октября 2018г. - в Федеральной службе войск национальной гвардии РФ. С 18 декабря 2012г. он состоял на учете на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из 4 человек. С 1990г. он и члены его семьи проживают и зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 63,3 кв.м. Кроме того, совместно с ними по месту жительства зарегистрированы его отец, Липин М.В. (с 1982 года), его дочь, Мусагитова А.С. (с 2000 года), его внучка, Мусагитова Е.Г. (с 2018 года). Данное жилое помещение было передано в бессрочное пользование Администрацией Октябрьского района г.Красноярска по договору социального найма Липину М.В. На момент принятия на учет в 2012г. состав его семьи состоял из 5 человек, обеспеченность составила 45,2 кв.м., а потребность - 44,8 кв.м. 18 августа 2014г. дочери Липиной А.С. исполнилось 18 лет, в связи с чем обеспеченность составила 36,16 кв.м., потребность - 35,84 кв.м. 29 июля 2015г. умерла его мать, которая была зарегистрирована и проживала в вышеуказанной квартире. Таким образом, обеспеченность его семьи составила 42,2 кв.м., потребность - 29,8 кв.м. Согласно договора социального найма от 27 августа 2015г. нанимателем Липиным М.В. в указанную квартиру был вселен внук Бурнаков К.В. В соответствии с договором от 18 декабря 2015г. на передачу жилого помещения в собственность граждан, указанное жилое помещение было передано в общедолевую собственность его отцу Липину М.В., его дочери Мусагитовой А.С., его дочерям Липиной А.С., Липиной К.С., племяннику Бурнакову К.В. Он и его супруга в приватизации не участвовали. Решением жилищной комиссии от 20 января 2023г. он и члены его семьи были исключены из списков очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с намерением получения единовременной выплаты в большем размере (ч.7 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011г. №247-ФЗ - совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий, связанных с отказом от приватизации). Решение он считает незаконным, поскольку отказ от приватизации не может рассматриваться как действие, повлекшее ухудшение жилищных условий, т.к. отказ от приватизации не уменьшает объем реально существующих жилищных прав. Кроме того, отказ от приватизации имел место 01 декабря 2015г., т.е. более 5 лет назад, в связи с чем не имеет правового значения для снятия его с учета. В этой связи он просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии от 20 января 2023г. об исключении (снятии с учета) из списков очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложить на ответчика обязанность по восстановлению в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на условиях, действовавших до снятия его с учета.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю Радюхина С.И. просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Она указывает на то, что истец и его супруга, выразив согласие на вселение в квартиру Бурнакова К.В., совершили действия, повлиявшие на увеличение размера единовременной выплаты, поэтому имелись основания для снятия Липина С.М. с учета.
В апелляционной жалобе представитель Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Грачев С.В. просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Он полагает, что поскольку Липины совершили действия, повлиявшие на увеличение размера единовременной выплаты путем отказа от приватизации, то очередность должна быть определена через 5 лет после совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий, т.е. с 01 декабря 2020г. Также указывает, что суд не дал оценки доводам ответчика о том, что дело должно было быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Липина С.М. Белобородова Н.Ю., ссылаясь на законность и обоснованность постановленного судом решения, просит оставить его без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебное заседание Липин С.М., третьи лица Липина Н.Г., Липина К.С., Липина А.С., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю Тарутиной О.Н., представителя Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Пашкова А.В., представителя Липина С.М. Белобородовой Н.Ю., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч.1 ст.44 Федерального закона от 03 июля 2016г. №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей распространяются в том числе положения Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011г. №247-ФЗ).
Частью 1 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ установлено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно ч.2 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии установления его нуждаемости в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в пунктах 1 - 7 указанной нормы.
Так, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п.2 ч.2 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.4 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011г. №1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
В пункте 19 Правил закреплен перечень обстоятельств, при наличии которых сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты: по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа; улучшение жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона №247-ФЗ, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере; реализация сотрудником права на получение единовременной выплаты; выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет); прекращение сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 названного Федерального закона).
Частью 7 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
Таким образом, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, в том числе в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной социальной выплаты (подпункт «б» пункта 19 Правил), либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения, помимо проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруга, а также детей и родителей, относятся другие родственники, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Липин С.М. с 27 февраля 1995г. по 30 сентября 2016г. проходил службу в органах внутренних дел РФ, с 01 октября 2016г. по 30 октября 2018г. - в Федеральной службе войск национальной гвардии РФ.
Липин С.М. и члены его семьи проживают и зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
27 августа 2015г. с Липиным М.В. (отец истца) на основании распоряжения Администрации Октябрьского района в г.Красноярске №-р был заключен договор социального найма жилого помещения №3007, согласно которому совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: Липин С.М. (сын), Липина Н.Г. (супруга сына), Липина А.С. (внучка), Липина К.С. (внучка), Липина А.С. (внучка), Бурнаков К.В. (внук).
18 декабря 2015г. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан №2390 Липину Михаилу Васильевичу, Липиной Ксении Сергеевне, Липиной Анастасии Сергеевне, Липиной Александре Сергеевне, Бурнакову Кириллу Викторовичу в собственность было передано жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью 63,3 кв.м., в том числе жилой 45,30 кв.м., по адресу: <адрес> <адрес> Липин С.М. и его супруга Липина Н.Г. от участия в приватизации отказались.
Согласно выписке из домовой книги и финансово-лицевого счета от 07 ноября 2023г. №1775 в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, проживают Бурнаков К.В., Липин М.В., Липин С.М., Липина А.С., Липина К.С., Липина Н.Г., Мусагитова (Липина) А.С., Мусагитова Е.Г.
Решением комиссии по предоставлению единовременной выплаты ФГКУ УВО ГУ МВД России по Красноярскому краю от 14 декабря 2012г., оформленным протоколом №4, Липин С.М. был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи 5 человек.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю от 26 сентября 2019г. №12 в учетное дело Липина С.М. внесены изменения с учетом приобретенного детьми истца жилого помещения в собственность. Потребность семьи в жилой площади составляет 46,68 кв.м.
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю от 23 декабря 2021г. №24 следует, что в учетное дело Липина С.М. внесены изменения, изменена общая площадь жилого помещения, положенная Липину С.М. и членам его семьи, которая равна 28,6 кв.м., состав семьи 4 человека (Липин С.М., жена Липина Н.Г., дочери, Липина К.С. (<дата> г.р.) и Липина А.С. (<дата> г.р.).
Из выписки из протокола №19 заседания жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю от 15 ноября 2022г. видно, что принято решение ходатайствовать о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения майору полиции Липину С.М. и членам его семьи: супруге Липиной Н.Г., дочери Липиной К.С. (<дата> г.р.), дочери Липиной А.С. (<дата> г.р.) в размере 3 572 325 руб. 90 коп.
07 ноября 2022г. в адрес Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю поступило письмо от врио заместителя командующего Сибирским округом войск национальной гвардии РФ, в котором указано о рассмотрении Департаментом строительства Росгвардии протокола заседания жилищной комиссии управления от 23 декабря 2021г. №24, в ходе проверки документов выражено сомнение в законности нахождения Липина С.М. на учете для получения ЕСВ.
Решением жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю от 20 января 2023г. Липин С.М. и члены его семьи были исключены (сняты с учета) из списков очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку Липин С.М. и его супруга Липина Н.Г. отказались от участия в приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что повлекло намеренное ухудшение жилищных условий сотрудника, т.к. в случае участия в приватизации Липина С.М. и Липиной Н.Г. обеспеченность семьи Липиных составила бы 45,2 кв.м (63,3 кв.м /7 х 5) и размер ЕСВ составлял бы 90 кв.м - 45,2 кв.м = 44,8 кв.м. Однако, в случае отказа от приватизации обеспеченность семьи Липиных составила 27,12 кв.м (63,3 кв.м /7 х 3), и размер ЕСВ составил 90 кв.м -27,12 кв.м = 62,88 кв.м.
Кроме того, обеспеченность и потребность Липина С.М. и членов его семьи неоднократно изменялась. Так, 18 августа 2014г. дочери Липиной А.С. исполнилось 18 лет, в связи с чем обеспеченность составила 36,16 кв.м, потребность - 35,84 кв.м. 29 июля 2015г. скончалась мать истца Липина Е.Ф., которая была зарегистрирована и проживала в вышеуказанной квартире, в связи с чем обеспеченность семьи истца составила 42,2 кв.м, потребность - 29,8 кв.м.
Липин С.М., не согласившись с решением об исключении (снятии с учета) из списков очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обратился в суд с вышеуказанным иском.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор на основании совокупности всех представленных доказательств и руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Материалами дела подтверждено и судом правильно установлено, что Липин С.М. на момент обращения с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты являлся действующим сотрудником органов внутренних дел, проживал и в настоящее время проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, представил все необходимые документы, которые были проверены жилищной комиссией ФГКУ УВО ГУ МВД России по Красноярскому краю, зарегистрированных на праве собственности жилых помещения Липин С.М. не имеет.
Судом правильно установлено, что действия Липина С.М. в части отказа от участия в приватизации жилых помещений не были направлены на ухудшение жилищных условий с целью получения права на предоставление социальной выплаты в большем размере, поскольку отказ от участия в приватизации не противоречит положениям Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которыми предусмотрено, что участие в приватизации является добровольным, понуждение к участию в приватизации, либо в отказе от участия в приватизации недопустимо, а потому участие любого лица в приватизации, в том числе и истца, является добровольным и не может быть расценено как действие по ухудшению своих жилищных условий. Иных доказательств, свидетельствующих об умышленном ухудшении истцом и его супругой своих жилищных условий, в материалы дела не представлено.
Кроме того, судом установлено, что отказ от участия в приватизации имел место в 2015г., решение об исключении (снятии с учета) истца из списков очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято жилищной комиссией 20 января 2023г., то есть в срок, превышающий 5 лет с даты отказа от участия в приватизации, в связи с чем указанное обстоятельство с учетом положений ч.7 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ не может являться основанием для снятия истца с учета на получение единовременной социальной выплаты.
Доводы стороны ответчика о том, что пятилетний срок должен исчисляется с момента, когда ответчику стало известно об указанных обстоятельствах на основании рапорта истца от 19 сентября 2019г., судом обоснованно были отклонены как основанные на неверном толковании положений ч.7 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011г. №247-ФЗ.
Судом также обоснованно были отклонены доводы стороны ответчика о совершении истцом и его супругой намеренных действий по получению единовременной выплаты в большем размере путем дачи согласия на вселение Бурнакова К.В. в спорное жилое помещение, поскольку указанные доводы не были предметом рассмотрения жилищной комиссии в качестве основания для снятия истца с учета. При этом какое-либо письменное согласие на вселение Бурнакова К.В. в спорное жилое помещение от Липина С.М. и Липиной Н.Г. в материалы дела ответчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах суд, оценив представленные доказательства в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционных жалоб о том, что отказ от приватизации привел к изменению жилищных прав истца и его супруги, что повлекло изменение размера единовременной социальной выплаты, судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные, т.к. отказ от участия в приватизации жилого помещения относится к реализации истцом своего права, что не может быть расценено, как умышленное ухудшение жилищных условий либо совершение действий с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Доводы апелляционной жалобы представителя Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Грачева С.В. о том, что дело должно было быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства, не являются основанием для отмены решения, поскольку истцом не только обжалуется решение жилищной комиссии от 20 января 2023г. об исключении (снятии с учета) из списков очередников, но и содержится требование о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которое подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Иные доводы апелляционных жалоб, направленные на оспаривание решения суда, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они по существу направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, оснований для которой не имеется, являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, и в решении им дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 27 марта 2024г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю Радюхиной С.И. и представителя Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Грачева С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 05 сентября 2024г.