Решение по делу № 2а-1755/2017 от 27.02.2017

Дело № 2а-1755/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2017 г.         г. Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска

в с о с т а в е :

Председательствующего судьи Корниевской Ю.А.

При секретаре                     Учлохумяне А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЮЛ1 к ЮЛ ВАГ о ликвидации ЮЛ за нарушение законодательства РФ,

у с т а н о в и л :

ЮЛ1 обратился в суд с административным иском к ЮЛ ВАГ, в котором просит ликвидировать ЮЛ (ОГРН , ИНН ) за нарушение требований ч.1 ст. 35 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»; возложить обязанности по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива на его учредителя – ВАГ в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска административный истец ЮЛ1 указал, что ЮЛ зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГг. (ОГРН , ИНН ) и в настоящее время является действующим юридическим лицом. Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов размещен на сайте Банка России (www.cbr.ru). По результатам проведения мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сети Интернет на предмет вступления ЮЛ в саморегулируемую организацию установлено, что ЮЛ не является членом одной из саморегулируемых организаций, входящих в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов. Данное нарушение зафиксировано актом от ДД.ММ.ГГГГг. № о невступлении КПК «КАПИТАЛ» в саморегулируемую организацию кредитных потребительских кооперативов. ЮЛ нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах в части наличия обязательного членства в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов. Следовательно, деятельность ЮЛ нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для его ликвидации. Поскольку с момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации юридическое лицо утрачивает правоспособность, прекращают деятельность и утрачивают полномочия органы управления юридического лица, а нереализованные права требования к обществу погашаются, для соблюдения прав и интересов неопределенного круга лиц действующим законодательством РФ предусмотрена определенная процедура ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Однако решение суда о ликвидации юридического лица не означает его автоматическое исключение из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур. Поскольку вопрос ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, подведомственен арбитражным судам, арбитражными судами выработаны правоположения, обеспечивающие реализацию судебного решения о принудительной ликвидации юридического лица. В пунктах 7, 8, 9, 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что на основании пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей (участников) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами; в этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства. В связи с чем, Банк России полагает возможным возложить на учредителей ЮЛ обязанности по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива и установить срок ликвидации, равный шести месяцам со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта (л.д.3-8).

Представитель административного истца ЮЛ1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного дела.

Представитель административного ответчика – ЮЛ административный ответчик ВАГ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ГО не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного дела, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, руководствуясь законом, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п. 12 ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.

В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 указанного Федерального закона Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Так, согласно п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На основании положений п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Частью 3 п.2 ст. 1 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ предусмотрено, что кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).

На основании протокола общего организованного собрания пайщиков ЮЛ от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.18-21) создан ЮЛ утвержден устав ЮЛ утверждено местонахождение ЮЛ по адресу: <адрес>; в правление ЮЛ избраны-ВАГ, БДИ, ВСБ; председателем Правления ЮЛ избран ВАГ; избран в качестве ревизора ЮЛ - БДИ; назначен ВАГ лицом, ответственным за регистрацию ЮЛ о чем внесена запись в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за (л.д.12-15), что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.51-52).

Согласно сведениям, полученным Сибирским главным управлением банка России в результате мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, ЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, входящих в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов (л.д.16-17).

Исходя из распоряжения Банка России от 05 июня 2014 года N Р-462 "О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами в Банке России", действовавшего на момент разрешения спора, ЮЛ не является кооперативом второго уровня.

Следовательно, требования ст. 35 Закона о кредитной кооперации обязательны для исполнения данным Кооперативом в части вступления в саморегулируемые организации.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора) кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения ч. 3 настоящей статьи.

Из информационного письма Министерства финансов Российской Федерации от 08 августа 2011 года "По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию" следует, что кредитные кооперативы, нарушающие требования ч. 1 ст. 35 Закона о кредитной кооперации, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного органа.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствие КПК «КАПИТАЛ» в составе членов саморегулируемой организации является достаточным основанием для удовлетворения исковых требований уполномоченного органа о его ликвидации.

В силу ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица либо исключения из него является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

В силу ст.21 ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с п.12 Приказа Министерства юстиции РФ от 12.11.2010г. № 343 «О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБОЙ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ» в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда.

Поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. учредителем ЮЛ указан ВАГ, суд приходит к выводу о том, что необходимо возложить обязанность произвести в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда все необходимые действия, связанные с ликвидацией ЮЛ" на ВАГ

В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит уплата государственной пошлины в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ЮЛ1 к ЮЛ», ВАГ о ликвидации ЮЛ за нарушение законодательства РФ удовлетворить.

Ликвидировать ЮЛ ОГРН , ИНН

Возложить на ВАГ обязанность произвести в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда все необходимые действия, связанные с ликвидацией ЮЛ

Исключить сведения о ЮЛ из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с потребительского ЮЛ государственную пошлину в размере 6000 руб. в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Калининский районный суд г.Новосибирска.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2017 года

Судья: Ю.А.Корниевская

2а-1755/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Центральный Банк РФ
Ответчики
Волков А.Г.
КПК "Капитал"
Другие
Межрайонная ИФНС №16
Суд
Калининский районный суд г. Новосибирск
Дело на странице суда
kalininsky.nsk.sudrf.ru
27.02.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.02.2017[Адм.] Передача материалов судье
02.03.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
21.03.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2017[Адм.] Судебное заседание
27.04.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2017[Адм.] Дело оформлено
02.05.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее