ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88А-13850/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2020 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А.,
судей Белова В.И., Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чесноковой Н.М. на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 22 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 26 ноября 2019 года по административному делу № 2а-1-524/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области к Чесноковой ФИО7 о взыскании задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование.
Заслушав доклад председательствующего Карякина Е.А., объяснения Чесноковой Н.М., поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области (далее по тексту – административный истец, инспекция, МИФНС № 7) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Чесноковой Н.М. (далее по тексту – административный ответчик).
В обоснование административного иска указано, что Чеснокова Н.М. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с внесением изменений в действующее законодательство Пенсионным фондом Российской Федерации в налоговый орган переданы сведения о задолженности Чесноковой Н.М. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование по состоянию на 1 января 2017 года
Поскольку в установленные законодательством сроки Чеснокова Н.М. указанную задолженность не оплатила на сумму недоимки начислены пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации. В адрес налогоплательщика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № о добровольной уплате пени по страховым взносам сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с отменой 11 апреля 2019 года судебного приказа от 11 марта 2019 года по административному делу № 2а-278/2019 в соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец просил взыскать с Чесноковой Н.М. задолженность по пени, начисленную на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> коп. и пени, начисленную на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 1 января 2017 года, на страховую часть за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> коп.
Решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 22 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 26 ноября 2019 года, административное исковое заявление МИФНС № 7 удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной 28 апреля 2020 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Чеснокова Н.М. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с неправильным применением судами норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований инспекции.
В обоснование кассационной жалобы указано, что переданные Пенсионным Фондом Российской Федерации инспекции сведения о недоимке по состоянию на 1 января 2017 года содержат расшифровку задолженности, образовавшейся в период с 2010 года по 2015 год и с 2005 года по 2009 год.
По мнению подателя кассационной жалобы, срок давности по взысканию данной задолженности истек, задолженность подлежит списанию в порядке амнистии.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заместителем начальника МИФНС № 7 Жилкиной О.Н. поданы письменные возражения на кассационную жалобу, в которых она просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты – без изменения.
Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения Чесноковой Н.М., огласив возражения на кассационную жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует, что Чеснокова Н.М. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По данным Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Димитровграде Ульяновской области в МИФНС № 7 переданы сведения о задолженности Чесноковой Н.М. по состоянию на 1 января 2017 года в размере <данные изъяты> коп.: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии – <данные изъяты> коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 11 <данные изъяты> коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – <данные изъяты> коп.
В адрес Чесноковой Н.М. налоговой инспекцией направлено требование об уплате страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму пени по недоимке по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> коп. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, означенное требование административным ответчиком не исполнено.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Мелекесского судебного района Ульяновской области от 11 апреля 2019 года отменен судебный приказ № 2а-278 от 11 марта 2019 года, вынесенный по заявлению МИФНС № 7 о взыскании с Чесноковой Н.М. задолженности по налогам.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленная законом обязанность по уплате пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам, Чесноковой Н.М. не исполнена, доказательств уплаты страховых взносов и уменьшения размера задолженности не представлено.
Суд первой инстанции, опровергая возражения административного ответчика, указал на то, что задолженность Чесноковой Н.М. взыскана постановлениями Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также решением Мелекесского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не может быть списана.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, ссылаясь на положения части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», отверг доводы апелляционной жалобы Чесноковой Н.М., указав на отсутствие оснований для признания недоимки по пени безнадежной к взысканию.
Вышеозначенные выводы, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
До 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).
Данный федеральный закон к плательщикам страховых взносов наряду с другими лицами относит индивидуальных предпринимателей как лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, возлагает обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 5, часть 1 статьи 18 указанного закона).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (часть 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
С 1 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Пунктом 11 статьи 14 означенного закона предусмотрено, что положения части 1 статьи 11 названного Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что Чесноковой Н.М. оплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования добровольно не производилась, в связи с чем Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно с нее взыскивалась задолженность. Так, судом первой инстанции установлено взыскание задолженности с Чесноковой Н.М. постановлениями Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также решением Мелекесского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом установленных по делу обстоятельств недоимка, на которую начислены пени, взыскана с Чесноковой Н.М. до дня вступления Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и не может быть признана безнадежной к взысканию.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 22 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 26 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чесноковой Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: