дело № 2а-5019/2019
(56RS0042-01-2019-006766-85)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Оренбург 09 октября 2019 года
Центральный районный суд города Оренбурга в составе: председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,
при секретаре Мустакимовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района г.Оренбурга, действующего в интересах Российской Федерации, прав и свобод неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной
УСТАНОВИЛ:
прокурор Дзержинского района г.Оренбурга действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной. В обоснование требований административный истец указал, что прокуратурой Дзержинского района г.Оренбурга в рамках надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, проведен мониторинг сети «Интернет». В рамках проведения надзорных мероприятий с использованием персонального компьютера, имеющего выход в телекоммуникационную сеть «Интернет», установлено, что в социальной сети «В Контакте» выявлены группы с открытым доступом на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, содержащие информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (оправдывающую противоправное поведение; содержащую нецензурную брань; способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в совершении правонарушений и преступлений, азартных играх).
Владельцем сайта (администрацией сайта) «В Контакте» по адресу: <данные изъяты> является общество с ограниченной ответственностью «В Контакте», которое предоставляет пользователям доступ к использованию сайта «В Контакте» и его функционала на условиях, являющихся предметом правил пользования сайтом.
Ссылаясь на то, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации запрещенной для распространения среди детей в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» нарушает интересы РФ, неотъемлемые права неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве, просит суд признать информацию, размещенную на вышеуказанном сайте в сети «Интернет» в социальной сети «В Контакте» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Управления Роскомнадзора по Оренбургской области надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствии, дополнительно указал, что по состоянию на 26.09.2019 года Интернет-ресурс <данные изъяты> недоступен. Скриншот прилагается. Ограничение доступа к данному Интернет-ресурсу является нецелесообразным.
Представитель заинтересованного лица - ООО «В Контакте», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 Положения о федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установлено, что к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:
1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;
2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера;
8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
Распространение идеологии неформального молодежного криминализованного движения АУЕ (название которого расшифровывается как «Арестантское уркаганское единство», также встречается трактовка – «Арестантский уклад един») создает угрозу Конституционному строю Российской Федерации, поскольку пропагандирует «философию воров в законе и тюремные понятия», ставя их выше законодательства Российской Федерации, подрывает авторитет легитимных органов исполнительной и судебной власти.
Доступ несовершеннолетних лиц к указанным страницам не ограничен техническими средствами. Страницы не содержат предупреждений о запрете ее содержимого для просмотра лицами, не достигшими 18-летнего возраста.
Ограничение доступа к размещенной на указанном сайте информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, не достигших совершеннолетия.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации запрещенной для распространения среди детей в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (оправдывающую противоправное поведение; содержащую нецензурную брань; способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в совершении правонарушений и преступлений, азартных играх). Предоставление возможности доступа к Интернет–сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является по существу ее распространением.
Из представленных суду материалов усматривается, что в ходе проведения мониторинга сети Интернет прокурором Дзержинского района г.Оренбурга с использованием персонального компьютера, имеющего выход в телекоммуникационную сеть «Интернет», в социальной сети «В Контакте» выявлены группы с открытым доступом с информацией, запрещенной для распространения среди детей в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Сведения, размещенные по указанным электронным адресам пропагандируют преступную деятельность или содержат советы, инструкции или руководства по совершению преступных действий; содержат информацию ограниченного доступа; нарушают иные права и интересы граждан и юридических лиц или требования законодательства Российской Федерации, которые могут быть использованы в преступных целях и побуждают неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетних к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
По представленным административным ответчиком данным, по состоянию на 26.09.2019 года Интернет-ресурс <данные изъяты> недоступен. В связи с тем, что указанный Интернет ресурс заблокирован по требованию Роскомнадзора и попал в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не содержит противоправной информации, указанной в административном иске, требования прокурора в данной части не подлежат удовлетворению.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства доступ к информации, размещенной на Интернет-сайтах в социальной сети «В Контакте» по вышеуказанным электронным адресам следует ограничить, для чего признать содержащуюся на них информацию запрещенной к распространению и подлежащей внесению в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. 5.1.7. постановления Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, учитывая уточненные данные, представленным административным ответчиком, исходит из того, что на странице группы «В Контакте»: <данные изъяты>, <данные изъяты> содержится информация, оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в совершении правонарушений и преступлений, азартных играх, которая может быть использована в преступных целях.
Таким образом, с учетом отзыва Управления Роскомнадзора по Оренбургской области, требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Дзержинского района г.Оренбурга, действующего в интересах Российской Федерации, прав и свобод неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной – удовлетворить частично.
Признать информацию, содержащуюся в информационно - коммуникационной сети Интернет, размещенную на странице группы с электронным адресом:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Интернет-сайта «В Контакте» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда является основанием для внесения адреса Интернет-сайта:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 11 октября 2019 года.
Судья Центрального районного
суда г. Оренбурга Р.Т. Чувашаева