Городской суд <адрес> Республики Дагестан
судья ФИО6
дело №
УИД-05RS0№-28
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2021 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО15,
судей ФИО7 и ФИО8,
при секретаре судебного заседания ФИО9,
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с городским судом <адрес> гражданское дело по иску представителя ФИО1 по доверенности ФИО4 к Управлению ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> и ГУ-ОПФР по Республике Дагестан о признании незаконным решение Управления Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> № от <дата> в части отказа во включении в страховой стаж ФИО1 периодов работы: с <дата> по <дата> в должности слесаря по ремонту подвижного состава 3 (третьего) разряда в Локомотивном ДЭПО Красноводска (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности рабочего; с <дата> по <дата> в должности мастера холодильника в Красноводском гормолзаводе (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности электромонтера по обслуживанию ОПС 3 (третьего) разряда в отделе охраны Красноводского ГОВД (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности водителя 3 (третьего) класса Красноводской автоколонны в автобазе ДорУРСа Саж Ж/Д (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя 2 (второго) класса ОРС <адрес> (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя Красноводского КСМУ (ФИО3); и с <дата> по <дата> в должности водителя автоколонны ОРСА <адрес> железной дороги (ФИО3), о включении в страховой стаж периодов работы: с <дата> по <дата> в должности слесаря по ремонту подвижного состава 3 (третьего) разряда в Локомотивном ДЭПО Красноводска (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности рабочего; с <дата> по <дата> в должности мастера холодильника в Красноводском гормолзаводе (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности электромонтера по обслуживанию ОПС 3 (третьего) разряда в отделе охраны Красноводского ГОВД (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности водителя 3 (третьего) класса Красноводской автоколонны в автобазе ДорУРСа Саж Ж/Д (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя 2 (второго) класса ОРС <адрес> (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя Красноводского КСМУ (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя автоколонны ОРСА <адрес> железной дороги (ФИО3), и обязании Управление ОПФР по РД в <адрес> назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ-ОПФР по РД на решение Городского суда <адрес> Республики Дагестан от <дата>,
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО15, доводы представителя ответчика ФИО10, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения представителя истца ФИО14, полагавший, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО4 обратилась в суд с иском к Управлению ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> и ГУ-ОПФР по Республике Дагестан о признании незаконным решение Управления Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> № от <дата> в части отказа во включении в страховой стаж ФИО1 периодов работы: с <дата> по <дата> в должности слесаря по ремонту подвижного состава 3 (третьего) разряда в Локомотивном ДЭПО Красноводска (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности рабочего; с <дата> по <дата> в должности мастера холодильника в Красноводском гормолзаводе (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности электромонтера по обслуживанию ОПС 3 (третьего) разряда в отделе охраны Красноводского ГОВД (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности водителя 3 (третьего) класса Красноводской автоколонны в автобазе ДорУРСа Саж Ж/Д (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя 2 (второго) класса ОРС <адрес> (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя Красноводского КСМУ (ФИО3); и с <дата> по <дата> в должности водителя автоколонны ОРСА <адрес> железной дороги (ФИО3), о включении в страховой стаж периодов работы: с <дата> по <дата> в должности слесаря по ремонту подвижного состава 3 (третьего) разряда в Локомотивном ДЭПО Красноводска (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности рабочего; с <дата> по <дата> в должности мастера холодильника в Красноводском гормолзаводе (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности электромонтера по обслуживанию ОПС 3 (третьего) разряда в отделе охраны Красноводского ГОВД (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности водителя 3 (третьего) класса Красноводской автоколонны в автобазе ДорУРСа Саж Ж/Д (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя 2 (второго) класса ОРС <адрес> (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя Красноводского КСМУ (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя автоколонны ОРСА <адрес> железной дороги (ФИО3), и обязании Управление ОПФР по РД в <адрес> назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>, в обоснование которого указывает следующее.
<дата> ФИО1, <дата> года рождения, обратился в Управление ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста в порядке п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> № от <дата> в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием необходимого страхового стажа - 25 лет, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.к. ко дню обращения с заявлением ФИО1, по подтвержденным документам, имел страховой стаж - 19 лет 3 месяцев7 дней. При принятии решения комиссией по назначению и перерасчету пенсии ГУ ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> в страховой стаж ФИО1 не зачтены периоды: с <дата> - <дата> – работа в должности слесаря по ремонту подвижного состава 3 разряда Локомотивное ДЭПО Красноводск (Туркменской ССР); с <дата> - <дата> – работа в должности рабочего, и.о мастера холодильника в Красноводском гормолзаводе (Туркменской ССР); с <дата> - <дата> – работа в должности электромонтера по обслуживанию ОПС 3 разряда в Отделе охраны Красноводского ГОВД (Туркменской ССР); с <дата> - <дата> - работа в должности водителя автоколонны в Автобазе ДорУРСа Саж Ж/Д ФИО3; с <дата> - <дата> - работа в должности водителя Красноводское КСМУ (ФИО3); и с <дата> - <дата> - работа в должности водителя автоколонны ОРСА <адрес> железной дороги (ФИО3), т.к. не получены ответы из ФИО3 на запросы, отправленные ответчиком <дата> и <дата>. При поступлении ответов, указанные периоды могут быть включены в страховой стаж и пенсия назначена с даты обращения. Требуемый для назначения страховой пенсии по старости с уменьшением возраста стаж работы -7 лет 6 месяцев на соответствующих видах работ по Списку ответчиком в решении признается, не оспаривается.
<дата> ФИО1 через своего представителя ФИО4 обратился с заявлением в Управление ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> с просьбой разъяснить, получены ли в настоящее время ГУ ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> указанные ответы из ФИО3, и включены ли указанные периоды работы в Республике ФИО3 в страховой стаж ФИО1
Из ответа ГУ ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> от <дата> за № усматривается, что на неоднократные запросы ГУ-УОПФР по Республике Дагестан в Республику ФИО3 по факту подтверждения работы ФИО1 ответы не получены, в связи с этим периоды работы в ФИО3 не внесены в страховой стаж для определения права на назначение досрочной страховой пенсии.
Учитывая, что с наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ФИО1 вынужден обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями.
Так, из трудовой книжки от 23.07.1980г. усматривается, что на основании Приказа ОАО «Сургутнефтегаз» - Федоровское управление по повышению нефтеотдачи от 24.11.2008г. за № - к, ФИО1 с 24.11.2008г. принят помощником бурильщика капитального ремонта скважин пятого разряда в цех повышения нефтеотдачи пластов и капитального ремонта скважин №. Указанная работа относится к Списку № разделу XII, подразделу 2, позиции 2130200а-11292.
Приказом от 29.12.2017г. за №-к вышеуказанной организации, переведен слесарем – ремонтником четвертого разряда в ремонтное звено № цеха повышения нефтеотдачи пластов и капитального ремонта скважин №. Указанная работа относится к Списку № разделу XII, подразделу 2, позиции 2130200а-18559.
Данные периоды и условия работы подтверждаются справкой работодателя уточняющей работу в особых условиях труда дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставленной 21.06.2019г. ПАО «Сургутнефтегаз» Федоровское управление по повышению нефтеотдачи за №, имеющейся в материалах пенсионного дела ФИО1
Принимая во внимание разъяснения, данные в п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, касающиеся порядка уменьшения возраста дающего права на назначение досрочной страховой пенсии по старости для мужчин, стаж ФИО1 на работах с тяжелыми условиями труда, который составил по данным ответчика 8л.5м.12дн., и возраст -57 лет на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 30.05.2019г., у ФИО1 имелись требуемые «не менее половины» установленного п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» срока работы с тяжелыми условиями труда для назначения страховой пенсии по старости с уменьшением возраста.
Наличие у истца стажа работы по Списку № необходимого для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста (7 лет 6 мес.) признается ответчиком в оспариваемом решении на основании собранных им доказательств.
Между тем, отказ пенсионного органа включить в страховой стаж ФИО1 периоды его работы с <дата> - <дата>, с <дата> - <дата>, с <дата> - <дата>, с <дата> - <дата>, с <дата> - <дата>, с <дата> - <дата>, которые имели место на территории Туркменской ССР, а впоследствии - на территории ФИО3, по причине отсутствия ответа от компетентных органов ФИО3 на запрос ответчика о подтверждении вышеуказанного периода актом встречной проверки, не соответствуют нормам международного договора и нарушают пенсионные права истца.
Из трудовой книжки ФИО1 выданной <дата>, усматривается, что в период с <дата> - <дата> (8 мес. 20 д.) на основании Приказа №-к от 21.07.1980г. им осуществлялась работа в должности слесаря по ремонту подвижного состава 3 разряда в Локомотивном ДЭПО Красноводска (Туркменской ССР); в период с <дата> - <дата> (2 мес. 27 дн.) на основании Приказа № от <дата> и Приказа № от <дата> (о переводе - работа в должности рабочего, и.о мастера холодильника в Красноводском гормолзаводе (Туркменской ССР); в период с <дата> -<дата> (1 г. 5 мес. 25 дн.) – на основании Приказа № м/с от <дата> работа в должности электромонтера по обслуживанию ОПС 3 разряда в Отделе охраны Красноводского ГОВД (Туркменской ССР); с <дата> - <дата> (5 л. 8 мес.8 дн.) - работа в должности водителя автоколонны в Автобазе ДорУРСа Саж Ж/Д, (ФИО3); с 02.01.1992г. -08.11.1992г.(10мес.6дн.) на основании Приказа № от <дата> принят переводом водителем ОРС <адрес>, (ФИО3), с <дата> - <дата> (8 мес.4 дн.) на основании Приказа № от <дата> принят переводом водителем Красноводского КСМУ (ФИО3), и с <дата> - <дата> (10 м. 23 дн.) на основании Приказа № от 09.09.1993г. - работа в должности водителя автоколонны ОРСА <адрес> железной дороги (ФИО3).
При этом из имеющейся в материалах пенсионного дела Архивной справки ФИО2 от <дата> №А-325 усматривается информация об увольнении ФИО1 с <дата> (Приказ № от <дата>). Изложенные в архивной справке сведения об увольнении отражены в трудовой книжке и полностью им соответствуют.
Таким образом, страховой стаж, приобретенный ФИО1 на территории бывшего СССР (Туркменская ССР) за время до <дата> (вступление в силу Соглашения стран СНГ) составляет – 8 лет 1 мес. 20 дней.
Стаж, приобретенный после этой даты на территории ФИО3, которая является участником Соглашения от <дата>, составляет – 2 г.5 мес.3дн.
Согласно оспариваемому решению Управления ОПФР по РД в <адрес>, недостающий для назначения досрочной страховой пенсии страховой стаж работы ФИО1 составляет -5 лет 8 месяцев 23 дня.
Таким образом, для приобретения истцом предусмотренного п. 2 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» 25 летнего страхового стажа, достаточно учесть страховой стаж, приобретенный ФИО1 на территории ФИО3.
Учитывая изложенное, отказ пенсионного органа учесть периоды работы истца с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> по причине отсутствия ответов компетентного органа государства - участника Соглашения ФИО3, противоречит положениям ч. 2 ст. 6 и ст. 11 Соглашения от <дата>, согласно которым учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения и необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до <дата>, и принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
При указанных обстоятельствах, поскольку периоды работы ФИО1 имели место на территории государства участника Соглашения от <дата>, необходимые для пенсионного обеспечения документы (трудовая книжка) выданные Туркменской ССР подлежат принятию на территории Российской Федерации без легализации, и трудовой стаж, приобретенный на территории Туркменской ССР до <дата> учитывается для установления права на пенсию.
РешениемГородского суда <адрес> Республики Дагестан от<дата> постановлено:
«Уточненные исковые требования представителя ФИО1 по доверенности ФИО4 к Управлению ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> и ГУ-ОПФР по Республике Дагестан о признании незаконным решение Управления Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> № от <дата> в части отказа во включении в страховой стаж ФИО1 периодов работы: с <дата> по <дата> в должности слесаря по ремонту подвижного состава 3 (третьего) разряда в Локомотивном ДЭПО Красноводска (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности рабочего; с <дата> по <дата> в должности мастера холодильника в Красноводском гормолзаводе (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности электромонтера по обслуживанию ОПС 3 (третьего) разряда в отделе охраны Красноводского ГОВД (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности водителя 3 (третьего) класса Красноводской автоколонны в автобазе ДорУРСа Саж Ж/Д (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя 2 (второго) класса ОРС <адрес> (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя Красноводского КСМУ (ФИО3); и с <дата> по <дата> в должности водителя автоколонны ОРСА <адрес> железной дороги (ФИО3), о включении в страховой стаж периодов работы: с <дата> по <дата> в должности слесаря по ремонту подвижного состава 3 (третьего) разряда в Локомотивном ДЭПО Красноводска (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности рабочего; с <дата> по <дата> в должности мастера холодильника в Красноводском гормолзаводе (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности электромонтера по обслуживанию ОПС 3 (третьего) разряда в отделе охраны Красноводского ГОВД (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности водителя 3 (третьего) класса Красноводской автоколонны в автобазе ДорУРСа Саж Ж/Д (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя 2 (второго) класса ОРС <адрес> (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя Красноводского КСМУ (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя автоколонны ОРСА <адрес> железной дороги (ФИО3), и обязании Управление ОПФР по РД в <адрес> назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в городе Дагестанские Огни от <дата> № об отказе во включении в страховой стаж ФИО1 периодов работы с <дата> по <дата> в должности слесаря по ремонту подвижного состава 3 (третьего) разряда в Локомотивном ДЭПО Красноводска (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности рабочего; с <дата> по <дата> в должности мастера холодильника в Красноводском гормолзаводе (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности электромонтера по обслуживанию ОПС 3 (третьего) разряда в отделе охраны Красноводского ГОВД (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности водителя 3 (третьего) класса Красноводской автоколонны в автобазе ДорУРСа Саж Ж/Д (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя 2 (второго) класса ОРС <адрес> (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя Красноводского КСМУ (ФИО3); и с <дата> по <дата> в должности водителя автоколонны ОРСА <адрес> железной дороги (ФИО3).
Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан и Управление Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> включить в специальный страховой стаж, дающий правона назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с <дата> по <дата> в должности слесаря по ремонту подвижного состава 3 (третьего) разряда в Локомотивном ДЭПО Красноводска (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности рабочего; с <дата> по <дата> в должности мастера холодильника в Красноводском гормолзаводе (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности электромонтера по обслуживанию ОПС 3 (третьего) разряда в отделе охраны Красноводского ГОВД (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности водителя 3 (третьего) класса Красноводской автоколонны в автобазе ДорУРСа Саж Ж/Д (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя 2 (второго) класса ОРС <адрес> (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя Красноводского КСМУ (ФИО3); и с <дата> по <дата> в должности водителя автоколонны ОРСА <адрес> железной дороги (ФИО3).
Обязать Управление ОПФР по РД в <адрес> назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>».
На данное решение представителем ответчика ГУ-ОПФР по РД подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Государственное Учреждение - ОПФР по РД считает указанное решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.
На дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии ФИО11 имел страховой стаж 17 лет, 3 месяца и 26 дней,с учетом применения коэффициента к периоду службы в советской армии - 19лет, месяца и 7 дней. Стаж истца на соответствующих видах работ составил 8 лет, месяцев и 12 дней.
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан были направлены запросы от <дата> № и от <дата> № в Управлении Пенсионного фонда Балканабатского ФИО3 Республики ФИО3, просьбой подтвердить спорные периоды трудовой деятельности истца.
Однако в ответ на запрос от <дата> была выслана архивная справка №А-325, согласно которой в документах архивного Красноводского гормолзавода, книге приказов, в приказе № от <дата> записано «ФИО11-освободить от и.о. мастера холодильника с <дата>.». Также вышеупомянутой архивной справке указывается, что книги приказов за январь - июль 1983 года, а так же лицевые счета по начислению заработной платы рабочим и служащим за 1983 год на хранение в ФИО2 не поступали, в связи с чем подтвердить периоды работы истца на территории РД не представляется возможным.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, <дата> ФИО1 обратился в Управление ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста в порядке п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> № от <дата> в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием необходимого страхового стажа - 25 лет, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.к. ко дню обращения с заявлением ФИО1, по подтвержденным документам, имел страховой стаж - 19 лет 3 месяцев7 дней. При принятии решения комиссией по назначению и перерасчету пенсии ГУ ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> в страховой стаж ФИО1 не зачтены периоды: с <дата> - <дата> – работа в должности слесаря по ремонту подвижного состава 3 разряда Локомотивное ДЭПО Красноводск (Туркменской ССР); с <дата> - <дата> – работа в должности рабочего, и.о мастера холодильника в Красноводском гормолзаводе (Туркменской ССР); с <дата> - <дата> – работа в должности электромонтера по обслуживанию ОПС 3 разряда в Отделе охраны Красноводского ГОВД (Туркменской ССР); с <дата> - <дата> - работа в должности водителя автоколонны в Автобазе ДорУРСа Саж Ж/Д ФИО3; с <дата> - <дата> - работа в должности водителя Красноводское КСМУ (ФИО3); и с <дата> - <дата> - работа в должности водителя автоколонны ОРСА <адрес> железной дороги (ФИО3), т.к. не получены ответы из ФИО3 на запросы, отправленные ответчиком <дата> и <дата>. При поступлении ответов, указанные периоды могут быть включены в страховой стаж и пенсия назначена с даты обращения. Требуемый для назначения страховой пенсии по старости с уменьшением возраста стаж работы -7 лет 6 месяцев на соответствующих видах работ по Списку ответчиком в решении признается, не оспаривается.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (части 1 и 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации в подпункте "б" пункта 1 постановления от <дата> N 665 определило порядок применения Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета министров СССР от <дата> N 10, и Списка N 2, утвержденного постановлением Совета министров СССР от <дата> N 1173 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда.
Судом установлено, что из предоставленных в дело документов удостоверяющих личность, образование, воинскую обязанность и трудовую деятельность истца усматривается, что ФИО1, <дата> году родился в <адрес> ССР, в период с <дата> - <дата> получил профессионально – техническое образование в училище № <адрес> ССР – локомотивное дело, <дата> уволен по ст. 30 п. «з» КЗОТ ТССР в связи с уходом в армию, а в период с <дата> - <дата> осуществлял трудовую деятельность в <адрес> ССР, в настоящее время является гражданином РФ, постоянно проживает и работает на территории РФ.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ ", периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, с целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Определение Конституционного Суда РФ от <дата> N 2200-О).
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от <дата> N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от <дата> "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" подписанного участниками СНГ - Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, ФИО3, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова (далее Соглашения).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения - для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии с ст. 11 Соглашения - необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до <дата>, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от <дата> N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от <дата> учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до <дата>, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от <дата>.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от <дата> N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от <дата>, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от <дата>, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от <дата> N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее Правила №).
В силу подпункта "б" пункта 2 Правил N 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ.
Согласно положениям пункта 10 Правил №, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил N 1015.
Пунктом 11 Правил № установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Статья 66 Трудового кодека РФ также указывает, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как видно из трудовой книжки ФИО1, выданной <дата>, он работал в период: с <дата> по <дата> в должности слесаря по ремонту подвижного состава 3 (третьего) разряда в Локомотивном ДЭПО Красноводска (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности рабочего; с <дата> по <дата> в должности мастера холодильника в Красноводском гормолзаводе (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности электромонтера по обслуживанию ОПС 3 (третьего) разряда в отделе охраны Красноводского ГОВД (Туркменской ССР); с <дата> по <дата> в должности водителя 3 (третьего) класса Красноводской автоколонны в автобазе ДорУРСа Саж Ж/Д (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя 2 (второго) класса ОРС <адрес> (ФИО3); с <дата> по <дата> в должности водителя Красноводского КСМУ (ФИО3); и с <дата> по <дата> в должности водителя автоколонны ОРСА <адрес> железной дороги (ФИО3).
Представленная в материалы дела трудовая книжка истца ФИО12 оформлена в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и в организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от <дата> N 162, действовавшей на момент заполнения данных периодов, подтверждает факт работы истца в указанные выше периоды, записи выполнены в календарной последовательности и соответствуют сведениям указанным в документах об образовании, воинской службе. Указанные в трудовой книжке фамилия, имя, отчество и дата рождения работника соответствуют паспортным данным истца. Запись об увольнении с должности и.о. мастера холодильника с <дата> - <дата> на основании приказа № от <дата>, подтверждается архивной выпиской государственного архива ФИО3 от <дата> №А-325, полученной по запросу ответчика, никаких противоречий записи в трудовой книжке об указанных периодах не содержат, трудовая книжка сомнений у представителя ответчика не вызывает, поэтому оснований не доверять внесенным в трудовую книжку записям, не имеется.
Таким образом, оценка имеющихся в деле доказательств в совокупности с приведенными нормами права, позволяют суду прийти к выводу о том, что периоды работы ФИО1: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, приобретенные на территории ФИО3, государства – участника СНГ подписавшего с Российской Федерацией Соглашение от <дата>, подлежат включению в страховой стаж ФИО1
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отсутствие дополнительного подтверждения компетентным органом ФИО3 работы истца ФИО1 в спорные периоды на территории ФИО3, при наличии не вызывающих сомнение записей в трудовой книжке истца, само по себе не может являться основанием к отказу во включении спорных периодов работы в страховой стаж и препятствием в реализации пенсионных прав работника.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции была представлена архивная справка директора центрального отраслевого агентства, согласно которой приказом №/К от <дата> ФИО13 принят слесарем 3 разряда на ПТО-Красноводск, приказом №-/К от <дата> истец уволен с <дата> в связи с призывом в ряды Советской Армии.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч.2 ст.22 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ).
Заявитель вправе обратиться с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в любой территориальный орган ПФР в пределах территории Российской Федерации по выбору заявителя независимо от его места жительства, места пребывания, места фактического проживания (пункт 38 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от <дата> N 234п).
Как разъяснено в абз. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ.
Как следует из материалов дела <дата> истец обратился в Управление ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеуказанный стаж работы на территории ФИО3 (10 лет 6 месяцев 24 дня) и учитывая установленный ответчиком в оспариваемом решении № от <дата> страховой стаж (19 лет 3 месяцев 7 дней), суд пришел к правильному выводу, что общий страховой стаж ФИО1 на день его обращения с заявлением о назначении страховой пенсии составлял 29 лет 10 месяцев.
Специальный стаж истца, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно оспариваемому решению Управления ОПФР по РД в <адрес> № от <дата>, составлял на момент обращения в пенсионный орган - 8 лет 5 месяцев 12 дней по достижении возраста 57 лет, в связи с чем, имеются основания для возложения обязанности на Управление ОПФР по Республике Дагестан в <адрес> назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты его обращения в пенсионный орган - <дата>.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах закона и обстоятельствах дела.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Городского суда <адрес> Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ-ОПФР по РД – без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи: