Решение по делу № 2-2322/2024 от 07.08.2024

70RS0001-01-2024-004097-04

Дело № 2-2322/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2024 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Изотовой Т.В.,

при ведении протокола судебного

заседания помощником судьи Гаршиной Д.И.,

с участием представителя процессуального истца ДС,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора /________/ /________/ Томской области, действующего в интересах АВ к Департаменту здравоохранения Томской области об обеспечении лекарственным препаратом, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата,

установил:

Прокурор /________/ Томской области, действующий в интересах АВ обратился в Кировский районный суд г.Томска с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Томской области, в котором просит возложить на последнего обязанность обеспечить АВ лекарственным препаратом «/________/» в количестве 1 упаковки, а так же взыскать денежные средства в размере 1799 руб., затраченные на приобретение лекарственного препарата «/________/» в количестве 2 упаковок.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой /________/ на основании обращения АВ проведена проверка в сфере обеспечения льготными лекарственными препаратами. По результатам проверки установлено, что АВ состоит на диспансерном учете в ОГАУЗ «/________/ больница», имеет инвалидность 1 степени 3 группы бессрочно, право на получение льготных лекарственных препаратов по федеральной льготе с /________/. Согласно выписке из протокола решения врачебной комиссии /________/ от /________/, следует, что АВ необходимо обеспечить лекарственным препаратом: «/________/» 60 мг /________/. Препарат «/________/) является жизненно необходимым и включен в Государственный реестр лекарственных средств. В связи с длительным отсутствием указанного препарата в аптеке ООО «Здоровье-Фарм», АВ была вынуждена приобрести препарат в количестве 2 упаковок за свой счет, общей стоимостью по чеку 1799 рублей, рецепт от /________/ серии /________/ поставлен на отсроченное обслуживание. До настоящего времени АВ не обеспечена лекарственным препаратом, при этом нуждается в регулярном и своевременном его приеме. Ответственным органом государственной власти по предоставлению мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных средств на территории Томской области является Департамент здравоохранения Томской области.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Кировского района г. Томска ДС поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Материальный истец АВ, представитель ответчика Департамента здравоохранения Томской области, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении дела не просили, заявлений не представили.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при настоящей явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в ст. 2, 20 гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

Базовым нормативным правовым актом в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2353.

Федеральной программой, в частности, установлены перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Согласно разделу V Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения закреплены и в Областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 06.02.2023 N 48а.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включены противоэпилептические препараты.

Согласно п.3 ч.2 ст.9 Закона Томской области от 14.03.2016 № 2-ОЗ «О лекарственном обеспечении населения Томской области», лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются бесплатно лицам, страдающим жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

В судебном заседании установлено, что АВ является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой серии /________/ /________/ от /________/.

Как следует из медицинской документации и ответа ОГАУЗ «/________/ больница» /________/ от /________/, АВ (/________/ года рождения), состоит на диспансерном учете у врача невролога, является инвалидом 1 степени, 3 группы, и имеет право на получение льготных лекарственных препаратов. Врачебной комиссией установлена пожизненная нуждаемость в препарате «/________/, что подтверждается выпиской из протокола решения врачебной комиссии от /________/. Ей необходимо принимать лекарственный препарат по торговому наименованию «/________/» 60 мг /________/, по 1 таб. 4 р/д на 1 месяц лечения необходимо 2 стандарта, на 6 месяцев лечения 8 стандартов, на 12 месяцев лечения – 15 стандартов.

АВ выписан рецепт серии /________/ /________/ от /________/ на получение лекарственного препарата «/________/», таблетки 60 мг.

/________/ /________/ направлен запрос в ООО «Здоровье-Фарм», из представленного ответа от /________/ и реестра рецептов за период с /________/ по /________/, следует, что льготное лекарственное средство находится на отложенном спросе.

В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии со статьей 9 Закона Томской области от 14.03.2016 № 2-03 «О лекарственном обеспечении населения Томской области» льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета и областного бюджета гарантируется гражданам, имеющим право на данную меру социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Томской области.

Часть 2 статьи 9 названного закона закрепляет, что лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами (фельдшерами) при амбулаторном лечении, проживающим на территории Томской области, кроме прочего, лицам, страдающим заболеваниями, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56 (далее - Положение), департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области (далее - Департамент), входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета.

В соответствии с п. 2 Положения целью деятельности Департамента является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.

В силу п. 3 Положения задачами деятельности Департамента являются: реализация стратегических и приоритетных направлений государственной и региональной политики в сфере здравоохранения; повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; охрана здоровья населения Томской области; охрана здоровья матери и ребенка; снижение смертности от заболеваний; предупреждение распространения социально значимых заболеваний; повышение качества и доступности лекарственного обеспечения; реализация мер социальной и информационной поддержки отдельных категорий граждан в части лекарственного обеспечения.

Согласно пункту 10 указанного Положения Департамент исполняет функции по организации обеспечения лекарственными препаратами; выступает государственным заказчиком в сфере здравоохранения, организации лекарственного обеспечения (в части обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждений здравоохранения Томской области, подведомственных Органу, в том числе в рамках реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" в пределах выделяемых бюджетных средств.

Поскольку финансирование бесплатного обеспечения лекарственными средствами при амбулаторном лечении осуществляется за счет средств областного бюджета, организация обеспечения лекарственными препаратами возложена на Департамент здравоохранения Томской области, суд возлагает обязанность по обеспечению АВ лекарственным препаратом «Пиридостигмина бромид» в количестве 1 упаковки на Департамент здравоохранения Томской области, в связи с чем Департамент должен принять меры по организации обеспечения указанным лекарственным препаратом, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд полагает необходимым привести решение суда в части возложения на Департамент здравоохранения Томской области обязанности организовать обеспечение АВ лекарственными препаратами к немедленному исполнению, поскольку из медицинской документации и решений врачебной комиссий следует, что нуждаемость в препарате пожизненная.

Ввиду отсутствия жизненно необходимого указанного лекарственного препарата АВ была вынуждена приобрести самостоятельно за счет личных денежных средств две пачки препарата «/________/» 60 мг /________/ на сумму 1799 руб., что подтверждается представленным кассовым чеком /________/ от /________/.

Из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – Томской области относится к компетенции Департамента здравоохранения Томской области, который должен предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению медицинскими препаратами льготной категории граждан. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им медицинскими препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания лицам медицинской помощи, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих медицинских изделий за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 ГК РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

Поскольку в результате допущенного ответчиком бездействия нарушено неимущественное право АВ на охрану здоровья по медицинским показаниям, затраты, которые заявлены истцом в размере 1799 руб. согласно представленным платежным документам подлежат возмещению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление прокурора /________/, действующего в интересах АВ к Департаменту здравоохранения Томской области об обеспечении лекарственным препаратом, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата удовлетворить.

Возложить на Департамент здравоохранения Томской области обязанность обеспечить АВ, /________/ года рождения, лекарственным препаратом «/________/» в количестве 1 упаковки.

Взыскать с Департамента здравоохранения Томской области в пользу АВ денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата, в размере 1799 руб.

Решение суда в части обеспечения лекарственным препаратом обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска.

Мотивированный текст решения изготовлен 20.09.2024

Судья Т.В. Изотова

70RS0001-01-2024-004097-04

Дело № 2-2322/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2024 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Изотовой Т.В.,

при ведении протокола судебного

заседания помощником судьи Гаршиной Д.И.,

с участием представителя процессуального истца ДС,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора /________/ /________/ Томской области, действующего в интересах АВ к Департаменту здравоохранения Томской области об обеспечении лекарственным препаратом, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата,

установил:

Прокурор /________/ Томской области, действующий в интересах АВ обратился в Кировский районный суд г.Томска с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Томской области, в котором просит возложить на последнего обязанность обеспечить АВ лекарственным препаратом «/________/» в количестве 1 упаковки, а так же взыскать денежные средства в размере 1799 руб., затраченные на приобретение лекарственного препарата «/________/» в количестве 2 упаковок.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой /________/ на основании обращения АВ проведена проверка в сфере обеспечения льготными лекарственными препаратами. По результатам проверки установлено, что АВ состоит на диспансерном учете в ОГАУЗ «/________/ больница», имеет инвалидность 1 степени 3 группы бессрочно, право на получение льготных лекарственных препаратов по федеральной льготе с /________/. Согласно выписке из протокола решения врачебной комиссии /________/ от /________/, следует, что АВ необходимо обеспечить лекарственным препаратом: «/________/» 60 мг /________/. Препарат «/________/) является жизненно необходимым и включен в Государственный реестр лекарственных средств. В связи с длительным отсутствием указанного препарата в аптеке ООО «Здоровье-Фарм», АВ была вынуждена приобрести препарат в количестве 2 упаковок за свой счет, общей стоимостью по чеку 1799 рублей, рецепт от /________/ серии /________/ поставлен на отсроченное обслуживание. До настоящего времени АВ не обеспечена лекарственным препаратом, при этом нуждается в регулярном и своевременном его приеме. Ответственным органом государственной власти по предоставлению мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных средств на территории Томской области является Департамент здравоохранения Томской области.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Кировского района г. Томска ДС поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Материальный истец АВ, представитель ответчика Департамента здравоохранения Томской области, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении дела не просили, заявлений не представили.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при настоящей явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в ст. 2, 20 гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

Базовым нормативным правовым актом в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 № 2353.

Федеральной программой, в частности, установлены перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Согласно разделу V Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения закреплены и в Областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 06.02.2023 N 48а.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включены противоэпилептические препараты.

Согласно п.3 ч.2 ст.9 Закона Томской области от 14.03.2016 № 2-ОЗ «О лекарственном обеспечении населения Томской области», лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются бесплатно лицам, страдающим жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

В судебном заседании установлено, что АВ является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой серии /________/ /________/ от /________/.

Как следует из медицинской документации и ответа ОГАУЗ «/________/ больница» /________/ от /________/, АВ (/________/ года рождения), состоит на диспансерном учете у врача невролога, является инвалидом 1 степени, 3 группы, и имеет право на получение льготных лекарственных препаратов. Врачебной комиссией установлена пожизненная нуждаемость в препарате «/________/, что подтверждается выпиской из протокола решения врачебной комиссии от /________/. Ей необходимо принимать лекарственный препарат по торговому наименованию «/________/» 60 мг /________/, по 1 таб. 4 р/д на 1 месяц лечения необходимо 2 стандарта, на 6 месяцев лечения 8 стандартов, на 12 месяцев лечения – 15 стандартов.

АВ выписан рецепт серии /________/ /________/ от /________/ на получение лекарственного препарата «/________/», таблетки 60 мг.

/________/ /________/ направлен запрос в ООО «Здоровье-Фарм», из представленного ответа от /________/ и реестра рецептов за период с /________/ по /________/, следует, что льготное лекарственное средство находится на отложенном спросе.

В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии со статьей 9 Закона Томской области от 14.03.2016 № 2-03 «О лекарственном обеспечении населения Томской области» льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета и областного бюджета гарантируется гражданам, имеющим право на данную меру социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Томской области.

Часть 2 статьи 9 названного закона закрепляет, что лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами (фельдшерами) при амбулаторном лечении, проживающим на территории Томской области, кроме прочего, лицам, страдающим заболеваниями, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56 (далее - Положение), департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области (далее - Департамент), входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета.

В соответствии с п. 2 Положения целью деятельности Департамента является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.

В силу п. 3 Положения задачами деятельности Департамента являются: реализация стратегических и приоритетных направлений государственной и региональной политики в сфере здравоохранения; повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; охрана здоровья населения Томской области; охрана здоровья матери и ребенка; снижение смертности от заболеваний; предупреждение распространения социально значимых заболеваний; повышение качества и доступности лекарственного обеспечения; реализация мер социальной и информационной поддержки отдельных категорий граждан в части лекарственного обеспечения.

Согласно пункту 10 указанного Положения Департамент исполняет функции по организации обеспечения лекарственными препаратами; выступает государственным заказчиком в сфере здравоохранения, организации лекарственного обеспечения (в части обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждений здравоохранения Томской области, подведомственных Органу, в том числе в рамках реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" в пределах выделяемых бюджетных средств.

Поскольку финансирование бесплатного обеспечения лекарственными средствами при амбулаторном лечении осуществляется за счет средств областного бюджета, организация обеспечения лекарственными препаратами возложена на Департамент здравоохранения Томской области, суд возлагает обязанность по обеспечению АВ лекарственным препаратом «Пиридостигмина бромид» в количестве 1 упаковки на Департамент здравоохранения Томской области, в связи с чем Департамент должен принять меры по организации обеспечения указанным лекарственным препаратом, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд полагает необходимым привести решение суда в части возложения на Департамент здравоохранения Томской области обязанности организовать обеспечение АВ лекарственными препаратами к немедленному исполнению, поскольку из медицинской документации и решений врачебной комиссий следует, что нуждаемость в препарате пожизненная.

Ввиду отсутствия жизненно необходимого указанного лекарственного препарата АВ была вынуждена приобрести самостоятельно за счет личных денежных средств две пачки препарата «/________/» 60 мг /________/ на сумму 1799 руб., что подтверждается представленным кассовым чеком /________/ от /________/.

Из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – Томской области относится к компетенции Департамента здравоохранения Томской области, который должен предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению медицинскими препаратами льготной категории граждан. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им медицинскими препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания лицам медицинской помощи, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих медицинских изделий за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 ГК РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

Поскольку в результате допущенного ответчиком бездействия нарушено неимущественное право АВ на охрану здоровья по медицинским показаниям, затраты, которые заявлены истцом в размере 1799 руб. согласно представленным платежным документам подлежат возмещению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление прокурора /________/, действующего в интересах АВ к Департаменту здравоохранения Томской области об обеспечении лекарственным препаратом, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата удовлетворить.

Возложить на Департамент здравоохранения Томской области обязанность обеспечить АВ, /________/ года рождения, лекарственным препаратом «/________/» в количестве 1 упаковки.

Взыскать с Департамента здравоохранения Томской области в пользу АВ денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата, в размере 1799 руб.

Решение суда в части обеспечения лекарственным препаратом обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска.

Мотивированный текст решения изготовлен 20.09.2024

Судья Т.В. Изотова

2-2322/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Шегарского района Томской области в интересах Климентьевой Анастасии Владимировны
Климентьева Анастасия Владимировна
Ответчики
Департамент здравоохранения Томской области
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Дело на странице суда
kirovsky.tms.sudrf.ru
07.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2024Передача материалов судье
08.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2024Подготовка дела (собеседование)
26.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее