Гражданское дело № 2-448/2015
Решение
(ЗАОЧНОЕ)
Именем Российской Федерации
12 августа 2015 года аул Адыге-Хабль
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе:
председательствующего судьи Косова Ю.А.,
при секретаре Соновой М.К.,
с участием помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Аслануковой Р.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к администрации муниципального образования - Грушкинское сельское поселение Адыге-Хабльского района об обязании устранения требований законодательства в области обращения с отходами,
УСТАНОВИЛ:
Адыге-Хабльский межрайонный прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в интересах Российской Федерации с исковым заявлением к администрации Грушкинского сельского поселения Адыге-Хабльского района об обязании устранения нарушений требований природоохранного законодательства, ссылаясь на то, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами законодательства в области обращения с бытовыми отходами. В ходе проверки, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по КЧР установлено, что на северной окраине а. Тапанта, на участке ориентировочной площадью не менее 10000 кв.м, имеется несанкционированное размещение твердых бытовых отходов объемом не менее 6 тонн. На северной окраине а. Абаза-Хабль, на участке ориентировочной площадью не менее 10000 кв.м, с координатами сев. 44° 22^1 22.9^1^1 вост. 41° 38^1 10.6^1^1 имеется несанкционированное размещение твердых бытовых отходов объемом не менее 10 тонн. Размещение отходов таким способом является нарушением природоохранного законодательства, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем. Организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к полномочиям муниципального образования Грушкинское сельское поселение. На основании изложенного Адыге-Хабльский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Грушкинское сельского поселения в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории Грушкинского сельского поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В судебном заседании помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Асланукова Р.Р., требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора поддержала и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Грушкинского сельского поселения в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Согласно положениям статьи 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении или судебной повесткой с уведомлением о вручении либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. В соответствии с ч. 4 ст. 116 ГПК РФ в случае, если неизвестно место пребывания адресата, об этом делается отметка на подлежащей вручению судебной повестке с указанием даты и времени совершенного действия, а также источника информации. Согласно ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика. Между тем, ответчик о причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил. Таким образом, на момент рассмотрения дела у суда при условии надлежащего уведомления, не имеется сведений об уважительности причин неявки ответчиков, что в силу ст. 233 ГПК РФ предоставляет право суду рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства. При этом представитель прокуратуры не возражал против рассмотрения дела в отсутствие ответчика. В связи, с чем суд определил рассмотреть дело в соответствии с главой 22 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Выслушав помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Асланукову Р.Р. исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических или иных правоотношений.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 3, 7 указанного закона определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др. Согласно ст. 51 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.18 ч. 1 ст. 14) также установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с пунктом 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации. В силу п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В судебном заседании установлено, что после проведения обследования территории Грушкинского сельского поселения специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора, экспертизы и нормирования Росприроднадзора по КЧР, выявлен ряд нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. На северной окраине а. Тапанта, на участке ориентировочной площадью не менее 10000 кв.м, имеется несанкционированное размещение твердых бытовых отходов объемом не менее 6 тонн. На северной окраине а. Абаза-Хабль, на участке ориентировочной площадью не менее 10000 кв.м, с координатами сев. 44° 22^1 22.9^1^1 вост. 41° 38^1 10.6^1^1 имеется несанкционированное размещение твердых бытовых отходов объемом не менее 10 тонн.
Таким образом, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории данного муниципального образования относится к полномочиям муниципального образования Грушкинское сельское поселение. Администрацией поселения как исполнительно-распорядительным органом муниципального образования сбор и вывоз бытовых отходов не организован надлежащим образом, вследствие чего ТБО и мусор населением самостоятельно вывозятся на указанную выше несанкционированную свалку на территории Грушкинского сельского поселения, т.е. размещаются в несанкционированном месте, что является нарушением требований действующего природоохранного законодательства и законодательства в области обращения с отходами. Достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что обязанность по принятию мер по организации сбора, вывоза бытовых отходов должна быть возложена на иное лицо (лиц), суду не представлено, кроме того, местное самоуправление осуществляется в границах территории всего муниципального образования, а не только на территориях населенных пунктов. Отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает органы местного самоуправления от выполнения возложенных на них полномочий.
Размещение бытовых отходов и мусора на вышеуказанных территориях, без соблюдения предъявляемых к объектам размещения отходов требований, оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории Грушкинского сельского поселения Адыге-Хабльского района, так и неопределенного круга лиц, создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.
На основании изложенного муниципальное образование Грушкинское сельское поселение в лице исполнительно-распорядительного органа - администрации Грушкинского сельского поселения обязано организовать сбор и вывоз ТБО с места несанкционированного размещения бытовых отходов, находящихся на земельных участках, на северной окраине а. Тапанта, на участке ориентировочной площадью не менее 10000 кв.м. и на северной окраине а. Абаза-Хабль, на участке ориентировочной площадью не менее 10000 кв.м, с координатами сев. 44° 22^1 22.9^1^1 вост. 41° 38^1 10.6^1^1 т.е. ликвидацию данной несанкционированной свалки, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из условий разумности, с учетом того, что ответчик является муниципальным образованием и исполняет свои обязательства средствами бюджета, принимая во внимание размеры свалок, суд считает возможным установить ответчику для исполнения возложенной обязанности срок, указанный прокурором - один месяц, после вступления настоящего решения в законную силу.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к администрации муниципального образования - Грушкинское сельское поселение Адыге-Хабльского района об обязании устранения требований законодательства в области обращения с отходами - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования - Грушкинского сельское поселение Адыге-Хабльского района в течении месяца после вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории Грушкинского сельского поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Ответчик вправе подать в Адыге-Хабльский районный суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня получения копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР через Адыге-Хабльский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене настоящего решения, а в случае, если такое заявление ответчиком будет подано, в течение месяца, со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Косов Ю.А.