Решение по делу № 33-7462/2015 от 04.08.2015

Судья Решетникова Е.Ю. Дело № 33-7462

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 августа 2015 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Кадкина А.А.

судей Крайниковой Т.В., Шароглазовой О.Н.

при секретаре Половове А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саломатовой Т.А. к администрации Партизанского городского округа Приморского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма

по апелляционной жалобе администрации Партизанского городского округа

на решение Партизанского городского суда Приморского края от 04.06.2015 г., которым иск удовлетворен, на администрацию Партизанского городского округа возложена обязанность предоставить вне очереди Саломатовой Т.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, и расположенное в границах с. <адрес> либо с ее согласия в границах другого населенного пункта Партизанского городского округа по договору социального найма, общей площадью не менее 37,1 кв.м.

Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., объяснения представителя истца Томашевской И.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Саломатова Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данный жилой дом 1952 года постройки, общей площадью 37,1 кв.м. с печным отоплением. 17 декабря 2013 межведомственной комиссией, проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> по результатам которого сделано заключение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Жилой дом внесен в реестр аварийных домов Партизанского городского округа. Просила обязать администрацию Партизанского городского округа предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к условиям населенного пункта - <адрес>, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению площадью не менее 37,1 кв.м.

В судебном заседании истец и её представитель поддержали исковое требование.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором иск не признал, указав, что законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась администрация Партизанского городского округа, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права (п.1 и п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).

Из материалов дела следует, что Саломатова Т.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> она зарегистрирована и проживает в данном жилом помещении.

В отношении данного жилого помещения межведомственной комиссией принято заключение от 27 июня 2011 года № 563 –па о несоответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации и оно признано непригодным для постоянного проживания.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что, дом, в котором проживает истец, признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, поэтому у администрации Партизанского городского округа возникла обязанность по предоставлению Саломатовой во внеочередном порядке в силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма в соответствии с требованиями статей 87, 89 ЖК РФ.

Судебная коллегия с данным выводом суда не может согласиться, так как он основан на неверном применении норм материального права.

Согласно частями 1 и 8 статья 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Как следует из раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 г., результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Пленум Верховного Суда РФ в п.п. «и» п.20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 статьи 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Поскольку ответчиком решение об изъятии жилого помещения истца не принималось и соглашения между сторонами о предоставлении другого жилого помещения не заключалось, суд не вправе обязывать ответчика предоставить истцу жилое помещение.

По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).

Предоставление жилых помещений по договору социального жилищного найма регулируется другими нормами. Поэтому по иному определяется круг обстоятельств, которые подлежат установлению при рассмотрении таких требований.

Так, в соответствии со статьями 86, 87, 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Таким образом, указанные нормы регулируют предоставление жилых помещений гражданам, которые являются нанимателями непригодных для проживания квартир по договору социального найма. Истец к указанной категории граждан не относится.

Согласно п.3 ч.1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации в том случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с п.1 ч.2, ч.ч.5, 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Реализация предусмотренного указанными нормами права на предоставление жилого помещения не зависит от того, находится ли жилое помещение, занимаемое гражданами, у них в собственности, либо предоставлено им по договору найма, что неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации в различных постановлениях (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2009 N 44-В09-41; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2009 года № 376-О-П, от 19 октября 2010 года № 1328-О-О, от 26 мая 2011 года № 643-О-О).

При этом Конституционный Суд отмечает, что предоставление жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, государство одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

Из данных конституционных предписаний, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ), что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Следовательно, жилое помещение истцу могло быть предоставлено лишь при условии соблюдения общих правил обеспечения жилыми помещениями по договору социального жилищного найма, а именно: в силу ч.2 ст. 49, ч.1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Суд в ходе разрешения спора указанные условия обеспечения жильем по договору социального жилищного найма не установил. Материалами дела не подтверждается, что Саломатова Т.И. признана малоимущей и нуждающеся в улучшении жилищных условий, состоит на учете в качестве нуждающейся. На это обстоятельство истец в ходе рассмотрения дела не ссылалась, соответствующие доказательства не представляла. Поэтому вопрос о предоставлении ей жилого помещения по договору социального жилищного найма с применением положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках заявленных оснований и предмета иска не может быть решен положительно.

В связи с указанным, решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Партизанского городского суда Приморского края от 04.06.2015 года отменить, удовлетворить апелляционную жалобу администрации Партизанского городского округа Приморского края. Принять по делу новое решение. В иске Саломатовой Т.А. к администрации Партизанского городского округа Приморского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма – отказать.

Председательствующий Судьи


33-7462/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Саломатова Т.А.
Ответчики
Адм. ПГО
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Крайникова Татьяна Васильевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
26.08.2015Судебное заседание
17.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2015Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее