Дело № 2-634/2024 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово Камчатского края | 10 апреля 2024 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П. при секретаре судебного заседания Степаненко А.В. с участием представителя истца Самариной Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-634/2024 по исковому заявлению Емельяновой ИО1 к Куповых ИО2 и администрации Новоавачинского сельского поселения о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности,
установил:
Емельянова А.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчикам Куповых В.И. и администрации Новоавачинского сельского поселения, в котором просила признать за нею право собственности в силу приобретательной давности на земельный участок площадью 500 кв. м, с кадастровым номером №, расположенный <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – садоводство (л.д. 3-7).
В обоснование своих требований истец ссылалась на то, что с 2004 года с разрешения председателя садоводческого товарищества «Жемчужина» в связи с отказом собственника вышеуказанного земельного участка Куповых В.И. от его использования ее отец ФИО3. и мать ФИО4 открыто владели и пользовались спорным объектом недвижимости как своим собственным, а после их смерти спорным земельным участком стала владеть она. За все это время никто никаких прав на земельный участок им не предъявлял и интереса к нему не проявлял.
В судебное заседание истец Емельянова А.С. не явилась, направив в суд своего представителя Самарину Н.Г., которая, отказавшись от лица своего доверителя от требований к администрации Новоавачинского сельского поселения, иск к Куповых В.И. поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в нем (л.д. 101).
Отказ стороны истца от требований к одному из ответчиков был принят судом, о чем вынесено отдельное определение.
Ответчики Куповых В.И. и представитель администрации Новоавачинского сельского поселения, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились, о причинах неявки не уведомили, об отложении дела не просили и возражений по заявленным требованиям суду не представилил (л.д. 70, 85-86, 87).
Третьи лица, не заявлявшие самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика нотариус Петропавловска-Камчатского городского округа Сайфулина О.М. и представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, в суд также не явились, о причинах неявки не сообщили и об отложении дела не просили (л.д. 69, 70, 71, 88).
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) дело было рассмотрено судом в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив иск, выслушав сторону истца, исследовав и оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, отвечающие признакам относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела по существу, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что распоряжением Новоавачинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № члену садоводческого товарищества «Жемчужина» ПО «Камчатоблводоканал» Куповых В.И. был предоставлен в собственность для садоводства земельный участок №, имеющий в настоящее время кадастровый № и местоположение: <адрес> площадью 500 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – садоводство (л.д. 27, 28-29, 98, 99, 100).
Согласно пояснениям стороны истца, подтвержденным ее паспортом, свидетельствами о рождении, о заключении брака и смерти, свидетельством на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, членскими книжками, выпиской из протокола решения правления СОТ «Жемчужина» ПО «Горводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ №, договором дарения земельного участка между родственниками от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справками члена правления ТСН «Жемчужина» от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты и наследственным делом № в связи с отказом Куповых В.И. от своих прав на спорный земельный участок и его фактическим не использованием решением правления СОТ «Жемчужина» от ДД.ММ.ГГГГ Куповых В.И. был исключен из членов товарищества, а земельный участок № был выделен члену товарищества отцу истца ФИО3 являвшемуся собственником земельного участка в этом же товарищества с кадастровым номером №. После смерти ФИО3 наступившей ДД.ММ.ГГГГ, во владение и пользование спорным земельным участком вступили истец и ее мать ФИО4., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери Емельянова А.С., вступившая в ее наследство, стала владеть и пользоваться спорным земельным участком как своим собственным единолично (л.д. 21, 22, 23, 24, 25, 26, 30-31, 32-33, 34, 35-36, 37, 40, 41, 42, 43-47, 49, 72-83).
Таким образом, сторона истца владеет спорным объектом недвижимости как своим собственным более 19 лет без наличия к тому правовых оснований (титула), так как решение правления СОТ «Жемчужина» ПО «Горводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ о передачи земельного участка отцу истца не порождало ни у него, ни у его наследников права собственности на землю.
Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно пункту 1 статьи 1113 ГК РФ со смертью гражданина открывается наследство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 ГК РФ).
Из пункта 1 статьи 1142 ГК РФ следует, что наследниками первой очереди по закону являются супруг и дети наследодателя.
В силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (пункт 3 статьи 234 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
Как указано в пункте 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
При этом в пункте 16 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 ГК РФ, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности, или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Учитывая, что с 2004 года по настоящее время собственник спорного объекта недвижимости, указанный в соответствующем реестре в качестве такового не проявлял интереса к испрашиваемому истцом земельному участку, не заявлял в отношении него каких-либо правопритязаний и не выполнял обязанностей собственника этого имущества, суд при установленных обстоятельствах дела и положений гражданского законодательства Российской Федерации, находит исковые требования Емельяновой А.С. подлежащими удовлетворению, полагая доказанным факт того, что истец самостоятельно и в качестве универсального правопреемника своих родителей более 19 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным спорным недвижимым имуществом, которое не признавалось в установленном порядке бесхозяйным и не принималось на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать за Емельяновой ИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ право собственности в порядке приобретательной давности на земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, площадью 500 кв. м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – садоводство.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 17 апреля 2024 года.
Председательствующий | Д.П. Федорцов |