УИД 21RS0006-01-2019-001216-21
Дело № 2-1127/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2019 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Софроновой С.В.,
при секретаре Алексеевой Л.А.,
с участием истца Андреева Д.В.,
представителя ответчика Андреева О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева ФИО7 к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии» Министерства труда Российской Федерации, Бюро № - филиалу Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии» Министерства труда Российской Федерации о признании актов медико-социальной экспертизы незаконными,
у с т а н о в и л:
Андреев Д.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту - ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР»), Бюро № - филиалу Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту - Бюро № - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР») о признании актов медико-социальной экспертизы незаконными, мотивируя тем, что он состоит на диспансерном учете у инфекциониста, ему поставлен диагноз: «хронический вирусный гепатит С, цирроз печени смешанного генеза (HCV-инфек., экз.-токсич.), класс А по Чайлод-П.ю., портальная гипертензия, ХПН, хр. паренхиматозный панкреатит с внешнесекреторной недостаточностью, гипертоническая болезнь 2 стадия ст. 2 риск 3 ХСН1». ДД.ММ.ГГГГ он был освидетельствован в Бюро № - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР», о чем составлен Акт медико-социальной экспертизы гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам освидетельствования ему была выдана справка № о результатах медико-социальной экспертизы, из которой следовало, что ему инвалидность не установлена. Не согласившись с актом медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» с заявлением о проведении повторной медико-социальной экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно был освидетельствован экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР», о чем составлен Акт №. По результатам повторного освидетельствования ему была выдана справка №, согласно которой ему также не установлена инвалидность. Считает данные акты № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, поскольку в силу заболеваний он не способен полноценно трудиться. Просит признать незаконными акты медико-социальной экспертизы гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствующими положениям «Правил признания инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, приказу Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №Н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы государственными учреждениями МСЭ».
В судебном заседании, проведенном с использованием средств видеоконференцсвязи, истец Андреев Д.В. поддержал исковые требования по изложенным основаниям, просил удовлетворить их в полном объеме. Суду пояснил, что он нуждается в установлении инвалидности, поскольку у него нарушена работа и поджелудочной железы, и селезенки, и печени. Он ощущает постоянную слабость и недомогание организма.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» ФИО3 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что все действия ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» являются законными, что подтверждено заключением судебной медико-социальной экспертизы.
Представитель Бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. При этом суд отмечает, что Бюро № - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» - это обособленное подразделение ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР», которое не является юридическим лицом, и в силу ст. ст. 48, 49, 55 ГК РФ самостоятельной процессуальной правоспособностью не обладает, участником процесса быть не может.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Отношения по предоставлению мер социальной защиты, урегулированы Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и утвержденным Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Положения на осуществление мер по организации и развитию государственных служб медико-социальной экспертизы, в соответствии с положениями которых решение о вопросе нуждаемости в том или ином виде специализированных средств инвалиду осуществляется именно Бюро медико-социальной экспертизы.
Положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и предоставлено право обжалования в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти и должностных лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (часть вторая статьи 1 указанного Федерального закона).
Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года N 1024н (ред. от 05.07.2016) утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - Классификации и критерии), в соответствии с которыми выделяются основные виды стойких расстройств функций организма человека и 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов (пункты 3 и 4).
Порядок и условия признания граждан инвалидами определены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95.
В силу п. п. 2, 5 - 7 названных Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Андреев Д.В. был освидетельствован в Бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР», о чем составлен Акт медико-социальной экспертизы гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам освидетельствования ему была выдана справка № о результатах медико-социальной экспертизы, согласно которой ему не установлена инвалидность (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ Андреев Д.В. был освидетельствован экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» о чем составлен Акт медико-социальной экспертизы гражданина №. По результатам повторного освидетельствования ему была выдана справка №, согласно которой ему также не установлена инвалидность (л.д. 7).
Согласно представленной выписке из медицинской карты № Андреев Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении в инфекционном отделении БУ ЧР «Канашская центральная районная больница им. ФИО4» Министерства здравоохранения Чувашской Республики с основным клиническим диагнозом «Др. и неуточненный цирроз печени; Цирроз печени смешанной этиологии (HCV-инф., экз.-токсич.) стадия компенсации клеток А по Чайлд-Пью) (л.д. 8-9).
Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца назначена судебная комиссионная медико-социальная экспертиза в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда Российской Федерации (л.д. 34-35).
Из заключения экспертов ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов, данных объективного осмотра специалистами бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» и экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» у Андреева Д.В. выявлены нарушения здоровья 1 (незначительные нарушения) степенью выраженности стойких нарушений функции пищеварения, не приводящих к ограничению основных категорий жизнедеятельности на момент освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Максимально выраженное в процентах нарушение функции организма у Андреева Д.В. - 20 % установлено по п.3.5.2.1 количественной системы оценки степени выраженности нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами в процентах, в соответствии с приложением к Классификациям и критериям.
Отказ в установлении инвалидности Андрееву Д.В. правомерен, так как специалистами бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» и экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» выявлены незначительные нарушения функции пищеварения, не приводящих к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не определяющих необходимость социальной защиты, что не дает оснований для установления инвалидности в соответствии м «Правилами» и Классификациями и критериями». Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами (л.д. 50-60).
Оснований сомневаться в данном заключении не имеется, поскольку оно составлено компетентными специалистами, обладающими специальными познаниями, заключение составлено в полной мере объективно, его выводы - достоверны, эксперты об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации предупреждены. Доказательства, дающие основание сомневаться в выводах экспертов, суду не представлены.
Данное заключение в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенных исследований, в обоснование сделанных выводов приведены соответствующие данные из представленных материалов.
На основании изложенного правовых оснований для удовлетворения исковых требований Андреева Д.В. не имеется. Наличие у истца ряда заболеваний не является безусловным основанием для установления инвалидности, поскольку состояние здоровья оценивается учреждением медико-социальной экспертизы с учетом строго определенных критериев и правил. Совокупности условий для определения инвалидности, предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, не установлено.
Отказывая в удовлетворении иска, суд также исходит из того, что установление инвалидности относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Порядок проведения медико-социальной экспертизы, установленный в вышеуказанных Правилах со стороны бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» и экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» при проведении экспертиз в отношении истца соблюден. Экспертизы проведены специалистами бюро и экспертного состава путем обследования истца, изучения представленных медицинских документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных истца. При проведении экспертиз составлялись протоколы, по результатам экспертиз составлены акты, форма и порядок составления которых соответствуют установленным требованиям. Вопреки доводам истца медико-социальные экспертизы проведены в соответствии с действующими на момент их проведения положениями Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", Приказа Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Ссылки Андреева Д.В. на указание в справке №.103.Э.21/2019 о результатах медико-социальной экспертизы даты её выдачи ДД.ММ.ГГГГ, тогда как он был повторно освидетельствован только ДД.ММ.ГГГГ, не могут служить основанием для признания актов медико-социальной экспертизы незаконными, так как из пояснений представителя ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» ФИО5 в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дата ДД.ММ.ГГГГ указана в справке, исходя из даты обращения истца с заявлением. Указанное обстоятельство не повлияло на объективность экспертов, содержание и результат проведенной медико-социальной экспертизы.
Довод истца о том, что в силу заболеваний он не способен полноценно трудиться, ощущает постоянную слабость и недомогание организма, несостоятелен, поскольку указанное само по себе не свидетельствует об инвалидности человека.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Андреева ФИО8 к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии» Министерства труда Российской Федерации, Бюро № - филиалу Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии» Министерства труда Российской Федерации о признании актов медико-социальной экспертизы незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.В. Софронова